TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года?

    Я буду натягивать на него упоительную прелесть навеки уходящего мига, то, что есть признак идеала ницшеанского типа.

    "Четыре ракеты выползли, шипя, из гущи бенгальского дыма и с трудом полезли в гору.

    Но еще где-то в мире была луна. И это выяснилось лишь тогда, когда Петя и Зоя очутились в самой глубине сада. Сквозь дыры в листве проникал такой яркий и такой волшебный лунный свет, что даже белки девочкиных глаз отливали каленой синевой, и такой же синевой блеснула в кадке под старой абрикосой темная вода, в которой плавала чья-то игрушечная лодочка.

    Тут-то мальчик и девочка, совершенно неожиданно для самих себя, и поцеловались…”.

    М! Я вспомнил, как я впервые оказался в Одессе. Я этот лунный свет сквозь платаны зачислил в мысленную коллекцию удивлений, которую, не помню когда, я стал мысленно же вести. Там, наверно, очень сухой и потому прозрачный воздух. И с обычным лунным светом происходило что-то необычное.

    Хм. А и первое свидание я ж тоже назначил там же… Только по поводу него ничего особого я не помню (кроме исключительности только что вышедшего на экран фильма “Идиот”, на который я с нею пошёл).

    Вообще всякие максимальности, что я про тогдашнюю Одессу помню, очень банальны – праздник жизни. Вот и у Катаева, вроде, брызгающая через край полнота жизни. Я же хочу натянуть, что это всего лишь вроде, а не глубокая суть.

    Калёная синева. Как неожиданно. Сталь – калёная, а тут – белки глаз. И ведь какая невовлечённость повествователя: так вблизи глядя в глаза девочке, мальчик замечает и блеснувшую синеву тёмной воды… Это – смакование именно пропадающего мига, и он вечен, раз вспоминается ж повествователю через какой-то месяц, а автору – через много-много лет. Лишь слово "волшебный” явно отдаёт иномирием, к которому я влеку Катаева. Или нет. И про ракеты ж очень необычно: "выползли”, “с трудом полезли в гору”. Но… Это-то уж точно неотличимо от фонтанирующей радости жизни, от ТУТ. Не то, что про луну: "Но еще где-то в мире была луна”. – Про-стран-ство… И воспоминание-вре-мя… И вседозволенность. Почему нет, раз "а поцеловавшись, до того смутились, что с преувеличенно громкими криками побежали куда глаза глядят…”. – М! Какая жуть и сласть.

    И, если есть тут улёт в какой-то неестественный экстремизм, то тут же, рядом – другой экстремизм, земной, революционный:

    "Батрак был совершенно пьян. Несколько человек держали его за руки. Он вырывался. Юшка текла из носа на праздничную, разорванную пополам рубашку. Он ругался страшными словами.

    Рыдая и захлебываясь в этих злобных, почти бешеных рыданиях, он кричал, скрипя зубами, как во сне:

    - Три рубля пятьдесят копеек за два каторжных месяца!.. У, морда твоя бессовестная! Пустите меня до этой сволочи! Будьте людьми, пустите меня до него: я из него душу выниму! Дайте мне спички, пустите меня до соломы: я им сейчас именины сделаю... Ох, нет на тебя Гришки Котовского, гадюка!

    Лунный свет блестел в его закатившихся глазах”.

    Опять лунный свет.

    Замечательно. Два экстремизма. В какой броситься?

    "…Э, будь что будет!

    Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. Матросский воротник развевался. В чулки впивались колючки... И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху…”.

    На каждом абзаце экстремы.

    "Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.

    На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля…”.

    Дальше идёт естественная ассоциация с лермонтовским экстремизмом: “Белеет парус…”.

    Что-то тянет чуть не сплошь цитировать. Но не буду. Есть радость и радость. Мига. Импрессионистская и ницшеанская. Импрессионистская – радость абы какой жизни. И вот преуспевающий в 30–е годы советский писатель Катаев счастлив и выражает это в каждом абзаце: про… совсем затрапезную жизнь: про пыль, страх, скуку и тысячу переливов ежесекундных переживаний.

    И всё – на максимуме: счастлив мещанин (который враг и революционеру, и ницшеанству).

    "По земле покатились круглые сверкающие капли, заворачиваясь в серый порошок пыли”.

    “На тропинке сидела большая лягушка с закрытыми глазами, как заколдованная, и Петя изо всех сил старался на нее не смотреть, чтобы вдруг не увидеть на ее голове маленькую золотую коронку”.

    “Тонкая мука пыли душным облаком окружала путешественников. Брови и ресницы стали седыми. Пыль хрустела на зубах”.

    “Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью, лишенной малейших признаков поэзии и красоты.

    Все, все казалось здесь утомительно безобразным.

    Чудесные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных решетчатых ящиков.

    Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки и поспешно обшиты дерюгой с ярлыками, заляпанными клейстером”.

    “А пароход продолжал идти по непомерно широкому днестровскому лиману, и казалось, конца-краю не будет некрасивой кофейной воде, облитой оловом солнца. Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине”.

    Красота!

    Но мне что-то стало казаться, что Катаеву в 1936 году (уже экранизирован его роман “Время, вперёд!”) было интересно упиваться, как он в 40 лет в СССР переплюнул по достатку своего отца в царской России ("По своему общественному положению семья одесского учителя Бачей как раз принадлежала к средней категории пассажиров”).

    Пусть это и о позднем Катаеве написано:

    "Он, обладавший удивительной, невероятной пластичностью, сверхчувством живой жизни, данной ему в острых ощущениях вкуса, аромата, цвета, осязания, мощно втягивал в себя эту жизнь, чтобы выдохнуть ее преображенной. Аксенов и другие молодые писатели будут потрясены его барством, настоящим шиком, парижским умением одеваться, носить кепочку, даже ходить!” (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/ivanova.html), -

    но Бунин ещё революционных лет свидетельствовал о Катаеве: ""Говорил: "За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки..."””.

    В 1936-м, думаю, ему без убийства всё удалось. И он должен был быть очень собой доволен.

    Так если в художественном произведении его художественный смысл нецитируем, то и ясно, отчего это Катаев пишет такие разные радости мигов (от абы какого до ницшеанского) в повести о революции 1905 года и участии в ней мальчика из пока среднего класса общества. Авантюра жизни удалась! Катаев в повести – художник барочного типа (соединение несоединимого идеал этого идеостиля).

    И передо мной встаёт вопрос, стоит ли дальше перечитывать (хоть, оказывается, я почти ничего из прочтённого больше полувека назад не помню).

    Дальнейшее чтение меня стало удручать – развлекаловкой. Петя стал автором делаться искусственно причастным к самому интригующему. И Петя стал ходить на пароходе по пятам за шпиком, и он заметил беглого матроса, что недавно заскакивал прятаться к ним в дилижанс, и он заметил, что шпик его замети, и он сумел заметить из-за спины шпика, что тот вынул фото матроса и рассматривает. И… автор, заходясь в своей страсти развлекать своих читателей, граждан СССР в 1936-м году, аж вышел из рамок повествования, обратился к читателям:

    "Чтобы помочь машине и наверстать время, потерянное при затянувшейся погрузке, капитан приказал поставить парус.

    Никакой праздник, никакие подарки не привели бы Петю в такой восторг, как эта безделица.

    Впрочем, хороша безделица!

    Сразу на одном пароходе, в одно и то же время и машина и парус. И пакетбот и фрегат одновременно!

    Я думаю, что и вы бы, товарищи, пришли в восторг, если бы вам вдруг выпало счастье прокатиться по морю на настоящем пароходе, да, кроме того, еще и под парусом”.

    Всё ясно: чтиво. Матильда в центре событий.

    Можно чтение прекращать. Ничто недопонятное меня впереди не ждёт (чтоб мне то людям открыть). Вещь написана без участия подсознательного идеала.

    20 мая 2016 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335080  2016-05-20 13:32:20
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Хм. А ведь прав оказался Андреев

про «Белеет парус одинокий».

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100