TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне придётся отвлекаться. Я даже с этого начну.

    1.

    Ницшеанство.

    Ницше жил в XIX веке. А я считаю, что ницшеанство – один из типов идеалов, исповедуемых человечеством всегда. В процессе взаимного плавного превращения одного идеала в другой, другого – в третий и т.д. Всего типов – 6 (Пользы, Гармонии, Долга и пр.). И очерёдность взаимопревращения, в общем, одна и та же. Не без исключений и обратного хода. Так ницшеанский – самый тёмный. Не из-за пессимизма. А из-за недопрояснённости.

    В моём кругозоре я претензию за недопрояснённость предъявляю Шалыгиной в её диссертации (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm) 1997-го года. Казалось бы, при отсутствии цензуры можно было уже не бояться и впрямую назвать Чехова ницшеанцем, и проакцентировать, что то есть – если одним словом и в пику христианскому тому свету – иномирие. А чуть большим количеством слов – принципиально недостижимое, ибо его только помылить можно: что-то вроде Вневременья, Апричинности и подобного. Но – что беспринципно – оно способно быть выраженным образно. Например, Треплев в первом действии “Чайки” немотивированно поправляет дяде галстук.

    2.

    Диалогика.

    Жил такой философ – Библер. Его до крайности трудно читать. Одна из его мыслей, такая (как я понял): когда я мыслю, я с той же силой формулирую и то, что я понимаю в объекте, и то, что я в нем принципиально не понимаю, что является для меня изначальной загадкой, чем-то выходящим за пределы моего разумения.

    Вот это второе для античности есть ницшеанское иномирие. Идеализм, при всём как бы материализме древних греков: они всё оживляют и именуют человекоподобными богами.

    Именование вполне годится для мещан.

    "А. Ф. Лосев как-то в сердцах обмолвился такой сентенцией: “Религия, в которой нет мистики, нет таинства, нет догматов, нет всего аппарата грехопадений и искуплений, всевозможных смертей и воскресений, суда, мук и пр., то есть религия, которая попросту является только моралью, такая религия, очевидно, не только вполне безвредна для мещанства, но оно специально выдумывает для себя такую религию”. Правда, эта гневная филиппика была адресована автором лишь одной определенной категории людей – “античным мещанам” [НО] суровый приговор Лосева должен быть отнесен ко всей вообще греческой религии” (http://www.proza.ru/2012/07/03/844).

    А ницшеанское иномирие вполне видно в иной характеристике греков:

    "Конечно, язычники – не атеисты, но они и не верующие в нашем христианском смысле. Они ощущают присутствие каких-то сил, и гадают о них, и выдумывают. У греков был алтарь неведомого бога. На самом деле все их боги – неведомые” (Честертон. Там же).

    Получается как бы разорванное сознание.

    Нечто (гармоничная античность, например) "понимается уже не как нечто единственно возможное… а как итог… одной из возможных логик бытия” (Библер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bibler/02.php).

    3.

    Технэ.

    У греков ""искусство” и “ремесло” передаются одним и тем же словом “τέχνη”… В лексиконе греческих ремесленников “гармонией” называлась связь, скрепа, сколачивание, сплочение и даже паз или щель между плотно пригнанными друг к другу деревянными брусьями или каменными плитами. Таким образом, уже изначально это слово несло в себе понятие постройки или конструкции, в которой все части хорошо пригнаны друг к другу и в основе всего лежит точный математический расчет или, по определению О. Мандельштама, “хищный глазомер простого столяра”. Поэтому в один смысловой ряд с “гармонией” вполне логично встают и такие понятия, как “мера” (греч. μέτρον), “соразмерность” (симметрия), “пропорция”, “ритм”. Все они тесно между собой связаны и в сущности лишь по-разному выражают и определяют один и тот же эстетический принцип” (Ю. Андреев. http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev/12.htm).

    Одной из возможных логик бытия у греков была красота, которая "была единой универсальной субстанцией (чем-то вроде тончайшей материи), которая пронизывает все мироздание” (Там же).

    Все боги, пишет Андреев, молодые и красивые. О каком-то сражении историк Геродот "счел нужным упомянуть о некоем спартанце по имени Калликрат, который был признан прекраснейшим из всех эллинов, участвовавших в сражении, хотя и не успел никак проявить себя в бою, так как был сражен персидской стрелой еще до его начала”.

    Такое мировоззрение отражено и в искусстве. Аристократическом. И как инерция это перешло и в искусство эллинизма (что после завоеваний Александра Македонского – IV в. до н.э.). А там – к камеям.

    "В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат. Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков… Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, “наксосский камень”, порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок. Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображение. Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев. Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён” (https://mylitta.ru/1374-cameo.html).

    Аристократы дела творили для просто аристократов.

    А аристократия – это уже что-то близкое к ницшеанству.

    "…аристократическая отстраненность от всего повседневного, скоропреходящего, мелкого и низменного” (Андреев).

    4.

    Камея Гонзага в Эрмитаже.

    III в. до н. э. Сардоникс, серебро.

    5.

    Статуя “Спящий Гермафродит” опять в Эрмитаже.

    Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

    "Гермафродит, в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, который воспитывался наядами (в греческой мифологии дочери Зевса, нимфы рек, ручьев и озер) на горе Ида во Фригии. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо” (http://www.virtualarchaeology.ru/pdf/87_05way.pdf).

     

    Так и вечное единение и вечность (по сравнению с несохранившейся древнегреческой живописью) камеи есть некая достижимость недостижимого, казалось бы. Мещанство. Мещанство аристократов. Недоницшеанство.

    Но.

    Сама красота для греков есть единая универсальная субстанция, к которой можно только стремиться, но она "остается для них вещью во многом недоступной, как бы они не стремились к достижению этого идеала” (Андреев). Как до "неведомого бога”.

    И это уже ницшеанство.

    Так если до самих греков, может, не так уж и доходило их ницшеанство, то совсем иное дело с Иличевским.

    По крайней мере таким он сделал своего “я”-повествователя в миниопусе “О недоступности” в своей книге “Справа налево”.

    Тот увидел невидимое. В опусе то и дело встречаются такие словосочетания про чудо: "баснословно и неведомо”, "слившаяся с небом бесконечность Финского залива”, "из “Аленького цветочка” топос”, "увидел… дух Петра Великого”, "реальней окружающего мира”, “вели в потустороннее пространство”, “не веря своим глазам”, “слишком немыслимого”. Более того, "до сих пор я не вполне верю, что этот город [Петербург] существует”. Настолько Россия-де иная. Мещанская.

    И потому Илличевский пометил этот опус рубрикой “ПРО ПРОСТРАНСТВО”.

    А сам он, не “я”-повествователь, где? В России или нет? – Разорванное сознание. Как и сама Россия – на перепутье.

    Ибо в других опусах он вполне мещанским идеалом одержим. – Вот: “Вкус скрипки” (рубрика “ПРО ГЛАВНОЕ”):

    "Если разжевать дольку манго вместе с коркой, услышишь запах канифоли, - и сочетание капельки смолы с кисло-сладкой мякотью создаст глоток новогоднего аромата – хвойного и сочного”.

    Так и чередуются опусы, вдохновлённые в чём-то противоположными идеалами.

    22 ноября 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339930  2017-11-27 13:50:11
Константин Бучельников
-

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь. Не стоил он шума . . .

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой . . .

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

02.11.2017
15:15

По поводу фильма "Союз-7".

    Нахожусь в положении, отдалённо похожем на положение Джанибекова и Савиных. Я ведь обычно зачем берусь писать? Чтоб объяснить себе и читателям моим, что мне . . .

31.10.2017
10:41

Почему я не верю Туманову.

    Речь в итоге о его неких свидетельствах о Высоцком. А пока – о себе, как инструменте обнаружения самообманов Туманова. Я должен был умереть. В год и два месяца. У . . .

30.10.2017
11:37

Мда.

    Вот я и посмотрел фильм, в котором есть ЧТО-ТО, а что это, я не понял. Редко, когда можно наткнуться на такой фильм. Вроде, реквием по иррационализму. “Послесловие” . . .

28.10.2017
09:54

Неужели я догматик?

    Уважаемый читатель мой! Тут главное слово “мой”. Потому что, кто меня уже читал, знает, что прочесть стоит. А новичка я отпугнуть могу. Потому что хочу начать с . . .

26.10.2017
09:55

На засыпку.

    Я смотрел дрянной сериал, а в нём всё звучало и звучало явно хорошее стихотворение. В конце оказалось, что оно Мандельштама. КАЛОША. Для резиновой калоши . . .

24.10.2017
18:43

Как ладонью разбить кирпич.

    Иногда мне кажется, что я в области искусствоведения научился кое-чему, чему десантники научаются. Хотя… Любое сравнение – хромает. С десантником – тоже. Я, . . .

22.10.2017
12:30

Читая теперь Василия Белова.

    Я читал Белова “Привычное дело” (1967) и как-то не понимал, есть у него пафос или нет. Есть что-то всё пронизывающее? И в том месте, где Катерина, жена Ивана . . .

22.10.2017
12:23

Не про Матильду.

    В пику http://gazeta-slovo.ru/kultura/3498-matilda-vtoraya-kazn-tsarya-chto-proiskhodit-v-nashej-kulture В чём я («Да кто ты такой!?») не согласен с Ливановым (в пределах своей осведомлённости – например, . . .

21.10.2017
13:39

Две манеры не читать чужих.

    Меня когда-то восхитил рассказ о каком-то племени тумбу-юмбу, в котором жрец поднимал молитвой солнце после ночи. Точнее, не это восхитило, а заявление, что . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100