TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал об Акутагаве, и в обеих мне пришлось вывести, что он – ницщеанец. Но я подумал, что не мешает и внешняя. И спросил у поисковика: “Акутагава ницшеанец”. Второй позицией в списке была моя статья, но первой – чужая. Мол, боролся он с ницшеанством. Это не важно. Важно, что он о нём знал. Мне хотелось прочесть, как он о Ницше узнал. В Википедии о нём буквосочетания “ницш” нету. Но там есть, что он "поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета”. – Ну так я решил, что там он не мог миновать ницшеанства. Борхес подбодрил: "он постоянно возвращался к Шопенгауэру [и] каппы становятся у него людьми и ничтоже сумняшеся ссылаются на… Ницше” (http://lib.ru/BORHES/s1.txt). И ещё в одном месте я нашёл, что он с детства даже знал Ницше, и позже: "…философия… Ницше, серьезно увлекла студента Акутагаву” (https://profilib.org/chtenie/108901/lyudmila-saraskina-besy-roman-preduprezhdenie-41.php). Ну и о католичестве, надо думать, он тоже имел понятие.

    А в чём дело?

    В том, что меня осенило (имея в виду, что Акутагава ницшеанец), что общего в показаниях в рассказе “В чаще”. Показывает разбойник, жена убитого и дух убитого. Все одержимы гордыней и говорят, каждый, что убил он.

    Разбойник горд, что ему достался такой сильный противник:

    "На двадцать третьем взмахе мой меч пронзил его грудь. На двадцать третьем взмахе - прошу вас, не забудьте этого! Я до сих пор поражаюсь: во всем мире он один двадцать раз скрестил свой меч с моим. (Веселая улыбка.)”.

    Какая гордыня! Ему нипочём, что его ж казнят. В Японии по сей день есть смертная казнь за убийство – статья 199 (https://pikabu.ru/story/smertnaya_kazn_v_yaponii_1710574). Но он должен рассказать о своей феноменальной победе, собственная смерть его не страшит.

    Изнасилованная на глазах у мужа жена говорит, что из гордыни убила мужа (плохо на неё смотрел):

    "Все с тем же презрением ко мне муж проговорил одно слово: "Убивай". Почти в беспамятстве я глубоко вонзила кинжал в его грудь под бледно-голубым суйканом”.

    Себя, правда, она, как хотела, не смогла убить, зато это теперь сделает власть – гордыня опять восторжествовала.

    Ну и дух убитого говорит, что, будучи живым, он потому же покончил с собой – взыграла гордыня.

    Возмущённый желанием женщины, чтоб за презрение к ней, выражаемое привязанным к дереву мужем, мужа разбойник убил, разбойник её оттолкнул ногой, а мужу надрезал верёвку. Муж освободился и закололся, раз жена его предала (в принципе согласилась пойти в жёны разбойнику).

    Абсурд: каждый говорит такую версию, которая опровергает версии остальных. И никто не врёт. Духу убитого врать незачем. Разбойник смерти не боится (зачем ему врать):

    "Подвергните меня самой жестокой казни - я ведь всегда знал, что когда-нибудь моей голове придется торчать на верхушке столба. (Вызывающий вид.)”.

    И жена хочет смерти, которой она не смогла подвергнуть себя – чего ей теперь врать про что-то.

    Остаётся вопрос: почему кинжала (он принадлежал женщине) не было в груди убитого, раз он сам его в себя вонзил (в двух остальных версиях женщина его подняла и унесла с собой).

    "И меня [мужа], распростертого на земле, окутала глубокая тишина.

    И вот тогда кто-то тихонько подкрался ко мне. Я хотел посмотреть, кто это. Но все кругом застлал сумрак. И кто-то... этот кто-то невидимой рукой тихо вынул кинжал у меня из груди. В тот же миг рот у меня опять наполнился хлынувшей кровью. И после этого я навеки погрузился во тьму небытия”.

    Это последние слова рассказа.

    Мистика? Или подлая, по версии духа мужа, это жена вернулась забрать улику на себя. – Последнее есть порождение меня, суетного, и не должно приниматься в расчёт. Значит – мистика. Иномирие, иными словами. То, что я считаю подсознательным идеалом ницшеанца.

    А идеал – нечто позитивное (иначе оно не может быть идеалом живого человека). В христианстве это – тот свет с прощением покаявшихся и Царствием небесным для бестелесных душ. Ницшеанство же – враг христианства (и потому у Акутагавы всё вертится вокруг главного смертного греха католичества, гордыни). Ницшеанское иномирие принципиально недостижимо. И тут – надо как-то суметь себе внушить – позитив.

    Это выразить Акутагаве и удалось и не совсем.

    Не совсем – словами показания духа убитого не в конце:

    "…меня жжет негодование. Вот что сказала жена [разбойнику]: "Ну, так ведите меня, куда хотите". (Долгое молчание.)

    Но ее вина не только в этом. Из-за Этого одного я, наверно, не мучился бы так, блуждая во мраке”.

    Видите, духу убитого плохо в иномирии. Без отмщения (гнев – четвёртый смертный грех в католичестве). Потому дух убитого пришёл свидетельствовать.

    А пока дух ещё не совсем расстался с телом, образ иномирия тут, в Этом мире, был прекрасным:

    "Когда грудь у меня похолодела, кругом стало еще тише. О, какая это была тишина! В этой горной роще не щебетала ни одна птица. Только на стволах криптомерий и бамбука горели печальные лучи закатного солнца. Закатного солнца... Но и они понемногу меркли. Уже не видно стало ни деревьев, ни бамбука. И меня, распростертого на земле, окутала глубокая тишина”.

    И не так красиво – последними словами рассказа.

    Я уж и не знаю, что дало себя знать, почему иномирие не показано последовательно: принципиальная недостижимость его или отсутствие иномирия в сознании писателя (из-за присутствия в подсознании).

     

    Это слабое место в моём мнении об иномирии ницшеанца: оно, мол, сознанию автора не дано, если он художник. Обращение к подсознанию вообще есть слабое место, пока наука не сможет отличать по сканам чего-то в мозгу, где и когда перед нами подсознательный идеал, а где что-то иное, тоже подсознательное (ну, например, установка на русский язык, возникающая, в частности, из-за кириллицы).

    25 июля 2019 г.

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

11.10.2019
14:00

Проба вжиться

    Опять, больше про меня, чем про автора… Сенцова. Обвинённого в терроризме в Крыму и обмененного в порядке процесса примирения России и Украины. В связи с его . . .

10.10.2019
15:22

Что к чему

    Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ “Хорей" (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В . . .

08.10.2019
23:02

Моё поражение

    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Пушкин. История села Горюхина. Поддаюсь смахивающей на графоманство пробе . . .

05.10.2019
15:57

От отчаяния

    Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо . . .

03.10.2019
21:22

Лояльность

    Я смотрел фильм Сокурова “Одинокий голос человека” (1978) лояльно, внимательно. Потому что это был фильм, запрещённый к показу в СССР и чудом спасённый от . . .

02.10.2019
15:25

ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца

    Я полностью прочёл несколько других произведений Михаила Шишкина. Даже написал о них статьи (см. тут, тут и тут). Поэтому, думаю, могу себе позволить и не дочитать . . .

01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана . . .

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все . . .

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

06.09.2019
13:34

Путь к non-fiction у Тарковского

    Напишу вещь, которую, наверно, нельзя будет понять, не читая другого у меня по ссылкам… С “Иванова детства” (см. тут) Тарковский был уже, скажем так, . . .

03.09.2019
20:20

Всё-таки надо дочитывать до конца

    Всё-таки книги, попавшие в шорт-лист премии “Большая книга”, надо дочитывать до конца. Меня в конце “Жизни А. Г.” (2018) Ставецкого аж чуть слеза не прошибла. – . . .

01.09.2019
09:57

Сено-солома!

    Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100