TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, . . .

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей какой-то прямо Абсолют противоположного свойства, чем недовольство.

    Конкретно про последнее недовольство?

    Конкретно я в тоске, что всё чаще приходится писать не о том, что радует глаз, а о том, что глаз не радует, полез искать повод для открывания художественного смысла в совсем неожиданное место – в старые журналы. Ну и наткнулся – в точном соответствии со своим недовольным настроением – на произведение явно недовольного художника Ивана Лубенникова.

    Лубенников. Среднерусский пейзаж. 1984.

    Знакомое, вообще-то, настроение. Социализм в глубоком кризисе. Таком, что аж через год Горбачёв попытается сделать перестройку. Всё быстро скатится к реставрации капитализма и восторжествует дурное мечтание некоторых, что пора полностью отказаться от себя, от русскости. Как ровно через 30 лет после этой негативной картины Лубенникова украинцы, наученные опытом того, что у россиян в итоге не получилось отказаться от себя, рванулись от этого менталитета с утроенной силой.

    А Лубенников, оказалось, и над западным менталитетом вскоре поиздевался:

    "…французский вариант сказки жестокий: хозяин, увидев золотое яичко, сворачивает курице шею, чтобы обогатиться. Перевод нашей, более гуманной версии этой истории мы предложили парижанам. В итоге получилась светящаяся композиция” (http://nabiraem.ru/blogs/press/92750/).

    Чтоб ввести в курс – вот перевод Крылова басни Лафонтена:

    Скупой и Курица (La Poule aux oeufs d'or)

     

    Скупой теряет все, желая все достать.

    Чтоб долго мне примеров не искать,

    Хоть есть и много их, я в том уверен,

    Да рыться лень: так я намерен

    Вам басню старую сказать.

    Вот что в ребячестве читал я про Скупого.

    Был человек, который никакого

    Не знал ни промысла, ни ремесла,

    Но сундуки его полнели очевидно.

    Он Курицу имел (как это не завидно!),

    Которая яйца несла,

    Но не простые,

    А золотые.

    Иной бы и тому был рад,

    Что понемногу он становится богат;

    Но этого Скупому мало,

    Ему на мысли вспало,

    Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.

    Итак, забыв ее к себе благодеянье,

    Неблагодарности не побоясь греха,

    Ее зарезал он. И что же? В воздаянье

    Он вынул из нее простые потроха.

    Французская мораль: будь расчётлив!

    А у русских?

    “Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

    Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

    Дед бил-бил - не разбил.

    Баба била-била - не разбила.

    А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

    Плачет дед, плачет баба, и говорит им Курочка Ряба:

    - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!”.

    В смысле – не умеют бедные справиться с богатством, если вдруг привалит, ну и не надо.

    Это мне напоминает такое наблюдение лингвистов, что немецкие дети имеют голову, а у русских она есть. – Бытийность как-то более уважаема, чем собственничество.

    Но им нашу высоту духа не понять! – Вот это, по-моему, и “сказал” Лубенников своим витражом в парижском метро на тему “Курочки Рябы”, когда мы уже стали отходить от опьянения и самоуничижения 90-х годов.

    Лубенников. Курочка Ряба. Витраж. 2009.

    Это – как высокомерное старославянское “немцы” (как немые, не умеющие говорить) по отношению ко всем иностранцам, не знающим русского языка.

    Зять Хрущева, Аджубей, на встрече с нами, студентами, рассказал, как он флиртовал на каком-то океанском лайнере с незнакомкой. Она всё не могла угадать, кто он по национальности. На каком языке ни спрашивала – он том же языке ей отвечал. Наконец, оп признался, что он русский. Она очень удивилась. На его вопрос, почему она так удивляется, она ему сказала, что он нормально выглядит. По её представлениям ТАМ медведи ходят по улицам, и люди – соответствующие. – Так французы, по Лубенникову, не шибко далеко ушли:

    "При создании витража "Курочка Ряба" художник воплотил современную интерпретацию лубочной техники. На черном фоне изображена Курочка Ряба, собранная из символов, представляющих Москву и Россию, – это кремлевская звезда, золотые купола, двуглавый орел, самовар, спутник, серп и молот, баранки. Центральным элементом композиции стал "Черный квадрат" Казимира Малевича” (http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post134165372/).

    Лубок – это для уровня понимания тёмных людей, французов. Как “Война и мир” в комиксах.

    Поиздевался над французами Лубенников, а они и не поняли.

    Так это я, антизападно настроенный, выбрал хоть долю позитива, какую можно извлечь для себя из постмодернизма Лубенникова.

    Считается, что нельзя доверять словам художника вне его произведения. Но, предположим, что можно в порядке исключения. Есть ли что, подлежавшее изображению, о чём он высказался позитивно? – Есть. О декабрьском восстании в Москве в 1905 году:

    "Фабрика “Трехгорная мануфактура” была пропуском в мою профессиональную жизнь. Я там не то чтобы сильно рисковал. Делал работу абсолютно стихийно и посвятил ее первой революции в России, к которой до сих пор испытываю большую симпатию как к стихийному народному проявлению. Остальные наши политические события так или иначе спровоцированы политиками. В дни Декабрьского восстания на “Трехгорке” кипела революция: располагалась база боевых дружин, где делали оружие” (http://nabiraem.ru/blogs/press/92750/ ).

    Можно ли увидеть позитивный гимн стихии в том, что доступно теперь обозрению в интернете?

    Лубенников. Роспись актового зала прядильного производства комбината "Трёхгорная мануфактура". 1982.

    В глазах восставших женщин страх. У всех, как у одной. Но! Они едины. Никакого колебания! Их несёт ОБЩЕЕ. – Неприятие той жизни, какая им уготована.

    Или тут и знание того, что они будут разгромлены?

    То есть позитива и тут нет! Лубенников словами передёрнул! – И в самом деле, он жалуется теперь, что заслонили его роспись теперь. – Да, Трёхгорку в Москве теперь закрыли и отдали под бизнес-парк. – Так не заслонили б, если б изображённое привлекало. А оно ж отталкивает. – Вот и заслонили. – Он жалуется, что коммерция взяла верх над искусством. – Ну да. Он коммерцию считает негативом. Был лживый социализм – он его считал негативом, наверно, вообще коммунизм негативом счёл, настал капитализм – он и его считает негативом. Для него и будущего ненегативного нету. Всё – плохо и не достойно быть идеалом. Таков уж постмодернист.

    А может, нецитируемость спасает? Не нарисовано ли тут нецитируемое сверхбудущее благо? Если нарисована такая дегуманизация (какие-то абсурдоподобные машины), низводящая людей до состояния придатков машин, и вот придатки от машин отошли и сгрудились (забастовали), то… Может, что-то из этого следует? Насколько плохо “сейчас” – настолько хорошо БУДЕТ?

    По-моему, нет. И не потому, что в 1982-м году (а год создания, я считаю, это важнейший элемент произведения) Лубенникову было очевидно, что к сверхбудущему с тех пор нисколько не продвинулись, значит, не будет блага и в сверхбудущем. А потому что… нет столкновения чего-то с чем-то, чтоб к благому сверхбудущему душу вело.

    Или я просто не замечаю противоречий?

    "Отчуждение – один из самых широко известных терминов марксистской философии. Это один из тех немногих терминов марксизма, которые вошли в повседневную речь” (http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a4-2014/25960-otchuzhdenie-kak-kriticheskaya-koncepciya.html).

    Не противопоставлены ли машины и люди?

    Но, во-первых, даже будь они противопоставлены, роспись бы оказалась иллюстрацией знаемого, а не откровением.

    Да, в композиции применена асимметрия, чтоб передать драматичность. Почти всё нарисовано в левых нижних двух третях пространства, разбитого на трети.

    То же с распределением машины и людей. Глаза (центр притяжения ваших глаз) расположены вдоль верхней горизонтали "правила третей", машина в основном - ниже.

    То же с насыщенными тонами машины и бледными - женщин.

    Всё да. Но противопоставлено плохое хорошему. Тут нет противоречия. Оно было б, если б противопоставлялось два "плохо". Тогда только это б не была иллюстрация отчуждения.

    Но, может, тусклые краски всего-всего соответствуют безликим лицам? Абсурд устройства машины сталкивается с бессмысленностью обречённого на провал восстания? И есть два противоположных "плохо"? – Да нет. Просто всё - одинаково плохо. Было, есть и будет! Во веки веков! И – без восклицательного знака, который моё настроение выражает, а не Лубенникова. Отчуждение - неизбывно, а не исчезнет, как по Марксу.

    Нет подсознательного. Выражено одно только осознаваемое - всеобщее "фэ".

    То есть это – не искусство.

    Какие бы должности Лубенников ни занимал и какие бы почести по всему миру ни собирал.

    23 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337232  2016-10-24 14:34:05
Константин Бучельников
-

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного . . .

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100