TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.07.2007
11:43

Надежда Горлова

    ╚Катарсис - переживание тонкое, капризное, может не явиться╩,- такие слова стоят перед концом моей когдатошней заметки (http://www.pereplet.ru/volozhin/3.html#3) о рассказе Горловой . . .

04.07.2007
08:12

Грех Сахарова перед Россией

    Стихотворение ╚Пора, мой друг, пора!..╩ при жизни Пушкин не издал. При публикации его в собраниях сочинений (1887, 1910 и 1930) оно датировалось 1836-м годом. В изданиях 1924 и . . .

29.06.2007
14:33

Зачем применена парцелляция

    Есть плохое в ╚Дурачке╩ (http://www.pereplet.ru/text/pesterev10jun07.html) Пестерева √ сразу понятно, зачем он рассказ написал. Зачем парцелляций понаставил. (╚Нужно было отправить . . .

27.06.2007
10:29

Еще о Борхесе

    Эту вещь нужно читать обязательно после предшествующей, ╚Идея младшего Буша в художественном исполнении╩ (http://www.pereplet.ru/volozhin/39.html#39). * Второй рассказ Борхеса из . . .

26.06.2007
09:52

Идея младшего Буша в художественном исполнении

    Менар там √ напоминаю √ заявлял, что осуждение или похвала √ это проявление сантиментов, не имеющих ничего общего с критикой. ╚Пьер Менар, автор ╚Дон . . .

25.06.2007
17:40

Как жить по-русски

    Черт, как хорошо: ╚с голубым блеском в глазах╩! Я еще до этих слов стал подумывать: ╚Боже! Почему мне так нравится читать этот рассказ?╩ (http://www.pereplet.ru/text/nikitin08sen01.html . . .

13.06.2007
19:25

Предпонимание

    Грешен я перед Велимиром Хлебниковым. - Не зная броду, сунулся в воду. Два раза сунулся. Один раз √ распространив на него то, что касалось Маяковского . . .

05.06.2007
16:15

Как может выжить Россия

    Силой духа. Так, спустя время, я осознал, почему мне перехватило горло в конце рассказа Дмитрия Крылова ╚Горло╩ (http://www.pereplet.ru/text/gorlo5.html). А осознание пришло от . . .

13.05.2007
18:26

Стоит ли мусолить одну деталь?!

    Такова реакция Волковича на реакцию на его ╚Собаки села Похмелевка╩ (http://www.pereplet.ru/text/volkovich10may07.html).

    Стоит мусолить деталь, если она высветляет замысел.

    А стоит ли высветлять, когда и так все ясно?

    Ну я еще чуть-чуть ясности добавлю.

    Итак.

    Читателями замечено: немецкого происхождения команду ╚фас╩ мог не знать житель глухой белорусской деревеньки, немецкий офицер мог не знать российского жеста ╚выпить╩.

    Кроме того.

    Как могли пострелять собак, не задев их хозяев? Невероятен вой волков в июне. Редкость √ психоз молодой собаки. Нешаблонно вползание войны в Похмелевку. Экзотично наименование этого села. Все, что там случилось, необычайно.

    Но, представленное как суховатый газетный репортаж, создает впечатление отчета очевидца. Прямо живописно-меткие куски, - вроде кивания ╚журавлей╩ или тупорылых машин, - подчеркивают достоверность. А неслыханое в фабуле плюс отчет по форме рождают символичность. Читаешь напряженно √ от новизны. Но катарсиса нет.

    Почему? Слишком уж шаблонен материал?

    Может, просто тут нет художественности? Журналистская продукция и все.

    ╚Сила [художественного] открытия, - писал Л. А. Мазель в книге "Эстетика и анализ", - измеряется не только плодотворностью совмещения [элементов], его ценностью, содержательностью, смыслом, но и его неожиданностью и трудностью. Чем дальше друг от друга совмещенные свойства, чем меньше угадывалась заранее сама возможность их сочетания и чем менее очевидными и более трудными были пути реализации этой возможности, тем выше, при прочих равных условиях, творческая сила открытия. В этом смысле истинно художественное произведение осуществляет, казалось бы, неосуществимое, совмещает, казалось бы, несовместимое╩.

    А что ж тут несовместимого: недочеловеки и фашисты, недочеловеки и аж природное и даже сверхприродное какое-то, символическое их отвержение? Любая необычность пройдет на ура, будучи противопоставленной недочеловекам. Тем более, если она хорошо вводится: не скрывая ее исключительности.

    (На днях услышал, что сам Андропов распорядился, чтоб фашистов в ╚Семнадцати мгновениях весны╩ вывели глубокими и противоречивыми людьми. √ Так зато и получилось √ а ведь сериал! - на все сто.)

    Тут же √ банальность. Прикрытая необычностями.

    Именно прикрытая (потому и смею писать).

    Сперва у читателя создается впечатление, что перед ним свидетельство очевидца. Эти ╚тупорылые машины╩ и ╚"ЧТЗ" на высоких игольчатых колесах╩, казалось бы, не выдумаешь. Видел их мальчик лет десяти. Все уже понимал. Потому и описывает теперь так живо морально-политическое предненастье: ╚серо стало и неуютно. Хотя закатное солнце пригревало и зелень буяла вокруг по-летнему, - как неожиданно смерклось┘╩

    Потом понимаешь, что автор всеведущ. Он и при разговоре переводчика со старшим офицером присутствует, и распоряжение старосте слышит (там прямая речь), и что узловая станция уже занята немцами знает, и беспечность офицера ему ведома, и что шептали ночью по хатам ему известно, и при родах суки присутствует, и как она спервадавит, а потом пожирает щенят видит, и в мысли офицера проникает.

    Ну хорошо. Пусть это быль, литературно оформленное воспоминание. Чем плохо?

    А тем, что литературно.

    Очень уж напористо идет в параллель с былью символизм.

    И закрадывается подозрение: а не его ли ради сама быль сочинена?

    Человек, мол, понимает, что просто так теперешние не станут читать про войну, что надо √ с какой-то перчинкой. Вот и придумал. Особенно √ про волков. Ну и про щелкание по кадыку. Ну и фас.

    Очень ловко-символично вышло с названием Похмелевка: ошиблись немцы не только с переводом, но и вообще ОШИБЛИСЬ. Было б здорово со стороны автора √ придумать и такое название, и объяснение его. Но √ я проверил √ такая деревня √ действительность, а не выдумка. Кто знает, может, и вой волков в июне 41-го не выдумка, и про фас и про кадык офицера. Не в том дело. Беллетрист имеет полное право выдумывать.

    Но уж очень все выстроено символически. С первых строчек до последних.

    Война пришла в белорусскую деревню Похмелевка обыденно, как осень или зима, но уместнее сравнивать ее приход с вечерним дождливым предненастьем: невзначай серо стало и неуютно╩.

    Вот это постепенное пробирание к точному выражению┘ Осень. Нет. Вечернее предненастье. Естественно отвергаемое. (От погоды ж можно ждать, что она будет летней летом.) √ Само естественное устройство мира отвергает оккупацию. Ну, российского мира.

    И так √ по нарастающей.

    Как в песне. Три мерных удара на глубокий вдох, а потом √ на выдох: ╚Вставай, страна огромная!╩ И √ волосы дыбом начинают подыматься.

    Но песня ж в принципе √ прикладное искусство. Средство излить чувство. Тут нет сложного механизма дразнения, как в неприкладном искусстве, с катарсисом в результате.

    Вот и с разбираемым произведением так же. Оно √ чтоб излиться. Оно √ прикладное.

    Что такое в наше время произошло, чтоб так сильно захотелось излиться на тему страшеннейшей оккупации? Ведь не может же быть, чтоб к энной годовщине войны. √ Очень уж пафос чувствуется.

    А холодная война, вроде возвращается. (Творят о прошлом всегда имея в виду настоящее. Читал, помнится, что древние греки ╚Илиаду╩ записали, предвидя войну с персами.) Западу не нравится, что Россия стала пробовать подняться с колен.

    Тут в ответ можно даже и волчий вой в июне 41-го придумать. Не выйдет, мол, господа хорошие. Не то, чтоб с нами Бог. Но.

    Святая память о той войне ж единственное, что способно реально объединить российский народ, восточных славян, раздираемых свирепствующим индивидуализмом и глобальной конкуренцией.

     

    13 мая 2007 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
274213  2007-05-13 22:47:48
Валерий Куклин
- Воложину

Вывод ваш, дорогой Соломон, безумно прекрасен:

"Святая память о той войне ж единственное, что способно реально объединить российский народ, восточных славян, раздираемых свирепствующим индивидуализмом и глобальной конкуренцией".

Низкий поклон вам за то, что нашли такие мудрые слова в поддержку рассказу Волковича.

274215  2007-05-14 00:05:57
И. Крылов
- Все по делу. Все так и есть.

274216  2007-05-14 00:52:35
Александр Волкович -
- Соломону Воложину. Пришел к выводу: только человек, постигнувший глубины картин Микалоюса Чюрлениса, смог так безошибочно и чутко распознать соль и боль, которые автору "Собак села Похмелевка" каким-то образом случилось заложить в текст рассказа-новеллы, больше похожей на газетный репортаж, а еще больше - на притчу. И не только заглянуть, но и увидеть много глубже. Такая Ваша прозорливость дорогого стоит. С поклоном из Беларуси А.Волкович.

274254  2007-05-15 00:29:37
Александр Волкович-
- Соломону Воложину. Вопрос по случаю. Вроде бы в тему. Куда исчез замечательный литовский художник-график Станислав Краскаускас? Буду рад любой информации.

274256  2007-05-15 08:38:15
Валерий Куклин
- Волковичу

С. Крскаускас умер уже давно, едва ли не в перестройку - инфаркт. Стыдно было человеку за разгул озверелого национализма в родной его стране. О нем уже в Литве забыли, ибо был он, по их мнению, москалем, предателем. НА международной книжной ярмарке во Франкфурте о нем в дни Прибалтийских стран я пытался побеседовать с литовскими издателями - услышал лишь злобное шипение и слова проклятий. Об этом даже написал в статье, посвященной ярмарке 2004 года. Они-то и Чурлиониса недолюбливают. А за цикл "Павшие и живые" Стасиса готовы и в могиле уничтожить. Кстати, и знаменитое девичье личико, созданное Красаускаом специально для логотипа журнала "Юность" исчезло со здания ресторана "София" на площади Маяковского в Москве. А у меня было два огромных альбома с его работами, но... сперли в Москве. Тперь все по памяти.

Не помнят сейчас в Литве и про Межелайтиса - поэта космического масштаба, которого, кстати, очень хорошо иллюстрировал Красаускас. Так чо Стасис, дитя войны, коммунист и гениальный график, умер вовремя, не увидел этого шабаша. Вечная ему память среди русских и белорусских интеллигентов.

Валерий

274269  2007-05-15 17:07:32
Алла Попова
- Валерий Васильевич, редакция журнала "Юность" давно переехала с площади на улицу Тверскую, и личико вместе с ней переехало.

08.05.2007
16:21

Каждый √ кузнец своего Успеха

    Впечатление какого-то бледного дежавю постепенно овладевало мною, пока я читал миниатюру Грановского ╚Дежавю╩ (http://www.pereplet.ru/text/granovskiy02may07.html). √ Где я что-то такое . . .

24.04.2007
17:20

Ни бэ, ни мэ, но кукареку

    Все так верно написано про рассказ Калашниковой ╚Запах моря╩ (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): ╚Вы топчетесь на месте. Все время хочется спросить: ну и что???????? . . .

19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

<< 41|42|43|44

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100