TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами. Должен сказать, что надо мной довлеет . . .

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, что я как-то считал себя идейно несгибаемым. Беспартийным коммунистом. Потому беспартийным, что коммунистическую партию считал предательницей идеи коммунизма. СССР – империей лжи, ибо в нём общественный строй был лжесоциализм. Поэтому реставрацию капитализма я не принял. Ещё до падения СССР, во времена протестов против поворота течения рек с Ледовитого океана в Среднюю Азию, я, незаметно для себя, стал традиционалистом, стал против неограниченного материального прогресса. А изобретя сам для себя новый коммунизм, в отличие от старого, сориентированного на неограниченный материальный прогресс, теперь же, мой, сориентированный на самоограничение, я совсем воспарил в своей идейной незыблемости. Сам всегда – по воспитанию – исповедуя самоограничение, и с детства отказавшись от своего еврейства в пользу русскости (чтоб быть впереди планеты всей, когда отомрут все языка, кроме нескольких, среди которых, конечно же, будет русский), я незаметно для себя стал русским националистом (не тем, что Россия для русских, а тем, что русский – всякий, кто им себя чувствует, чувствует потому, что это лучший народ, несмотря на все свои недостатки), что не противоречило традиционализму и новому коммунизму. И, молясь на русскую ментальность и считая, что традиционализм включает в себя и древнейшую человеческую склонность к самоуправлению в рамках малого коллектива (сохранившуюся в России через генетическую память о новгородском вече, о сельской общине, о трудовой артели), я обнаружил себя теперешнего прудонистом (сторонником мирного перехода к коммунизму на всей планете), противником Маркса (сторонника силового пути к коммунизму). А себя молодого – стихийным левым шестидесятником. Всё объединялось пониманием настоящего социализма как ежедневного увеличения самоуправления за счёт центральной власти. И идеал (свершащийся в коммунизме, где отомрёт государство) назывался кратко – анархия. Или самоуправление. Или федерация федераций.

    А мысль о разорванном сознании у меня образовалась от слушания произведения Свиридова “Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель” (1974).

    Потому что в музыке этой я услышал Свиридова ""тихим диссидентом”, но не в либеральном, а патриотическом, русско-национальном смысле” (http://ttolk.ru/2017/09/05/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D1%85-%D0%B8/).

    В 70-е годы укрепилось понятие советский народ. Свиридов был против него, будучи за русских. А мне вот теперь Свиридов по душе. Хоть я согласен с теми, кто считает, что советский народ не исчез с исчезновением СССР (и я себя чувствую его частью), и кто считает, что, несмотря на реставрацию капитализма, "На самом деле мы сегодня живём в советском проекте” (Карен Шахназаров), да и будущее у России неизбежно новосоциалистическое.

    Типичное разорванное сознание.

    И какая-то часть его так переживает музыку (Большой симфонический оркестр; дирижёр Федосеев; - https://my.mail.ru/music/search/%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C ; последняя строка).

    1. Тройка (временные метки 00:00 – 00:20).

    Мчится по Истории Россия-тройка. В метель. Когда тревожно за само существование России как таковой. Самобытной. Что чувствовалось и перед нашествием непобедимого Наполеона, поведшего под своим командованием на Россию всю завоёванную материковую Западную Европу. Что чувствовалось провидцами, вроде Свиридова, в 1974 году в брежневский застой (не то, чтоб я был провидцем, но своим подчинённым конструкторшам, вязавшим, читавшим, болтавшим в рабочее время, я говорил, что мы будем, как Адам из рая, изгнаны). Что чувствовалось Федосеевым в 2005 году, за 2 года до мюнхенской речи Путина. Что чувствуется сейчас, когда весь Запад на Россию ополчился в гибридной войне, и пятая колонна – не исключено в принципе – опять возьмёт верх над большинством, проголосовавшим за сохранение СССР, как в перестройку, ставшую катастрофой. Что чувствовалось всегда-всегда на этих бескрайних равнинах, ничем природой не защищённых извне, кроме холода.

    2. Пастораль (00:20 – 3:10)

    О, эти пленительные равнины. Летние. Бескрайние. Как бы пастуший рожок разливается мелодией с небес на нежащуюся под солнышком весеннюю землю. А теперь – свирель. А теперь сама небесная сфера играет. Истинно русскую мелодию. (Над Россией же.) Но – вот – не только в упоении, а и с проступающим вибрато скрытых могучих сил этой земли. И вот они, силы, торжественно явились. И, наоборот по времени, раздаётся призыв к ним, силам. Они – готовы. Торжество с колокольным звоном. А когда умолкают после смотра, то всё равно чувствуется скрытая сила земли русской.

    3. Вальс (3:10 – 07:03).

    Она, сила, и в людях. Вот, веселящихся на старосветских балах. Грациозно танцуют женщины. Круг, другой. Вступают мужчины. Круг, другой. Те и другие вместе и повторить. Упоение… А что это утихли? Передышка? – Оглянуться на окружающую прелесть природы, сада. И – по новой – танец. Круг, другой. Женщины, мужчины, вместе. Влюбляются… И – по новой. Вразнос. Ещё вразнос. С драмами (трубный глас). И дальше.

    4. Венчание и романс (07:03 – 14:46).

    Назавтра утром. Все и всё просыпается. И приготовилось. – К чему? К млению в удовлетворении. И так закатился день вечером. А извне копится гроза. Но то было далеко. А пока – мечта о замужестве и тихой жизни вдвоём. (Прелесть музыки – несказанная.) И опять то же – не надоедает такое. И опять. И всё – какое-то переполненно-русское. А вот – повторение, но не как мечта, а как свершение (медные трубы). Высь чувств такая, что головокружение. Повторяется как апофеоз. И – спад-умиротворение… Господи! Это память о происшедшем. Взгляд издали. Раз, другой. Сон.

    5. Весна (14:46 – 17:02).

    Новое утро. Утро года. Тихо катится жизнь на приволье. В неге.

    6. Марш (17:02 – 19:25).

    А вдали заиграл военный французский бравурный марш. Война. Победа. Одна, другая. Новая и новая. А этой армии навстречу – не менее удалая. Обе молодцы. Французы наступают. Наши отвечают. Ещё раз. Ещё.

    7. Осень (19:25 – 22:28).

    Грусть. По ком? По жаркому лету или по убитым в войне? Одному, другому. Вообще о трагедии личной жизни. Но волна жизнелюбия, оставаясь минорной, противится минору. Осень по-своему пронзительно красива. Однако и траур берёт своё. И он фанфарно красив.

    8. Отзвуки вальса (22:28 – 24:24).

    Мирная жизнь начинается сначала. Вальс сперва робок. Повторить па? Раз, два. Постепенно увлекаясь, но и не забывая пережитое. Ещё раз по кругу. Ещё.

    9. Зимняя дорога (24:24 – 27:18).

    И продолжает мчаться тройка-Россия по заснеженной Истории-степи. Бескрайней. Мчится ходко, быстро, под тихие ритмичные удары сердца. Или под перестук вагонных колёс. Мимо поворачиваются ландшафтные картины далей. Торжественность картин начинает зашкаливать от огромности. А сейчас что? Бои по ходу? И победы, как бы походя? Да! Всё ликует! Литавры. И. Эхо этого всего отдаётся в далях-веках.

     

    Россия всё переборет!

    12 ноября 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339975  2017-12-16 14:03:55
Константин Бучельников
-

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100