TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, при котором создали в память погибшим в гражданской войне 1936-1939 гг. всего-навсего гигантский крест.

    И мне подумалось: вот сейчас я одержим идеей-фикс, что художественность – это след в “тексте” произведения подсознательного идеала автора. Раз. И я – в своём стремлении открывать обязательно скрытый художественный смысл – никогда не рассматривал произведения архитектуры. Два.

    Это я к тому, что мне захотелось проверить, смогу ли я, враждебный фашизму, почувствовать антипатию к такому кресту. В смысле – вдруг и в архитектурном произведении (произведении прикладного искусства, - искусства, вообще-то не связывающего себя со скрытостью смысла, а, наоборот, призванного усиливать знаемое переживание) есть какой-то дальний отголосок подсознательного (например, при замысле). Скажем, как в готическом соборе: дух взлёта души к богу выражен же противоречием страшенной толщины стен с вытянутостью вверх окон и какими-то кажущимися невесомыми каменными кружевами на окнах и шпилях, тоже очень вытянутых вверх. Или переживание победы духа над телом в любви к Богу могло быть подсознательным только при зарождении идеи христианства у первого потенциального христианина, но не через века и века? То есть нечего заикаться о подсознательном в архитектуре. В египетских пирамидах тоже не было ничего подсознательного, а вполне осознаваемая идея организации: нижние подчиняются верхним. Египтяне ж открыли государство как таковое. А Возрождение открыло, что человек и Бог – в гармонии, а не несоизмеримы. Соответственно в архитектуре главным стало жилище человека – дворец и замок. Просвещение открыло религию Разума. – Архитектурные символы этого упростились. – Триумфальные арки и другие простые геометрические фигуры стали довлеть. Потом высшими из смертных стали жрецы искусства – главными постройками в городе стали музей, театр. Промышленная революция вызвала плоские крыши, гладкие стены. И всё – ясно. Даже термин такой ввели – говорящая архитектура. (Это я пересказывал Бибихина.)

    И тогда мыслимо себе задавать такую трудную задачу на поиск выражения фашизма.

    Впрочем, все говорят, что выражена была идея примирения. Которого не было.

    Так видна в строении фальшь или не видна? Или в призыве к примирению в принципе не может быть фальши сразу после победы одной стороны (через год после победы стали строить)? Или как раз и может, раз в тюрьмах сидят живые побеждённые?

    Мугуруса, Мендес. Долина павших. 1940-1958.

    Я впервые это вижу. – По-моему, красиво. И идея ясная: все равны перед Богом. Или перед вечностью, если по-атеистически.

    Бенедектинское аббатство.

    Горизонталям противопоставлена вертикаль.

    Меня вообще, боюсь, всё большое впечатляет.

    А если вспомнить, или согласиться, что полюсом Свободы является Порядок, то лично я, пожалуй, за Порядок.

    Но при чём здесь я?

    Хорошо. Объективно: бурность скал, наверно, хорошим образом Свободы является. А под ними и над ними – царствует Порядок. Он был, он стал. – То есть всё сделано соответственно идее преобладания умиротворения. Пусть и предлагаемого после победы победителями для согласных сторонников и для несогласных противников.

    Может, и в России, несмотря на вековечный раскол общества, возможен архитектурный символ примирения?

    1 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337035  2016-10-01 21:46:07
Воложин
- Лисинкер навёл. Спасибо.

337036  2016-10-01 23:35:52
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На " ... Лисинкер навёл. Спасибо. ... " //

- " Не виноватая я ". Но заметки любопытные и, слава Богу, спокойные и убедительные. Горизонтальное - вертикальное ... Да, есть это в природе человека. Вперёд и вверх.

337039  2016-10-02 13:13:26
Воложин
- Лисинкеру на 337036.

Так не только ж горизонтальное/вертикальное. Ещё ж и бурность скал/ упорядоченность построенного.

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

07.08.2016
18:08

Да простится мне...

    Да простится мне, если я ошибусь. Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же . . .

06.08.2016
07:53

Фадеев.

    Что должен делать раб своей идеи-фикс? – Правильно. Искать её подтверждения всюду. И вот я ухватился за слова: "Сверхзадача автора романа “Разгром”… увидеть… . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100