TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, хотите – нет (и читайте http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin39.htm), а есть универсальный смысл во всех-всех-всех стихотворениях. Даже в изрядно плохих. Он в том, что выражается просто радость жизни.

    Вот не её ли – вопреки содержанию – и выразил Самойлов таким стихотворением.

     

    Вот и всё. Смежили очи гении.

    И когда померкли небеса,

    Словно в опустевшем помещении,

    Стали слышны наши голоса.

    Тянем, тянем слово залежалое,

    Говорим и вяло и темно.

    Как нас чествуют и как нас жалуют!

    Нету их. И всё разрешено.

    1966

    Содержание: после смерти Ахматовой (1966), Маршака (1964), Светлова (1964), Пастернака (1960), Заболоцкого (1958), Георгия Иванова (1958) стали что-то значить и поэты послабее.

    Так в чём-то обратное – просто радость жизни – звукосмыслом выражено в стихотворении Самойлова .

    В этой таинственной области есть свои правила.

    "…повторы сплошь и рядом выполняют порученную им роль независимо от того, какой именно звук, какую именно гласную (к согласным это меньше относится) они повторяют” (Вейдле. Эмбриология поэзии).

    А есть другое правило, правда, для исторически меняющегося художественного смысла, что очень значимы начала и концы.

    Так можно в первом стихе почуять преобладание звука “и”. Их целых 6. Один – ударный ("смежи`ли”). Причём для “и” применены и "очи”. Потому что слово это устаревшее. Можно было – если забыть о тонкостях поэзии – и так написать: “Вот и всё. Глаза смежили гении”.

    Этот звук “и” – особый в языке (причём не только в русском, как продемонстрировал Вейдле).

    "Осмысление звуков… может повиноваться тем особенностям данного звука (среди гласных гораздо ярче выраженным в у или и, чем например в е), что благоприятствуют выражению таких-то смыслов, а не других” (Вейдле. Там же).

    Что это за смыслы?

    "…высоты, остроты, узости, а при необязательном, конечно, но всегда возможном и даже прельстительном усилении, еще и пронзительности, другим гласным недоступной”

    “Что же касается гласной и, то начать взвешивать ее выразительные возможности было небесполезно, потому что они обратно аналогичны выразительным возможностям гласной у. Эта совсем внизу регистра, та - совсем вверху, заостренная, тоненькая или узко–резкая”

    “И в нашем языке у лучше соответствует сумраку или сумеркам, чем утру. Оно, во многих языках, как я уже говорил, самая низкая по тону гласная, а и - самая высокая” (Вейдле. Там же).

    Вот нечто высокое, касающееся гениев, Самойлов, будучи поэтом, и звуковыражает (совсем, конечно не отдавая себе отчёта в выборе слов).

    Такого естественного тяготения к звукосмыслу, как у у и и, у других звуков нет. Поэтому поэты играют – если можно так сказать – и другими звуками. Тут – в чём-то противоположными высоте и звучности гласной “и” – шипящими согласными или мычащими.

    А есть известная таблица повторов согласных…

    класс

    Т

    Ф

    Н

    Р

    С

    З

    Ч

    Ш

    К

    П

    Ж

    Ц

    согласные

    Д-Дь-Т-Ть

    В-Вь-Ф-Фь

    М-Мь-Н-Нь

    Л-Ль-Р-Рь

    З-Зь-С-Сь

    З-Ж

    Ш-Щ-Ч

    С-Ш

    Х-Г-К

    Б-Бь-П-Пь

    Ж-Ш

    Ц

    И по ней видно, что шипящие как бы поддерживаются свистящими, так сказать: с – з –ж – ш – щ – ч. “Гениальным” “и” по звукосмыслу Самойлова не уступают в игре шипящие и мычащие.

    Смотрите, что видится, если их обозначить:

     

    Вот и всё. Смежили очи гении.

    И когда померкли небеса,

    Словно в опустевшем помещении,

    Стали слышны наши голоса.

    Тянем, тянем слово залежалое,

    Говорим и вяло и темно.

    Как нас чествуют и как нас жалуют!

    Нету их. И всё разрешено.

    То есть, говоря значениями слов об одном: горе, что снизился, мол, критерий для поэтов, Самойлов тихонько этому противоречит звукосмыслом. Чего-то, мол, стоим и мы, серые и живые.

    Так это – авторски-субъективно. А объективно? Если прав Вейдле, что "к согласным это [звукосмысл] меньше относится”, то переход на игру повторами согласных – это удел именно слабых поэтов (вышепоказанную таблицу я почерпнул у Шаламова). А ощутимый повтор гласной “и” есть только в первом стихе, что мало. И, если перестать говорить о поэтичности этого стихотворения, а только о его значащем смысле, то, получается, вся поэзия шестидесятников, в 1966-м уже сменивших умерших гениев, есть негативно оцениваемое "всё разрешено”? – Так если он Евтушенко имел в виду, то я согласен (стихопублицистика, а не искусство). А вообще…

    Может, надо под его лирическим “мы” понимать его “я”?

    А может, всё стихотворение есть выражение крайнего скептицизма ко всему окружающему. Нежелание что-либо идеализировать и поэтизировать. И все выявленные повторы – это всего лишь неосознаваемая инерция неистребимого выражения радости жизни. А подсознательный идеал – это всепроникающая неочарованность, выражаемая "простотой семантики и синтаксиса” (Казак со слов Кардина. https://vk.com/doc5787984_437795932?hash=e166cf19bc4eaf667a&dl=739dd67d4faa1456dd). Реализм? Открытие того, что все заблуждаются насчёт достижимости разных идеалов, к которым столь взбудоражено бросились все в хрущёвскую оттепель? Да нет. Стоицизм. Какая-то ипостась пробуддизма.

    "…живя в Москве, не принимал участия в съездах СП…” (Там же).

    Об этом же говорит и “Песенка гусара” 80-х годов.

     

    Когда мы были на войне,

    Когда мы были на войне,

    Там каждый думал о своей

    Любимой или о жене.

    И я бы тоже думать мог,

    И я бы тоже думать мог,

    Когда на трубочку глядел,

    На голубой её дымок.

    Как ты когда-то мне лгала,

    Как ты когда-то мне лгала,

    Как сердце легкое своё

    Другому другу отдала.

    А я не думал ни о ком,

    А я не думал ни о ком,

    Я только трубочку курил

    С турецким табаком…

    Когда мы будем на войне,

    Когда мы будем на войне,

    Навстречу пулям понесусь

    На молодом коне.

    Я только верной пули жду,

    Я только верной пули жду,

    Что утолит мою печаль

    И пресечет мою вражду.

    Это вневременье, презрение к жизни и некая любовь к смерти, сдвигает его пробуддизм с пассивного демонизма к активному, ницшеанству. А сам ритм, повторы строчек и возврат рифмы (ааbа) – как что-то безостановочное – внушает попадание в какое-то иномирие.

    Понятно, почему эти стихи стали народной песней. – По изречению Феофана Затворника (оборванному мною): “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. Так мало ли какое настроение нахлынет… – Самый перец русского менталитета, называемого либералами недостижительностью. А что такое само ницшеанство как не идеал принципиально недостижимого иномирия.

    Беру первое попавшееся другое стихотворение…

    Бессонница.

     

    Я разлюбил себя. Тоскую

    От неприязни к бытию.

    Кляну и плоть свою людскую,

    И душу бренную свою.

    Когда-то погружался в сон

    Я, словно в воду, бед не чая.

    Теперь рассветный час встречаю,

    Бессонницею обнесён.

    Она стоит вокруг, стоглаза,

    И сыплет в очи горсть песка.

    От смутного её рассказа

    На сердце смертная тоска.

    И я не сплю - не от боязни,

    Что утром не открою глаз.

    Лишь чувством острой неприязни

    К себе - встречаю ранний час.

    1979

    Тут то же самое. Но какая радость жизни, несмотря ни на что бьёт из вот такого стиха!

     

    На сердце смертная тоска

    Эти повторы срд – смрт – тск… 12 согласных из 19-ти звуков…

     

    Бессонницею обнесён

    Б-сс-нн – бнс… 10 согласных в 18-ти звуках… Трудна жизнь…

    А красота неистребима. Никакие мерзости войны и мира не способны её вытравить.

    5 мая 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340576  2018-05-26 17:54:39
Sweetheart
-

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100