TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

     

    Я несчастный.

    Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) подсознательный идеал художника, которым он движим был при создании такого-то произведения. Десятилетиями. Наверно, тысячи произведений. И всё сходилось. В смысле – с историей искусства как историей духа.

    Ну что значит, всё сходилось? Не совсем. Мне иногда приходилось свою Синусоиду идеалов изменять. Делать на ней гармоники синусоид большей частоты, чем основная.

    Это понятно?

    Ну вот так, например. Ещё по-разному… Но я всегда (раньше или позже) находил выход, как изобразить, если осознавал, к выражению какого типа идеала отнести произведение. И этих типов идеалов у меня набиралось около полудюжины.

    Нарочно так расплывчато говорю. Для удобства. Синусоида, своей плавностью и непрерывностью у меня изображала незаметность превращения идеалов из одного в другой (то есть на самом деле их бесконечно много). Все – под влиянием исторически изменяющейся действительности. – Время у меня предполагалось текущим слева направо. (Ну иногда мне и от этого приходилось отступать для цепи нескольких произведений одного автора. Я ж не мог игнорировать реальность произведений.) Так удобства ради я ограничил себя несколькими характерными точками на кривой: серединой, скажем, на подъёме (Гармония Высокого Возрождения), или серединой на спуске (соединение несоединимого Барокко), или перед перегибом с подъёма на спуск (Позднее Возрождение, возмущённое крахом Гармонии Высокого Возрождения) и т.д. Энергию изменениям идеалов придавало разочарование в прежнем и очарование новым. Психология. Ну и получалось (получалось!), что типы идеалов повторяются в веках.

    А перед картинами Гришкевича я растерялся.

    Гришкевич. Бабье лето. 2003. Холст, масло.

    Совершенно ясно, что выражен идеал. То, что психологически не достигнуто. Но здесь – и никогда не может быть достигнуто. Принципиально!

    Христианский тот свет с благом для всех в бестелесном Царстве Божием на небе принципиально достижим. Потому христианство и есть религия спасения. Когда в будущем достижение – не известно. Вроде, очень не скоро. Но.

    А тут – нет!

    В создании выражения гришкевичского идеала проявлена большая активность. Каждый мельчайший кусочек холста обработан с величайшим тщанием. И для того это, чтоб показать до какой степени тут всё не так, как в действительности.

    Вот романтики тоже убегали от плохой действительности.

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Тут тоже с великой любовью проработан каждый сантиметр холста. И тоже всё очень идеально. Но тут нет принципиальной недостижимости. Потому что это – пейзаж души. Тут бегство в свой прекрасный внутренний мир. Это вполне по силам не только на минуту или час, но и более глубоко. И потому такая красота представлена правдоподобной, как живое.

    А у Гришкевича – как мёртвое, что ли? Даже если и, казалось бы, радостное.

    Гришкевич. Пейзаж с зелеными деревьями.

    Оцепенелость. Заворожёность какая-то. Какою-то железной волей. Нечеловеческой.

    Иномирие!

    Я боюсь, что, пока я вышенаписанное писал и ставил иллюстрации, я заподозрил, к какому типу идеала я всё же могу Гришкевича отнести. Могу – из-за как-то невольно прорвавшихся слов “как мёртвое” и “иномирие”.

    Ницшеанство я заподозрил у Гришкевича.

    Смущает меня, что ницшеанство-то я понимаю как метафизический идеал. Даже когда его образ даётся вполне природообразным способом. Например, как в конце чеховского рассказа “Гусев” (я подчеркну):

    "Священник посыпает Гусева землей и кланяется. Поют "вечную память".

    Вахтенный приподнимает конец доски, Гусев сползает с нее, летит вниз головой, потом перевертывается в воздухе и - бултых! Пена покрывает его, и мгновение кажется он окутанным в кружева, но прошло это мгновение - и он исчезает в волнах.

    Он быстро идет ко дну. Дойдет ли? До дна, говорят, четыре версты. Пройдя сажен восемь-десять, он начинает идти тише и тише, мерно покачивается, точно раздумывает, и, увлекаемый течением, уж несется в сторону быстрее, чем вниз.

    Но вот встречает он на пути стаю рыбок, которых называют лоцманами. Увидев темное тело, рыбки останавливаются, как вкопанные, и вдруг все разом поворачивают назад и исчезают. Меньше чем через минуту они быстро, как стрелы, опять налетают на Гусева и начинают зигзагами пронизывать вокруг него воду...

    После этого показывается другое темное тело. Это акула. Она важно и нехотя, точно не замечая Гусева, подплывает под него, и он опускается к ней на спину, затем она поворачивается вверх брюхом, нежится в теплой, прозрачной воде и лениво открывает пасть с двумя рядами зубов. Лоцмана в восторге; они остановились и смотрят, что будет дальше. Поигравши телом, акула нехотя подставляет под него пасть, осторожно касается зубами, и парусина разрывается во всю длину тела, от головы до ног; один колосник выпадает и, испугавши лоцманов, ударивши акулу по боку, быстро идет ко дну.

    А наверху в это время, в той стороне, где заходит солнце, скучиваются облака; одно облако похоже на триумфальную арку, другое на льва, третье на ножницы... Из-за облаков выходит широкий зеленый луч и протягивается до самой средины неба…”.

    Уж больно невероятен "зелёный луч” для российского читателя. Я даже проверял (в интернете), есть ли такое в природе. Есть. В тропиках. Но Чехов-то, уверен, применил в расчёте, что россияне воспримут как невозможное. Как образ недостижимого метафизического иномирия. Которое (как ни парадоксально) тем и радостно для бесконечно изнурённого Этой жизнью человека.

    Белоруссия хоть меньше, чем другие республики СССР, претерпела от реставрации капитализма, но, наверно, и она пострадала. А уж дух-то точно был в агонии, если он, несмотря на весь лжесоциализм, оставался верен коммунизму. И – крах… – Так что социологическое объяснение появлению такого мироощущения у Гришкевича, жителя Белоруссии, вполне мыслимо.

    Трудно с метафизичностью его идеала. И с ницшеанской мрачностью удовлетворения смертью и недостижимостью блага. – Пейзажи какие-то не метафизические и не мрачные. Просто какое-то лёгкое иномирие. Как сон. Точнее, как сон наяву. В котором сохраняется некая управляемость сна сознанием. Это оно распорядилось, что так гладка, одноструктурна земля в “Бабьем лете”, что так строго каплеобразны деревья и ровно-кучерява их листва, что ни одной ветки не видно в двух следующих картинах. – Активность вымысла – огромная. Чем напоминает выражение идеала типа Позднего Возрождения (или трагического героизма). Вспомните активность вымысла в песне “Я-истребитель” Высоцкого. Волосы дыбом встают от его “Мирр вашему дому!”. Как бы бессмертие достигается. Герой умирает, а идеал его остаётся жить в слушателях. Высоцкий верил в нашу способность вновь, как в войну, восстать из мещан – инициативными гражданами, и спасти заболевший социализм от гибели.

    А Гришкевич в нас явно не верит. Отсюда безлюдье в его картинах.

    Ницшеанец тоже очень активно отрицает всё-всё-всё в Этом мире, который спасти нельзя, никак нельзя, никогда, принципиально нельзя. Потому у Гришкевича всё какое-то активно ирреальное. Но какое-то не протестное, как у активнейшего ницшеанца. Не крайнее подведение ко всевзрыву Этого мира, после которого мыслится что-то вообще несусветное… Демонизм.

    Ну и не пассивный демонизм, не пробуддизм, не нирвана какая-то у Гришкевича. В той полное бесчувствие. А тут какие-то чувства есть – блеклые. Как сама скромная Белоруссия.

    Если пробуддизм считать чем-то средним между импрессионизмом, воспевающим абы какую жизнь (прошу это принять на веру или прочесть у меня же об импрессионизме), - между импрессионизмом и сверхчеловеками ницшеанства… То почему б не представить себе Гришкевича чем-то средним между ницшеанством и пробуддизмом?

    То есть (графически) вылетов с Синусоиды Идеалов внизу не один, а целый веер.

    Тогда и самое мрачное у Гришкевича можно оценить не мрачным ницшеанством.

    Гришкевич. Декабрь. 2007.

    Тогда и самое зыбкое можно не назвать импрессионизмом.

    Гришкевич. Весть.

    Гришкевич. Октябрь 2.

    И самое безэмоциональное можно не назвать пробуддизмом.

    Гришкевич. Два пути.

    И даже самое счастливое окажется с грустинкой.

    Гришкевич. Май.

    Теперь я не несчастный, а счастливый. Удалось! И в этот раз удалось какую-никакую, а систему не нарушить.

    Более того. Я теперь могу перейти к своей идее-фикс: определить, подсознателен ли идеал Гришкевича.

    По тому, насколько не сразу мне в сознание вошло, как его включить в систему, я хочу себе присвоить право считать, что сам художник по крайней мере недоосознаёт, в какой близи от ницшеанства и пробуддизма колыхается его сокровенное.

    30 мая 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340588  2018-06-03 15:05:10
Sweetheart
-

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100