TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало… Иванов. Ветка. 1835-40. Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х. Вполне . . .

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

20.10.2019
12:59

Я волком бы выгрыз...

     

    Механизм создания догматизма у меня такой. – Я насобирал искусствоведческих принципов, заметил, что они взаимосогласованы, нанизал на них целые гирлянды примеров и – стал думать, что у меня – истина в кармане.

    Одна из взаимосогласованностей – особое, наверно, понимание слова “идеостиль”. Стиль ориентируется на внешние признаки, а идеостиль, по-моему, - на внутренний: подсознательный идеал автора.

    А ориентация на внешние приводит к ерунде. – Например:

    "Среди этюдов драпировок есть один в полном смысле слова натюрморт (конец 1840-х годов), возбуждающий некое предчувствие Сезанна. Дело не только в самом характере постановки и композиции, но прежде всего в стремлении передать первооснову предмета – материю – и одушевить ее” (Д. Сарабьянов).

    Иванов. Драпировки, лежащие на круглом столе. Вторая половина 1840-х.

    Предполагаю, что Сарабьянов в голове имел что-то такое из Сезанна.

    Сезанн. Натюрморт Яблоки, груши и виноград. 1880.

    А у Сезанна вовсе выражена не первоосонова, не материя и не одушевление их, а иномирие, как альтернатива Этом плохому-преплохому миру. И потому овалы торца столба и тарелки не подобны. Ибо не параллельны в этом иномирии горизонтальные плоскости. И потому не сойдутся невидимые за фруктами левый с правым ободками тарелки.

    Сезанн. Натюрморт с персиками, сахарницей и банкой имбиря перед комодом.

    Особенно показательно искажение обычного пространства у Сезанна в продолжениях кромки стола, в центре заслонённой свесившейся скатертью. Кромка не продолжается! Смещена.

    Но искажение пространства не заметны. Зато заметно такое искажение натуры, как обводка контуров тёмной полосой: яблок, сахарницы, складок материи: скатерти, полотенца, тряпки… Обводка издавна иногда переходила в живопись из рисунка и в живописи не кажется иномирием.

    Джотто.

    А кто-то, уважаемый, наверно, когда-то сказал, что Сезанн выражает повышенную материальность. – Всё. Догма. Все как попугаи продолжают утверждать то же.

    Я не думаю, что Сарабьянов под якобы сезанновской утрированной материальностью подразумевал, что круглость стола у Александра Иванова какая-то сомнительная (справа вдали).

    Мне кажется, что Иванов в этюдах драпировок пытался найти среднее между тем, что у него в “Явлении Христа народу” выражали люди, стихия психики, и тем, что выражала природа. Люди живут "как бы в странном междуцарствии” (Алленов. Александр Андреевич Иванов. Л., 1989). Подсознанием (в сознании не могло быть такой чёткости, как вы прочтёте дальше) Иванов “понимал”, что своим “текстом” о состоянии между язычеством и монотеизмом он-де, художник, даёт образ того состояния человечества, когда оно усомнилось в движении современной истории к капитализму и ещё не смотрит (на картине – буквально: никто Христа не видит {вглядитесь в картину и убедитесь сами}) на только-только появившийся тоже сомнительный сенсимонизм. Природа же была для Иванова образом "царствующего… спокойствия” (Там же).

    Вот волнующиеся складки драпировок мне представляются образом волнующегося и сомневающегося человечества, а их обводка – образом как бы их утихомиривающего, обездвиживающего начала. И то же – в самой якобы круглости стола, заявленной в именовании этюда. Круглость – спокойствие, а её нарушение – волнение.

    Иванов – реалист, если считать реализмом чуяние художником более или менее скорого будущего в социуме – массового социалистического и коммунистического движения – тогда как большинство художников этого совершенно не чует (хоть “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса и “Что такое собственность” Прудона уже напечатаны).

    А Сезанн – ницшеанец, вконец разочаровавшийся в Этом мире (с его христианством, духовно спасущим на том свете, и скукой благополучия среднего класса на свете этом), личную (и больше ничью) радость чувствующий только в умении дать образ принципиально недостижимого метафизического иномирия (восприемники тоже могут пережить радость сотворчества, смутно “понимая” {подсознанием} это иномирие, но художника это не касается {он совершенно не стремится быть понятым публикой, и ему плевать, если она не “поймёт”}).

    Для Сарабьянова же главное, что у обоих – у Иванова и Сезанна – есть обводка контуров. Всё! У Иванова-де "предчувствие Сезанна”.

    Ну как мне не выть?!.

    14 октября 2019 г.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100