Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Биология и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ РЕВЮ
Обозрение Сергея Попова

НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology



"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.10.2001
16:12

"Порядок из хаоса"

    И. Пригожин, И. Стенгерс М. УРСС, 2000 (2-е изд.) Серия книг выдающегося бельгийского ученого (родившегося в России в 1917 г.), лауреата Нобелевской премии (1977), Ильи . . .

22.10.2001
15:32

Для астрономов с головой и руками

    (Сделай сам. Космос, Эгмонт Россия) Астрономия - экспериментальная наука. Поэтому и постигать ее надо используя не только голову, но и руки. В этом может помочь . . .

17.10.2001
16:17

АСТРОНОМИЯ И КОСМОС. Энциклопедия.

    Л. Майлс и А. Смит. М. РОСМЭН 2000 В 2000 году издательство РОСМЭН выпустило в свет очередную иллюстрированную популярную энциклопедию по астрономии. Поскольку сейчас . . .

15.10.2001
12:59

Новая книга по астрономии как зеркало нашей современной научно-популярной литературы

    (Библиотека школьника: астрономия. Минск, Хаврест, 1998) Научно-популярная литература (мы будем говорить в основном о физике и астрономии, т.к. в других областях . . .

15.10.2001
12:56

Энциклопедия окружающего мира. Звезды и Планеты.

    Белый город. 1998. Когда я был маленьким, я тоже читал научно-популярные книжки. Только тогда книжки были не такими красивыми. И все великолепие звездного мира . . .

12.10.2001
17:58

Наша Астрономия

    История астрономии в России и СССР. под. ред. В.В. Соболева. М. Янус-К 1999. Конец века и тысячелетия - время подведения итогов в самых разных областях человеческой . . .

12.10.2001
17:57

Физика и астрономия

    8 КЛАСС (рабочая тетрадь) В.Касьянов, В. Дмитриева НПО ШКОЛА, Москва, 1997 Рабочие тетради все чаще и чаще используются в процессе преподавания (и, соответственно, . . .

10.10.2001
19:03

Как взрослые дяди рефераты пишут

    ("Царица неба", А. Томилин, М. Современник, (1974, с добавлениями и изменениями 1998).) Доколе ...?!? Чертовски хочется написать положительную рецензию. Однако, приходится . . .

10.10.2001
19:01

Вся школьная физика в одной книге

    ФИЗИКА, Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. (Ю.И. Дик, В.А. Ильин и др.) Москва, "Дрофа", 1998 Предлагаемая вашему вниманию книга, является одним из . . .

07.10.2001
15:27

Астрономическая МИФтерия.

    Астрономия: легенды и предания. Э.К. Крапп. М. ФАИР-Пресс. 1999/ пер. с англ. К. Савельева. Переводить книги стоит, в первую очередь, если появление подобного издания на . . .

07.10.2001
15:25

Средневековые пособия или тень тени

    ("Физика 9 и 11: экзаменационные вопросы и ответы"; автор-составитель Л.В. Гришина, АСТ-ПРЕСС, Москва, 1999) Среди современной учебной литературы есть пособия самых . . .

05.10.2001
20:26

Жемчужина естествознания

    (Обзор учебников по астрономии)

    Школьные предметы часто явно или неявно делят на "предметы первой необходимости", "второй необходимости" и т.д. Астрономия чаще всего оказывается ближе к хвосту этой последовательности. Среди прочих ассоциаций в связи с этим возникает и такая: что такое "предметы не первой необходимости"? -- драгоценности, меха, антикварная мебель ... Т.е. то, что украшает жизнь, предметы роскоши. Не будем здесь обсуждать необходимость астрономии. Поговорим о ней именно как о роскоши.

    Астрономия действительно можно сделать самым ярким бриллиантом в короне школьного естествознания. И вниманию решившегося на это учителя предлагается три современных учебника по астрономии: Е.П. Левитан (1994), А.В. Засов и Э.В. Кононович (1996), В.В. Порфирьев (1997) (также многие помнят, а кое-кто может быть и использует, учебник Воронцова-Вельяминова, которым пользовались в течение десятков лет). У всех этих учебников есть свои особенности, свои достоинства и недостатки. Но вначале остановимся на их общих чертах.

    Учебники построены по сходной схеме: введение -- практическая астрономия (включая основы сферической астрономии, измерение времени и т.д.) -- солнечная система -- Солнце и звезды -- галактики -- космология -- происхождение небесных объектов (солнечной системы, звезд и т.д.). Из четырех книг только учебник Засова и Кононовича имеет немного другую (более последовательную, как мне кажется) структуру. Во всех учебниках 33-35 параграфов (что естественно связано с количеством часов, отводимых на астрономию), везде чуть более 100 рисунков (в приложение к учебнику Засова и Коновича также выпущен атлас). Ни один из учебников, к сожалению, не может похвастаться очень хорошей полиграфией (сравнимой, скажем, с качеством энциклопедии Аванта +, а в случае астрономии это важный параметр). Во всех учебниках порядка 50%(+/-10%) объема отводится описанию свойств небесных объектов. При этом, пожалуй, ни один из этих учебников не может являться единственным учебным пособием при занятиях астрономией, что является особенностью данного предмета.

    Во всех учебниках, на мой взгляд, недостаточно освещены (хотя и затронуты) чрезвычайно важные и интересные (хотя иногда непростые) вопросы астрофизики: расширение Вселенной, темная материя, реликтовое излучение (вообще космология), компактные остатки звезд, сверхновые (вообще конечные стадии эволюции звезд), активные ядра галактик, тесные двойные системы (вообще нестационарные процессы), применение компьютеров в астрономии (учитывая огромный интерес школьников к компьютерной технике, можно было бы сделать изложение более полным и интересным). Везде описанию Солнечной системы отводится места больше, чем описанию мира галактик и космологии вместе взятым. Нигде подробно не обсуждается вопрос о происхождении химических элементов -- на мой взгляд один из самых важных вопросов вообще затрагивающихся в курсе астрономии. Понимание того, что все мы состоим из "звездного вещества" (т.е. вещества, прошедшего термоядерное горнило звезд), поскольку изначально во Вселенной элементы тяжелее гелия фактически отсутствовали, позволяет человеку совсем по-другому взглянуть на звезды.

    Когда в том или ином учебнике обсуждается проблема разумной жизни во Вселенной, то делается это на чрезвычайно примитивном уровне. Лучше уж тогда просто не затрагивать этот деликатный вопрос, как иногда и поступают (хотя факт "молчания Вселенной" является одной из главных загадок современной науки; интересующимся можно порекоменодовать статью В.М. Липунова в журнале "Земля и Вселенная" N1 за 1995 год).

    В каждом из рассматриваемых учебников драгоценное место, которого так не хватает на ту же космологию, расходуется на изложение уже пройденных школьниками вопросов: законы движения тел под действием силы тяготения, смена времен года, суточное движение и т.д.

    Из-за недостатка места возникает проблема выделения главного в море фактов. Отсюда возникает потребность в какой-то руководящей, объединяющей по возможности идеи. В то время как все учебники практически представляют собой просто систематическое изложение фактов и теорий.

    Вместе с тем велики и отличия учебников друг от друга. Часть этих различий просто связана с различным объемом учебников: объем учебника В.В. Порфирьева составляет <70 % объема учебника Е.П. Левитана (при этом, например, том "Астрономия" энциклопедии Аванта + почти в 6 раз больше учебника Е.П. Левитана, это должно служить напоминанием, что включить в учебник можно только малую часть астрономических знаний даже на самом простом уровне изложения).

    Отличается стиль изложения (например, на мой взгляд, учебник Е.П. Левитана написан более живым языком). Но кроме этого часть различий связана с тем, что из всех авторов только А.В. Засов и Э.В. Кононович являются "активно действующими" профессиональными астрономами. Кроме того, что это позволило им избежать ошибок при изложении и сделать стиль учебника более строгим, а материал более сложным (что является в данном случае достоинством), важно то, что в данном случае авторам было проще ориентироваться в современном материале (к тому же авторы работают в совершенно разных областях астрофизики: физмка галактик и физика Солнца).

    Как мне кажется, в создании учебников по астрономии обязательно должны принимать участие профессиональные астрономы. Это непосредственно связано с особенностями астрономии. Школьная астрономия существенно отличается от физики, химии или математики. В курсе астрономии имеют огромное значение самые свежие результаты, в то время как в курсах математики и физики (за исключением физики 11 класса) излагаются уже застывшие результаты, полученные даже не в 20 веке. Непрофессионалам труднее следить и критически воспринимать современные результаты (я даже не говорю о том, что появляются эти результаты практически только в специальных обычно англоязычных журналах, хорошей современной научно-популярной литературы на русском языке очень и очень мало). Из-за постоянного появления новых результатов (благодаря запуску новых спутников, вводу в строй новых телескопов) учебники по астрономии следует часто перерабатывать, нельзя без существенных изменений переиздавать их годами, и здесь опять же необходимо участие астрономов-профессионалов.

    Во многих странах астрономия воспринимается не как роскошь, которой легко можно пренебречь. Типичным является название "факультет физики и астрономии" и это не просто слова. В России же астрономия преподается на единичных физических (а иногда даже математических!) факультетах. А развитие астрофизики, говорю это для глубоких прагматиков, имеет уже то значение, что астрономия привлекает к занятиям физикой (в том числе и прикладной) много молодежи, поскольку в 12-14 лет гораздо проще заинтересоваться квазарами, чем, скажем, пленками. Но здесь мы уже отвлеклись на общие проблемы астрономии в нашей стране, что кстати отражается и на школьной астрономии.

    Резюмируя этот краткий обзор учебников по астрономии для школ, можно сказать следующее. Несмотря на некоторые различия учебники не катастрофически сильно отличаются друг от друга. Если предполагается более углубленное изучение астрономии, опирающееся на хорошую физико-математическую подготовку учеников, то будет разумным выбрать учебник А.В. Засова и Э.В. Кононовича. Если целью является менее серьезное изложение, то разумно использовать учебник Е.П. Левитана. Однако, если учитель достаточно хорошо знает предмет, располагает достаточным количеством пособий и научно-популярных книг, и если планируется, что основой подготовки учеников может быть конспект занятий, то более простой и компактный учебник В.В. Порфирьева вполне может выступить в роли пособия для домашней работы учеников.

    Можно воспринимать астрономию в школе как красивую роскошь, а не как необходимость. Но жизнь (а, стало быть, и обучение) без красоты была бы такой скучной (и что мы будем делать, когда придется спасать мир?).


    Газета "1-е Сентября" , 3 Сентября 1998

05.10.2001
15:11

Задачи без ответов

    Сборник задач по астрономии. Г.П. Субботин. М. "Аквариум". 1997. Сборники задач по астрономии не являются чрезвычайной редкостью, с другой стороны и особого изобилия . . .

05.10.2001
15:10

Числом поболее, ценою подешевле

    (Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Л.В. Жуков, И.И. Соколова. СПб МиМ 1998) Мы живем в непростое время. Почти всем приходится, даже покупая самое необходимое, . . .

03.10.2001
17:24

Астрономия с Патриком Муром.

    Гранд, ФАИР-ПРЕСС. 1999 Т.к. сейчас появление новых хороших отечественных научно-популярных книг связано с большими проблемами, то естественно стремление . . .

24.09.2001
18:11

Астрономия во всей красе

    АСТРОНОМИЯ. 10-11 КЛАСС (рабочая тетрадь); Е.П. ЛЕВИТАН; НПО ШКОЛА -- Издательство "Открытый Мир", Москва, 1997 Несмотря на значительные проблемы с астрономическим . . .

17.09.2001
13:23

Гуманитарен ли учебник для гуманитариев?

    Б.М. Яворский, С.А. Тихомирова Учебник по физике для 10 класса Москва, Школа-Пресс, 1997 Написать отзыв об учебнике гораздо сложнее, чем просто отзыв о книге. Для того . . .

14.09.2001
19:28

Нужно называть кошку кошкой

    С.В. Громов. Учебник по физике для 9 класса. М.: Просвещение, 1997. С одной стороны обилие различных учебников, представляющих альтернативы друг другу, не может не . . .

14.09.2001
19:25

Интересный разговор о физике

    Физика. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М. АСТ, 1998 Сост. А.А. Леонович. Общ. ред. О.Г. Хинн. Нужно сразу признаться, что в детстве я очень любил такие книги. Тогда . . .

12.09.2001
19:14

Волшебное таинственное путешествие

    "Roll up for the mystery tour The magical mystery tour Is hoping to take you away Hoping to take you away" ("The Beatles") "Путешествие по вселенной" - хорошая книга. На этом рецензию можно было бы и закончить. Однако . . .

1|2

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100