TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

24.11.2016
15:08

Три статьи о Тургеневе.

    Хочу всё знать! Название серии научно-художественных сборников, выходившей с 1957 по 1990 год Попытка и пытка. Берусь проверить своё предположение, что роман . . .

23.11.2016
22:55

Подсознательное предвидение разрыва.

    Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке… С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно . . .

14.11.2016
19:27

Почему такая тоска?

    Может быть много предположений, почему у меня такая тоска от смотрения сериала Фурмана “Таинственная страсть” (2015), снятого по мотивам одноимённого романа (2007) . . .

13.11.2016
20:02

До чего доводит то, что нечего читать.

    Я уж надоел, наверно, тем, кто меня постоянно читает, своими жалобами на то, что нечего читать. Одно обнадёживает: что меня так мало читают, что я не успел никому . . .

12.11.2016
21:33

Знает ли историю Сванидзе?

    Слова Сванидзе Слова историка Фамилия и эл. адрес слов историка …Н.С. Михалков вдруг переходит к апологии Ивана Грозного, . . .

09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, . . .

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей . . .

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного . . .

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, считающая, что в России фашизм, раз Россия не подчиняется либерализму), 2) что в последнюю минуту в фильме звучит музыка гимна СССР (она же – музыка гимна России), причём искажена музыка ТАК (слушать тут), что это вызывает представление о чём-то ужасном, 3) что резюме моей предыдущей статьи о фильме Сокурова такое: “Ненависть Сокурова всеобъемлюща: и на своих, и на чужого”, 4) дата создания фильма, 2015 год, год после “крымнаш”, как ругаются российские либералы, и после международной изоляции России, как говорят они же на основании хотя бы резолюции Генассамблеи ООН, большинством голосов осудившей Россию как страну-агрессора.

    Я не смог в первой статье определить, каким идеалом движим был Сокуров. Теперь, отталкиваясь от вышеперечисленного, надо предположить его движимым либерализмом? И, если поместить его в систему взаимопревращающихся идеалов (см. тут), то это будет идеал типа барокко? Мудрость, иначе говоря. Которая ненавидит экстремы. В первую очередь – тоталитаризм. Включая российский авторитаризм.

    Поэтому у него положительным, в сущности, героем является немецкий генерал граф Меттерних. Он не поддался нацистской власти и не дал фашистским бонзам заграбастать себе лично ценнейшие картины Лувра. За что и был смещён с должности фашистами, за что и был награждён после войны французским правительством.

    Или вот:

    "Сокуров: Какой шторм! Да сбросьте вы эти контейнеры! Погибнете! Этот музейный груз, зачем вы его взяли?

    Дерк: Мы в беде.

    Сокуров: На мостике у тебя беспорядок. Уже и документы разлетелись на пол. Совсем тяжело? И всё безжалостно.

    Дерк: Это безумие. И ни одного корабля в поле зрения.

    Сокуров: Опять обрыв связи”.

    И ясно, что этот упрямец Дерк не сбросит контейнеры.

    И отрицательным героем в нашем времени становится капитан Дерк, везущий контейнеры с музейными предметами и не выбрасывающий эти контейнеры в море, чтоб в страшную бурю сохранить плавучесть корабля.

    Положительными оцениваются французы, не дерущиеся с фашистской Германией до остервенения, а сдавшие Париж, подписавшие мир с сильнейшим противником и тем сохранившие много жизней.

    Отрицательными оцениваются, наоборот, советские, доведшие до того, что война с Германией приобрела характер непримиримый, из-за чего был (он показан) ужас блокады Ленинграда и плачевное состояние Эрмитажа (тоже показано). Надо было уж лучше сдаться, мол. А ещё лучше – не доводить до такого остервенения, как теперь довели, мол, Украину Крымом и др.

    Директор музеев Франции, Жак Жожар, сверхположиельный герой, сумевший сориентировать графа Меттерниха не посягать на ценности Лувра. За что справедливо спущено ему после войны сотрудничество с фашистами, и он даже награждён.

    Хорош и тот немец, что погнался за юной француженкой среди дня на парижской улице. Он всего лишь обнял её и отпустил.

     

    Образ поведения Меттерниха.

    Вот, что значит – общие, европейские ценности у европейских народов, к которым СССР и Россия, увы, не принадлежат-де.

    Для осуждения нас, россиян, поддавшихся большевикам, и самый первый кадр фильма:

    Фотография этого судии человеков, Льва Толстого, под авторские слова самого Сокурова:

    "Что он так смотрит? Как будто знает, что нас ожидает. Вот сейчас и скажет… Ну, если не он, то кто?”.

    А что: разве не перевернули Россия и Ленин весь мир в ХХ столетии? Порывом к прогрессу. А Толстой-то звал к обратному относительно прогресса. Не было б всего ужаса, если б поменьше все хотели, как Толстой.

    Или, если б принципиально несуществующего хотели, как Чехов (см. тут). Тогда б жизнь в искусстве была б главной. Как наиболее близкое к принципиально не существующему.

    И потому следующие фотографии – Чехова.

    Не нравится Сокурову всё, что произошло после смерти этих двоих.

    "К кому же обратиться? Кто тут есть?” - спрашивает себя Сокуров.

    И сам себе разочарованно отвечает:

    "А-а. Народ есть”.

    Картина в самом деле неприглядная. Выбрана фотография с такими лицами, что ой.

    Причём, это явно Россия. То есть я правильно понял, что он Россию видит виновницей всех бед. Агрессивность её, в частности, виновна. Ибо следующая фотография – военных матросов.

    И комментирующие слова Сокурова соответствующие:

    "Какие лица. Какие души. Ангелы. Дети. Впрочем, дети всегда жестокосердны. Особенно, когда спят родители”.

    В Лувре он наталкивается на символ Франции, Марианну. И её спрашивает, что будет. Та, легкомысленно вертясь, отвечает: "Свобода, равенство, братство”. А Сокуров возражает, мол, не до шуток ему.

    А ведь так и получилось. Из трёх главных идей ХХ века, либерализма, социализма (я всегда к этому добавляю от себя слова “так называемого”) и фашизма, всех победил либерализм.

    Или Сокурову все не милы? И он – ницшеанец (в мире царствует Зло, а того света и спасения в нём – нет). – В самом деле (слова Сокурова на фоне чудовищной волны):

    "Смотрю и вспоминаю из Чехова: “Море было большое. Одна волна накрывала другую, и нет в ней ни смысла, ни совести”.

    И грохот такой… Что это словно самая суть Сокурова выражена.

    И дальше, мне представляется, Сокуров выгрывается в противоположного человека, в неэкстремиста, в западного либерала: "Стихия морская и историческая. Это когда ни смысла, ни совести. Зачем мне этот океан? Пусть живёт рядом с нами своей жизнью. Зачем нам познавать эту стихию? Есть же у нас наши города, наше небо, наши уютные, тёплые квартиры…”.

    И, как факт, в кадре появляется что-то французское.

    Что-то некадрированное, как у импрессионистов.

     

    Да здравствует абы какая жизнь! Зачем экстремы!?.

    "У народа океан вокруг - у человека океан внутри”.

    У экстремистского человека, у экстремистского народа океан внутри, - возражу вдруг начавшему темнить Сокурову.

    И – противного тембра слова Гитлера, осматривающего завоеванный Париж, и – противный звук пролетающих на бреющем полёте над Парижем двух фашистских самолётов.

    Противны Сокурову все завоеватели, грабящие художественные ценности в покорённых странах. И сам Наполеон, значительно пополнивший Лувр во время своего правления.

    И, наоборот, царская Россия, не делавшая этого, представляется барашком – из-за музыкального сопровождения при демонстрации карты с ползущей по ней траекторией морского вывоза ценностей из Двуречья (звучит мелодия песни Чайковского “Мой миленький дружок, любезный пастушок”).

    Но вообще Восток не в чести у Сокурова, наверно, из-за ассоциаций с восточными деспотиями и с соответствующими им религиями:

    "Когда я впервые был в Лувре, я был поражён этими лицами [в кадре проплывают портреты работы знаменитых художников, начиная с эпохи Возрождения и позже; не те, что остались в Лувре при оккупации (всё послесредневековое было вывезено, сказано); в кадре современная развеска картин, хоть за кадром воют сирены, что было разве в открытом городе Париже?]. Это народ. Народ тот и такой, каким я бы хотел его видеть. Понятный мне. Они – в своём времени, а я их узнаю. Почему? Французы, порода Европы. А вот интересно, какой стала бы европейская культура, не появись портретная живопись? Почему-то родилась у европейцев потребность или необходимость рисовать людей, лица. Почему европейцам это исследование важно, а у других людей (ну, в мусульманском мире, например) совсем нет? Каким бы я был, если бы не знал, не видел глаза тех, кто жил до меня?.. В Европе – везде Европа”.

    Между последним вопросительным знаком и ответом – сцена, как звучит сирена, служащий свистком напоминает, что надо выключать освещение в домах, или закрывать ставни, мальчик не хочет спускаться в бомбоубежище, гадает, как на ромашке, ощипывая плюмаж на шляпе, спускаться или не спускаться; приходит взволнованный отец, надо перекрыть газ, мальчик ноет, мать спрашивает, взял ли он с собой носовой платок, все, в бомбоубежище. Суперобстоятельность.

    А я вспоминаю (может зря, там протестанты, а не католики, как во Франции), как недавно, за год до выпуска в свет Сокуровым своего фильма, в датском зоопарке позвали детей посмотреть, как застрелят и будут разрезать на части тушу убитого жирафа Мариуса. А потом и ещё что-то подобное было.

    И как в те же дни майдановцы от жажды войти в Европу жгли коктейлями Молотова стоящих милиционеров, Сокуров, наверно, тоже не видел.

    5 сентября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337103  2016-10-11 15:35:24
Константин Бучельников
- нельзя не согласиться - мир противоречив ...

337104  2016-10-11 15:42:03
Воложин
- Но я своей статьёй хотел сказать не это.

Я хотел сказать, что Сокуров - оранжевый.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100