TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является его существенным элементом. И если вещь написана о прошлом, то надо не верить этому, а поискать, что в настоящем может быть похоже на описываемое прошлое. Если находится, то появляется, что в вещи есть скрытый смысл. И тогда есть шанс вдохновиться и мне: открыть другим этот скрытый.

    А раз он скрытый, то, пока я не заподозрю его наличие, мне скучно.

    Так хорошо, что я почти одновременно прочитал рассказ Ю. Михайлова "Рыжики” (2016) и посмотрел картину Коржева “Облака 1945 года” (1985).

    Про Коржева я знал (см. тут) по наводке Манина о “суровом стиле”, что возник он из-за предательства народа начальством до войны и из-за непричастности к предательству некоторых общественно ответственных из низов (которые и Новочеркасское возмущение начали в 1963 году). Год создания Коржевым “Облаков” – 1985-й. – Опять предательство народа теми, кто им правит. Что там было? Антиалкогольная кампания? Или начало перестройки? Для оценки негативно начала перестройки возможно, лишь если считать Коржева провидцем. Впрочем, в стране хронического дефицита каждый год может быть оценён годом предательства народа. Вот и самодельный протез инвалида на картине у Коржева вполне можно понимать укором власти. Она ещё в 1943-м, во время войны, озаботилась выпуском сразу после войны легковых марки “Победа”, а вот выпуском протезов для инвалидов не озаботилась. Перестройка тоже была начата Горбачёвым, по его позднейшему признанию, чтоб вернуть СССР к строю, в котором за хозяйствование отвечали б капиталисты, а социалисты (в которых преобразованы должны были быть так называемые коммунисты), должны были не у власти стать, а на подходе к ней, если капиталисты плохо начинали хозяйствовать во имя народа. Такова была идея. А что переходный период болезненный будет – так на народ наплевать. – Вот Коржев (а чего не бывает на свете?) это учуял и свою картину нарисовал. Мой дядя тоже почуял неладное (я помню, в Мурманске разглагольствовал Горбачёв), когда сказал мне по поводу этого разглагольствования, что обувь подорожает – ладно; её не каждый день покупаешь; а вот продукты…

    Так не бунтует ли и Юрий Михайлов в “Рыжиках” в 2016 году против того патриотического подъёма, что настал от возвращения Крыма в Россию, из-за чего начались санкции, так называемые, и продовольствие подорожало в 1,5 раза?

    Начало:

    "Десятилетний Валька встал на удивление легко…”.

    А жизнь-то описана, ох, какая тяжёлая… Ведь не даром: ""Красивая у меня мама", - невольно подумал Валька”; не даром: "Валька смотрел на мать, какой-то странной она ему казалась: суетилась, поправляла платье, косынку то развяжет, то снова затянет узлом на волосах. Из дома вышел пузатый мужик в хромовых сапогах, тёмно - синем галифе и голубой майке с большими вырезанными подмышками… завхоз...” (начальник, значит); не даром этот противный издевается: "И за удовольствие платить надо, а? Ха-ха-ха-хиии, - по-хозяйски ржал мужик, его лицо стало лилово-красным, он демонстративно одёргивал галифе, гладил руками по ширинке”.

    До чего дошла мама, чтоб подороже продать грибы. – Вполне себе параллель самодельному протезу у Коржева.

    Так вот не зря всё в рассказе идёт от имени мальчика. Он не понял всю меру падения матери. Он только почувствовал. И вместе это обеспечило нравственное измерение его вкладу в выживание. Мать – сломалась, но выдержал он.

    Такой сюжетный ход выводит рассказ Юрия Михайлова из ропота оранжевых в стране против “крымнаш” и понижения уровня жизни народа. Оппозиция оранжевых – во имя низа, так сказать. А у Михайлова побеждает высоконравственное. А из-за более чем полувековой дистанции от изображаемого времени, от знания, что из послевоенной беды всё-таки вылезли тогда, веет каким-то подспудным оптимизмом от рассказа: “Переможем и сейчас!”

    Ну а как похвала Михайлову типа: "Какая горькая правда, Юрий! Но так было. Я захватил ещё эти годы. Благодарю за память!”.

    Увы, это пример так называемого наивнореалистического подхода к художественному произведению.

    Нет, без того, чтоб девочки влюблялись в Андрея Болконского, не было б всемирной славы “Войны и мира”, но истинная ценность эпопеи не в правде.

    18 июня 2016 г.

17.06.2016
15:05

Аутизм по Слаповскому.

    Всё в искусствознании становится очень чётким, если сравнивать это всё с чёрным или с белым: как относящееся к полюсам и к промежутку между ними. Только в данном . . .

13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100