TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2016
16:57

Легко вам всем...

    Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким идеалом движим был писатель, когда писал эту вещь. (Недавно в правилах одного из электронных журналов я прочёл, что у них вообще запрещена деятельность, похожая на мою: "Не стоит путать литературный анализ текста с попыткой психолого-психиатрического анализа мотивов, двигавших автором” http://lito1.ru/rules.php.) Но. Я себя считаю призванным поступать, как поступаю. И мне трудно. Я нажил кучу догм. И мне нужно или каждое произведение понять так, чтоб к ним оно оказалось приспособленным. Или нужно менять догмы, находить мотивы исключения из них.

    Одна из догм, что типы идеалов во времени изменяются в строго повторяющейся очерёдности. У конкретного творца – в такой же последовательности, как это было в истории с большими стилями. Для примера (если вытерпите дочитать предложение до конца) – возрожденческая последовательность: Ранее Возрождение → Высокое Возрождение → Позднее Возрождение, тут происходит разветвление на маньеризм (это тупиковая ветвь) и на барокко, после которого стиль старых мастеров, так называемый (я его не хочу называть, как все, реализмом, потому что на ином цикле реализм находится на месте барокко); и на этом возрожденческий цикл заканчивается. Всё это хорошо иллюстрируется синусоидальной кривой с вылетами на верхнем и нижнем перегибах. Если синусоиду располагать вытянутой по горизонтали слева направо, то упомянутый маньеризм будет вылетом с синусоиды вверх, а Раннее Возрождение – на левом нижнем перегибе, как и стиль старых мастеров на правом нижнем перегибе. Типы идеалов этих стилей повторяются в веках и в биографиях. Так реализм Пушкина (аналог барокко с идеалом “соединение несоединимого”) оказывается на правом спуске ПОСЛЕ его же гражданского романтизма (аналогом Позднего Возрождения с идеалом “трагический героизм”). ПОСЛЕ. И не могло быть ПЕРЕД.

    А моё осложнение, из-за которого я стал писать статью, состоит в том, что рассказ Юрия Михайлова "Поздние соловьи” (2013) что-то тянет на то, чтоб принадлежать к реализму, тогда как более поздний рассказ "Рыжики” (2016) принадлежит (см. тут) явно к идеалу гармонического типа, какой был в Высоком Возрождении.

    Мне рассказ “Поздние соловьи” напомнил такой текст о финале Пятой симфонии Шостаковича:

    "Представьте себе, что толпы людей совершают восхождение на высокую гору. Уже встают перед ними очертания вершины, кажущиеся такими близкими. И вдруг… Большая группа идущих срывается с крутой горы. И вот поставьте теперь себя на место оставшихся в живых. Что они могли испытывать? Горечь потери? А вершина-то рядом. Ещё несколько усилий – и она будет покорена. Понимаете, какое сложное переплетение порой противоречивых чувств и мыслей! Даже если оставшиеся дойдут, будет ли полной радость их победы? Но вершина должна быть покорена, и она будет покорена. Остаётся решимость достичь цели, и сейчас – это главное” (Португалов).

    Типичным идеалом типа барокко такая музыка была вдохновлена (помните? “соединение несоединимого”).

    У Михайлова мальчик, Вадим, становится положительным человеком: преодолевает тягу подражать товарищам в плохом (курить, пьянствовать). От курения его сумел отговорить отец. Фронтовик. Он умер от ран. Сто`ящий человек. А мать, примером, отвадила от пьянства. Но каким страшным примером… Она стала пьяницей после смерти отца и утонула по пьяни, но её откачали, и Вадиму было очень страшно пока откачивали и очень противно, когда откачали. И он разлюбил маму. Но, в итоге, преуспел в жизни.

    Всё это является образом нашей страны. Она шла куда-то, срывалась, много потеряла, выкарабкалась к 2013 году… Но как же много потеряно!..

    Тоже, вроде, соединение несоединимого. На правом скате синусоиды. Но как тот же автор оказался на левом её скате через три года? Когда опять впереди оказался подъём к вершине…

    Или ничего страшного? Меняется рельеф – меняется настроение. В 2013-м был спуск с горы, в 2016-м начался подъём на новую гору.

    У Пушкина было много таких спусков и подъёмов. Почему б и Юрию Михайлову иметь не один?

    18 июня 2016 г.

18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является . . .

17.06.2016
15:05

Аутизм по Слаповскому.

    Всё в искусствознании становится очень чётким, если сравнивать это всё с чёрным или с белым: как относящееся к полюсам и к промежутку между ними. Только в данном . . .

13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100