TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.10.2011
13:29

Кто опростоволосился: Попов или я?

    Мы советскую власть, мягко выражаясь, ненавидели, во всех ее проявлениях. М. Чудакова. Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не . . .

17.09.2011
12:54

Соблазн.

    Акунин написал ╚Турецкий гамбит╩ в 1998 году. Денис Медоуз книгу ╚За пределами роста╩ - в 1992 году. Акунин, тоже, как и Медоуз, рассуждающий в романе о судьбе . . .

25.08.2011
18:26

Предискусство.

    А давайте подойдём догматически: если когда-то произошло искусство, то перед ним было предискусство. С другой специфической функцией. И если искусство, по . . .

06.08.2011
14:45

Грис, художник "подлинной действительности".

    Давайте проследим за рассуждением Хюбнера. А дальше - сами в том же духе┘ 19-е столетие доказало могущество науки и техники? √ Доказало. √ Значит, объективность, . . .

21.07.2011
10:44

Ну что: ещё раз про любовь?

    Но всю эту человеческую комедию надо наблюдать издали, охраняя свой мир. В тишине кельи лучше слышны важные мысли. Ваши бури должны быть внутри вас. Э . . .

06.07.2011
19:15

Опа!

    Чёрт побери! А ведь Рязанов воспел демонизм в своём фильме ╚Ирония судьбы, или С лёгким паром!╩ (1975). Как это жутко звучит. А, тем не менее, дальнейшая эволюция . . .

12.05.2011
18:38

Гражданин и поэт.

    Недавно мне удалось с помощью интернетского поисковика эффективно одержать победу над идейным противником. Нельзя ли повторить?.. Давно злит Быков. И вот он . . .

21.04.2011
16:48

Информационная война

    Хоть это и не о художественном смысле, но всё же о скрытом. Потому, может, можно это себе позволить. Демонстрирую поток моего сознания, занимающегося проверкой, . . .

11.04.2011
10:08

Не духом единым?.. Или не хлебом?..

    Антисоветская и анисталинская мифология √ факт эпохи┘ в той ситуации, в которой мы живём, не мифы нужны. Нужна реальность, трезвость ума нужна, а не слепая . . .

05.03.2011
10:10

Да не забудьте же!

    Какое б новое сраженье Ни покачнуло б шар земной, Я всё равно паду на той, На той единственной, гражданской┘ Булат Окуджава. Около двух недель назад в . . .

19.02.2011
09:25

Блок - хапанию.

    Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не . . .

10.02.2011
15:05

Новые левые - мальчики бравые.

    Не разобраться, где левые, правые... В. Высоцкий. Пусть это будет приложением к последним статьям (в частности, тут, тут, тут, и тут) о левизне как . . .

31.01.2011
19:15

Левизна как материальное самоограничение.

    (Продолжение) Или Ещё о фальсифицируемости. Отними у русского пьяницы бунтарский подтекст, и что останется? √ Ничего. Наум Чечельницкий. Уважаемые . . .

24.01.2011
22:29

Песни победы.

    Канун дня рождения Высоцкого┘ Наверно, со мною согласятся, что он пел песни победы. Грядущей. Как солнце накануне восхода: вот-вот и взойдёт. Чтоб не повторяться┘ . . .

24.01.2011
21:54

Матрица.

    Всё для человечества началось с экологических катастроф в районе, называемом теперь Кенией. Одна загнала предлюдей в образовавшееся мелкое море, отделившее эту . . .

29.12.2010
08:35

Адекватность.

    Будущее культуры √ в её арьергарде! И. Бродский. Способность себя ограничивать делает человека свободным. А. Кончаловский. Мои неединомышленники! Этой . . .

19.11.2010
11:12

Как Гордон наводил тень на плетень.

    Он сказал в самом начале: ╚Кино мне не нравится, но я не понимаю, почему. Я хочу сегодня┘ чтоб мне объяснили, что это за феномен такой╩. Речь о фильме Гай Германики . . .

06.11.2010
13:02

Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).

    Продолжение. Нам было б по пути с радикалом Чеховым, если б единовременно случилась во всём мире гуманитарная революция. Если б у всех-всех гуманитарные страсти . . .

05.11.2010
13:09

Консерватор Михалков (курсивом) против радикала Чехова (жирным шрифтом).

    Прогулка по диссертации Шалыгиной. Люди издавна уважали главного среди себя. Когда-то он воплощал в себе род. И у людей не было даже единственного числа для . . .

01.11.2010
19:26

Почему Чехова не понимают.

     

    ╚┘А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки...╩

    Правда, что тут прорвалась созерцательность автора?

    Это из чеховского рассказа ╚Налим╩ (1885).

    Чехов опять прокололся, и я попробую его тут поймать и вытянуть из него его подноготную.

    ╚И здесь не названная, не ограниченная никаким образом-символом, сквозь "настоящее", движется вечность╩ (Шалыгина http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm#57).

    Чтоб её выразить позитивно, надо негативным показать настоящее. Правда?

    Ну так, пожалуйста: столько времени убили столько людей и √ впустую. Налим вырвался и уплыл.

    И ещё. Она ж недвижима, вечность. Её впрямую станешь выражать, так, чего доброго, в скуку скатишься.

    ╚Летнее утро. В воздухе тишина┘╩.

    ╚┘предельно простые, интонационно однотипные, неосложненные предложения╩ (Там же.)

    Ну так надо дать изображение ритма.

    ╚┘только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка╩.

    То же, но уже на предложениях чуть длиннее. И добавляются звуки.

    Затем движения.

    ╚На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег... Около строящейся купальни, под зелеными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим┘╩.

    И тут же, чтоб движения не перевесили, не побудили к внимательности, ╚дается избыточная для читателя информация о персонажах с большим количеством деталей и уточнений╩ (Там же.)

    ╚┘Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами. Он пыхтит, отдувается и, сильно мигая глазами, старается достать что-то из-под корней ивняка. Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками. Как Герасим, так и Любим, оба в рубахах и портах╩.

    И всё это √ разряжение. Следом √ напряжение:

    ╚┘употребляется экспрессивная форма "уж больше часа". Последующий диалог дает нам троекратный повтор диады: "нетерпение" - " спокойствие" без градации: 1) нетерпение Любима - "дрожа как в лихорадке", спокойствие Герасима: "не уйдет... Куда ему уйтить?"; 2) нетерпеливый совет: "за зебры", попытка достижения цели; 3) еще более сильное нетерпение выражено повышено экспрессивной речью Любима, "хватай" - дразнит Герасим, смена деятеля╩ (Там же.)

    И так далее. √ Ритм.

    Это не такт, всегда одинаковый. Ритм на каждом своём периоде чуть другой. Как ╚стихотворение, которое повторяется в той мере, в какой в нем нельзя заменить ни слова╩ (Делез). Гипнотизирует. Но┘ ╚характер противоречий уже содержит <┘> разрешения их╩ (Шалыгана. Вместо троеточия я вставляю слово ╚результат╩. Это гипнотизирующее разнообразие в ритме при пустоте сюжетного результата в итоге даёт катарсис, осознание которого: одинаковость такта, вечность.

    Вечность, к которой хорошо относишься оттого, что хочется ╚преодолеть ходячую, банальную концепцию всемирной истории, с ее плоским рационалистическим оптимизмом, выражаемом в теории ⌠прогресса■╩ (Степун. http://www.nietzsche.ru/around/a15_3.html). Оттого что никакого прогресса вокруг себя не видишь и перестал в него верить. Какой, к чёрту, прогресс, когда 4 года тому назад началась новая, - против народников, - александровская реакция. А чуть не впритык перед треть века заняла николаевская реакция, и та вытекла из день длившегося реагирования декабристов на реакцию при Александре Первом. И если на Западе и не так (да и при Александре III, если √ в пику народникам √ волю капитализму считать за прогресс), то прогресс это какой-то плоский, ограниченный, рационалистический. И хочется воспеть что-то, вообще противоположное прогрессу.

    ╚Что мог он предвидеть? Что прошлого не вернуть? Что он никогда не излечится и сойдет в конце концов с ума? Это он и без позитивизма и без науки знал [для Чехова место сумасшествия занимал туберкулёз]. А кантовский идеализм с венчающей его нравственностью категорического императива разве говорил иное? Ницше был и остался близок только язык скептицизма, и не того салонного или кабинетного скептицизма, который сводится к словесному остроумию или построению теорий, а того скептицизма, который проникает в душу человека и навсегда выбивает его из обычной жизненной колеи. "Берег исчез из глаз моих, волны бесконечного охватили меня", - говорит Заратустра. Что могут тут поделать позитивизм или идеализм, которые всю свою задачу полагают в том, чтоб убедить человека в близости берега, чтоб скрыть от него бесконечность и удержать его в ограниченной области явлений, для всех людей одинаковых, поддающихся точным определениям, привычных, понятных?╩ (Шестов. http://lib.rus.ec/b/50410/read).

    То есть ещё раз убеждаешься, что нельзя верить глазам своим, читающим текст художественного произведения. Зачастую нельзя верить своим реакциям на него. Смешной же рассказ! А на самом деле что тут? √ Ого-го┘

    Смешное в данном случае √ это обычная в художественном произведении маскирующая функция. Чтоб обмануть нравственное ╚я╩ обычного читателя, как правило, не ницшеанца. Чтоб оно, это ╚я╩, заглотило приманку. И чтоб целиком весь человек (нечто большее, чем нравственное ╚я╩) как можно полнее испытал бы себя совершенно ж ужасною для него философией жизни. И принял бы её, пусть и на подсознательном уровне.

     

    16 октября 2010 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100