TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, . . .

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей . . .

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного . . .

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как оказалось, опоздал на 20 лет.

    А теперь я хочу от себя чего-то в связи с портретом второй жены Репина.

    Репин. Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900.

    Сколько б лет вы дали этой женщине? – Я б не сказал, что ей за 30. А ей в 1900-м 37! А сошлись они двумя годами раньше. Оба, пишут, друг в друга влюбились. А она была дурнушка и неприличного, по светским меркам, поведения – социалистка и свободная женщина.

    И его можно понять. Смотрите, какое вдохновенное лицо он ей придал! То есть он в ней видел то, чего другие не видели. Что, казалось бы, и характерно для реализма – делать социальные открытия. Перед нами, казалось бы, нового типа человек. А, тем не менее, в этом же 1900-м году он переехал жить в Куоккала, чтоб… не участвовать в общественной жизни!

    Вот бы применить к этому портрету слова обо всех его портретах!

    "…система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживает по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность” (http://ilya-repin.ru/biog4.php).

    Направление мазка…

    Вот по сравнению с таким:

    Репин. Портрет Мусогрского. 1881.

    О нём Крамской сказал:

    "Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные — сам он “я” и никто больше. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением? А тело, а щеки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени — какое создание!” (Там же).

    Всё непостижимо моему уму!

    Вы видите быстроту и огненность письма? – Если про волосы – я б согласился. Но лицо…

    Вот "вылеплено” я, пожалуй, вижу.

    На блике левой (от нас) щеки виден ряд параллельных тёмных штрихов слева направо градусов под 20 от вертикали. Это, наверно, тени от бугорков мазков при свете, падающем на картину сверху. - То есть не заглаженные мазки. То есть да, быстро писано.

    Но почему всё в свету? Разве правый (от нас уголок глаза не в тени?) Разве правая (от нас) половина лица не менее освещена?

    Просто Крамской производит впечатление за счёт энергии собственной речи и не заботится о её точности. Он просто хочет сказать, что Репин, рисуя могучего по духу человека не стал церемониться с заглаживанием мазков, что было бы против характера портретируемого.

    А в Нордман он рисовал влюблённую в него женщину, а не страстную социальную деятельницу. И там какие-то не мазки, а светлые точки, словно светлыми веснушками лицо усыпано.

    Мусоргский смотрит куда-то вдаль (своих великих мыслей). А Нордман смотрит на своего любимого Репина. Она-то его полюбила за общественную значимость его творчества, столь сродную, ей кажется, с её социалистическими стремлениями. Но то – голова. А вся она – иначе. Иначе зачем бы она согласилась уехать из столицы?

    И Репин тает от такого к себе отношения. А соответственно, её рисует видением, а не человеком из плоти. Шляпа сливается с горой, кофта – с водой… Летнее марево…

    То есть, никакой он тут не реалист, открыватель неведомого ещё никому социального, а романтик, нарисовавший свою прекрасную душу (для того и какой-то крымский, а не финский фон изобразил), - прекрасную душу, противопоставленную тем самым суетным социалистическим устремлениям одной части публики и им враждебным консервативным настроениям другой её части.

    На самом деле вот какая

    была Нордман.

    6 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337067  2016-10-06 18:36:28
Константин Бучельников
-

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100