Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Дискуссия

Лучшие молодые
ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Медицина и жизнь" | Новости науки Александра Семенова | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НА НЕБЕСАХ

Обозрение профессора В.М.Липунова
Здесь не просто рассказывается о новых знаниях добытых учеными, а ещё и о том как эти знания добываются

Лучшие молодые
ученые России

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> ... Все

03.04.2003

Фирма "Очкарик" помогла России увидеть самый грандиозный взрыв во Вселенной первыми в Европе

Гамма-всплески - это самое грандиозное явление, с которым человечество столкнулось во Вселенной. Их мощность в миллионы раз превосходит светимость квазаров и . . .

01.04.2003

"Гравитация и космология" на передаче Александра Гордона сегодня

Почему тяготение предпочитают объяснять теорией гравитации Эйнштейна? Может ли пустое пространство существовать само по себе и с чем связана инерция тел? Что . . .

30.03.2003

МАСТЕР: самый необычный гамма-всплеск

Вчерашней ночью телескоп-робот МАСТЕР отнаблюдал первый гамма-всплеск. Честно говоря, до сих пор нам не везло. Начиная с октября прошлого года почти все удобные . . .

04.02.2003

"МАСТЕР" снимает комету над деревней

Мобильная Астрономическая Ситема ТЕлескопов-Роботов (МАСТЕР) продолжает охоту за гамма-всплесками. Тем временем, на небе происходят разные интересные явления и . . .

27.01.2003

Астро-картинка дня: Астероид Садея на фоне Андромеды

Геннадий Борисов - астроном и фото-художник - прислал нам новую свою работу. На нем кроме звезд, присутствует внегалактиченский объект - Андромеда и объект . . .

05.01.2003

Что такое нейтронные звезды?

Белые карлики Нейтронные звезды Вырожденный газ обладает удивительным свойством: его давление не зависит от температуры, а определяется только плотностью: . . .

19.12.2002

Российская система МАСТЕР в погоне за гамма-всплесками

Мы уже сообщали о начале работы мобильной астрономической системы телескопов-роботов (МАСТЕР ). Сейчас наша система состоит из двух светосильных, с широким полем . . .

04.11.2002

"Парниковая катастрофа" на передаче Александра Гордона

Пару лет назад в "Русском переплете" был открыт проект "Парниковая катастрофа", где публиковались статьи Алексея Карнаухова и дискуссия вокруг них. 14 ноября на НТВ . . .

23.10.2002

Туманность Ориона пять минут назад

В эти минуты нахожусь на обсерватории Александра Крылова. Снимаем участки звездного неба в направлении вчерашних гамма-всплесков. Увы, погода есть сегодня, а не . . .

17.10.2002

Синхронное наблюдение космических гамма-всплесков с Земли: первый астрофизический эксперимент на деньги русского предпринимателя

"Около тридцати лет астрофизики безуспешно пытались разгадать одну из самых загадочных тайн Вселенной -- природу гамма-всплексов. Десятки космических экспериментов, сотни теоретических статей лишь затуманивали ситуацию, и только совсем недавно, весной 1997 года, стало ясно, что мы имеем дело с самым грандиозным по мощности явлением в природе." Это рюзюме моей статьи, опубликованной в Соросовском образовательном журнале "Военная тайна астрофизики" где описана история проблемы.

Действительно, загадка гамма-всплесков наряду с тайной темной материи и мистерией рождения Вселенной является интереснейшей проблемой не только современной астрофизики, но и всего естесствознания. Все эти годы гамма-всплески наблюдались только из космоса - гамма излучение полностью поглощается атмосферой Земли.

Карта Мира фантастически изменилась в последние годы. Теперь мы знаем, что Вселенная на 70 процентов состоит из космического вакуума, что темная материя в десятки раз превышает по массе видимое вещество, а самыми мощными катаклизмами в природе являются гамма-всплески. Квазары и активные галактики по-просту "слабенькие" угольки еле тлеющие между гигантскими вспышками гамма-излучения, освещающими всю Вселенную каждый день. Но вот вопрос, который мучил исследователей последние 30 лет - светит ли гамма-всплеск в видимом, простите за тавталогию, свете?

Как мы теперь знаем - да, и еще как! Сначала астрономы открыли слабое "оптическое послесвечение", возникающее через сутки на месте гамма-всплеска. А в 1998 году американские физики из Лос-Аламоса, с помощью смехотворно-маленького, - даже по любительским меркам - телескопа, впервые смогли зарегистрировать синхронное оптическое излучение и блеск его составил 9-ую звездную величину. С тех пор десятки групп в мире пытаются подтвердить это явление. Но сделать это оказалось очень непросто. В чем проблема? Сложность в том, что нужно решить совершенно новую астрономическую задачу - в считанные секунды навестись в зараннее неизвестную точку неба и обнаружить на приличном - в несколько градусов участке - оптическую впышку длительностью несколько десятков секунд. Дело в том, что гамма-обсерватории до сих пор определяют положение гамма-всплесков, особенно в первые секунды, когда гамма-всплеск еще не окончился - не очень надежно. Очевидно, для решения такой задачи необходим мобильный, полностью автоматизированный телескоп с большим полем зрения, информационно связанный прямо с гамма-спутником. О таком эксперименте я мечтал последние десять лет и только в этом году, благодаря удивительному стечению обстоятельств, такой телескоп удалось создать в России.

Есть у меня старинный товарищ, сотрудник нашего института (Государственный астрономический интститут имени П.К. Штернберга при МГУ) - Александр Викторович Крылов. С детства Александр Крылов был любителем астрономии, шлифовал зеркала, делал телескопы и даже построил на своем подмосковном участке настоящую обсерваторию с настощим павильоном и куполом над ним. Но и после, когда он стал профессиональным астрономом - продолжал достраивать свою обсерваторию. В прошлом году - это уже оказалась настоящая двухэтажная научная лаборатория. Зачем, почему сотрудник научного института, живя в недостроеном доме, продолжает тратить силы и время - не имея никаких левых доходов - на постройку обсерватории? Две причины главные - любовь к звездному небу и наша постперестроечная разруха. Дело в том, что за последнее десятилетие наш институт, да и весь наш Университет потеряли почти все свои наблюдательные и экспериментальные базы. Отошел к Узбекистану лучший по качеству оптический телескоп на горе Майданак, национализирована и "ржавеет" высотная наблюдательная база с двумя автоматическими телескопами немецкого производства под Алма-Атой, да и на Крымской станции нашего Интститута, куда приходится ездить с загранпаспортом - не протолкнутся.

Вот и строит астроном себе рабочее место. Вообще - это тема отдельной статьи о том как наша наука возвращается в сараи, гаражи и подвалы. И статья может называться - "Наука уходит в андерграунд". Да господа, теперь не рокеры и художники из бойлерных, а ученые уходят в андергарунд, где вопреки официальному наплевательскому отношению к науке и технике, продолжают творить.

Недавно, возвращаясь из обсерватории Александра Крылова, мне подумалось: Вселенная наша оказалась поразительно маленькой, поскольку самый дальний ее край можно увидеть с помощью небольшого телескопа, а вполне вероятно и невооруженным глазом! Ведь что такое 9-ая звездная величина? Это всего лишь в тридцать раз слабее порога нашего зрения. Да и тот всплеск, который американские физики зарегистрировали - был не самым ярким. Следовательно, могут быть и видимые простым глазом человеческим. Но, конечно, научный результат глазом не получишь - нужны объективные приборные данные.

Весной этого года на обсерватории появился Сергей Михайлович Бодров - предприниматель и любитель астрономии. К этому моменту Александру Крылову (с любезной помощью cотрудника Интститута Астрономии академии РАН Александра Викторовича Багрова и Александра Магницкого) удалось получить заброшенную, ржавевшую десять лет монтировку телескопа. Мы устроили "деловое совещание" и решили - будем делать автоматизированный интернет-телескоп для синхронных наблюдений гамма-всплесков. Необходимо было решить три важнейших задачи - установить и автоматизировать монтировку телескопа, провести Интернет (а это подмосковье!) написать пакет управляющих программ. Все оборудование обеспечил нам Сергей Михайлович Бодров.

Подобралась команда - Виктор Геральдович Корнилов - сотрудник нашего интститута - один из лучших в России (да и не только) астрономов-экспериментаторов (кстати, паралельно он помогает американским астрономам найти место для тридцати-метрового наземного оптического телескопа). Геннадий Борисов - изготовивший широкопольный телескоп уникальной конструкции, рассчитанный нашим сотрудником, доктором физ-мат наук Валерием Юзефовичем Теребижем. Студенты пятого курса физфака - Дмитрий Кувшинов, Михаил Кузнецов и Сергей Потанин - освоили все - от бетонных работ до написания программ на C++. Работа закипела.

Хотя никаких конкретных сроков мы не ставили, но уж очень хотелось успеть к старту космической обсерватории "Интеграл", которая даст самые точные координаты гамма всплесков. Сегодня поступило сообщение об успешном выводе на орбиту гамма и рентгеновской обсерватории. Сегодня же и мы сообщаем о своей готовности и приглашаем посетить сайт первого в России автоматизированного интернет-телескопа с большим полем зрения:

observ.pereplet.ru/

Сейчас наши компьютеры находятся на постоянной связи с американским и европейским собратьями. В считанные доли секунды по Интернету они передают информацию с космических спутников. И просыпаясь по утрам под крики петухов и электричек, почти не верится, что Россия снова подключилась к исследованию самых загадочных объектов Вселенной в реальном времени!

Особая благодарность компании Инет, которая обеспечивает Интернет и предоставила нам для научного эксперимента бесплатный трафик. "Русский переплет" в ответ за понимание нужд российской науки разместил баннер компании на всех страницах "Русского переплета",

так что и сам "Русский переплет" поддерживает нашу науку!

262763  2002-10-17 19:44:57
ВМ
- Заходите в гости!

262764  2002-10-17 20:13:12
Nik
- Vladimir Mihaylovich', Vas mojno tol'ko pozdravit'. Teper' budem jdat' real'nih nauch'nih rezul'tatov.

V gosti, esli priglasite, obiazatel'no priedu. S fotoapparatom. Sdelayu reportaj. Tem bolee, chto v malen'kom nedostroenom ( trehetajnom domike s garajem :-) ) okolo observatorii mojet svobodno razmestit'sia polovina sotrudnikov GAISha. :-)

262765  2014-11-28 15:18:08
ВМ
- Дорогой Николай!

Милости просим - я там бываю почти каждый день - могу захватить.

262766  2002-10-17 20:45:08
Nik
- Spasibo, Vladimir Mihaylovich', vernus' iz CERNa (na noyabr'skiye), obiazatel'no vospol'zuyus' Vashim priglasheniyem.

09.10.2002

Лауреаты нобелевской премии - астрофизики!

8 октября 2002 г. Шведская Королевская Академия Наук решила присудить Нобелевскую Премию по физике 2002 года Рэймонду Дэвису, Масатоши Кошиба и Рикардо Джиаккони (его . . .

07.10.2002

Взорвется ли Солнце через шесть лет?

"Господин Пирс Ван дер Меер из Голландии, астроном, с помощниками, пришел на той неделе к выводу, что Солнцу осталось быть шесть лет, а там будет взрыв сверхновой . . .

01.10.2002

Самые красивые мысленные физические эксперименты

Роберт Криз (Robert Crease), сотрудник философского факультета университета штата Нью-Йорк, и Сони Брук (Sony Brook), историк Brookheaven National Laboratory, провели опрос среди . . .

25.09.2002

Принцип Маха и энергия космического вакуума

Недавнее открытие ускорения расширения Вселенной (Reiss A.G. et al., 1998; Perlimutter S. Et al., 1999)) связывается с энергией космического вакуума, который в свою очередь может . . .

23.09.2002

Красные гиганты и белые карлики

Начало Белые карлики Теория Эддингтона великолепно объясняла положения звезд на диаграмме Герцшпрунга - Рессела. Задавая массу звезды и ее химический . . .

12.09.2002

Звезды, чайники и горящие болота

Предыдущее Покидая главную последовательность Линия, вдоль которой движется звезда на диаграмме Герцшпрунга - Рессела, называется эволюционным треком . . .

09.09.2002

Если выключить Солнце

Предыдущее Ядерная эволюция Перегорание водорода в гелий - необратимый процесс. Запасы водорода в звезде ограничены. Термоядерные реакции могут идти . . .

30.08.2002

Если бы не квантовая механика

Скептики, действуя в рамках существующих законов, "доказали" полную несостоятельность термоядерного синтеза в центре Солнца. На рис. 30 показан график зависимости . . .

27.08.2002

Почему светит Солнце?

Предыдущее Всего за 30 миллионов лет Полный запас тепловой энергии в звезде примерно равен ее гравитационной энергии с обратным знаком, т. е. порядка GM2/R. Для . . .

21.08.2002

Астрокартинка дня: фото астероида 2002NY40, который напугал землян

Геннадию Борисову - художнику и астроному, автору нашего журнала, удалось получить одну из лучших фотографий астероида, пролетавшего мимо Луны 17 августа. Вот: что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> ... Все