TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


06.09.2007
16:00

Хвостатый гуманизм на экспорт

    Хвостатый гуманизм на экспорт Четвероногое ОГПУ Есть ли на нашем телевидении отчизнолюбивые передачи? Да полно! И все почему-то на <третьем>. Все две . . .

19.06.2007
14:37

Слишком познер или слишком ранер

    Алексей ШОРОХОВ Слишком познер или слишком ранер? <Времена> не выбирают - в них живут и умирают. Не знаю, как насчёт жизни, а вот затянувшееся <умирание> этого . . .

27.02.2007
12:19

Возвращение в Бронзовый век

    Возвращение в Бронзовый век реплика Президент Эстонии, той самой, что рядом с Латвией, недавно высказался. Бедные Би-Би-Сишные радиослушатели! Они же телезрители . . .

06.02.2007
13:24

Прекрасное должно быть величаво

    Прекрасное должно быть величаво <Основы православной культуры> как эстетический феномен Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту Сегодня, когда . . .

02.02.2007
23:35

НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ

     Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом международное литературное жюри выдвинуло . . .

24.01.2007
18:51

тЕЛЕАКАДЕМИКИ-романисты

    Телеакадемики-романисты (Юрий Арабов <Флагелланты>, роман) Грустно мне. Такое ощущение, что смотришь телевизор. Или читаешь. Или читаешь и смотришь. Но . . .

12.12.2006
13:32

Тоже люди...

    Тоже люди (Александр Бондарь. <Ночной Кабак>.  Повести и рассказы, -  Монреаль, 2004 г.) 1. Замороженные девяностые Именно такое чувство испытываешь от прочтения . . .

21.11.2006
21:11

Кабала или каббала?

    Кабала` или каббала? Недавно Литературная газета продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества, и, что . . .

06.10.2006
15:00

И снова об "Основах"...

    И снова об <Основах> Детям и внукам православных, кажется, разрешат изучение основ родной культуры 26 сентября в пресс-центре РИА "Новости" прошел круглый стол . . .

25.06.2006
22:12

Святой Тамерлан и компания

    Всероссийские лжемощи Уж и не знаю, кого определить в шеф-повары наших ведущих государственных телеканалов, но блюда из-под их лёгкой руки выходят . . .

26.05.2006
14:50

Сербия после бомбёжек

    Сербия после бомбёжек (путевые заметки) <В каждом сербе есть немного русского>. Сербская пословица Песничка ясень Существует на земле одно место, где тебя любят . . .

16.05.2006
11:07

Природа отдохнула...

    body lang=RU style='tab-interval:36.0pt'> Природа отдохнула  Если верить молве, природа иногда отдыхает. На детях. Правда, не на всех, а только на некоторых. Когда на родителях . . .

25.04.2006
22:40

Два фильма о любви

    Два фильма о любви* Телевизионные будни последних перед Пасхой недель запомнились мне двумя вещами: сагой об основном инстинкте в исполнении отечественных . . .

29.03.2006
11:34

Мёртвые души Андрея Волоса

    Мёртвые души Андрея Волоса*

    (Андрей Волос <Аниматор>, роман)

    <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют

    Необычайную популярность возымели сочинения Николая Васильевича в русской жизни начала третьего тысячелетия. По осени нас озадачили <Делом о <Мёртвых душах> в исполнении мастеров телевизионных искусств. Впечатление, свиные рыла сняли фильм о свиных рылах. Дальше - больше: всесоюзный лекарь Зурабов снялся в роли Артемия Филипповича Земляники, у которого пенсионеры <все, как мухи, выздоравливают> и молодеют, так что им скоро и пенсию платить не надо будет, а испуганные троечники и сиамские близнецы Греф и Кудрин уже давно и не без успеха выступают в роли коллективного Хлестакова. И так - не только в бесконечном новостном сериале, так везде. Где не копни - то ухо высунется, то хвост покажется. Так что грех, грех было отечественной словесности веяний времени не услышать, а услышав - не развить и не углубить

    Вот и новый роман Андрея Волоса <Аниматор> поспел вовремя, возжёг автор синее пламя в рогатой колбочке, этакий вечный чичиковский огонь у памятника мёртвым душам, грустное бессмертие материалиста. Увы, даже не гомункул алхимиков и не каббалистический голем, а всего лишь цветомузыка распада <нервно-психической деятельности>, не то гаснущие нейроны, не то блуждающие протоны. И заполыхало оно всё, как говорится, синим  пламенем (впрочем, есть варианты) за упокой души анимированных покойников во веки вечные, утешая родственников и вызывая нездоровое любопытство потомков. В этом, собственно, и вся фантастика Волоса, сюжетное ноу-хау в сфере ритуальных услуг: кладбище, мерцающие колбочки и как метафизический посыл (интеллектуальная проза как-никак, неудобно же без этого) - унылое <воскрешение мёртвых> по Фёдорову. Когда-нибудь.

    Впрочем, как понимает аниматор - скорее всего, никогда! Потому и перебивается с кваса на хлеб, сиречь с коньяку на секс, что надо же как-нибудь жизнь скоротать. Сам же аниматор (что и следует из названия) и есть главное действующее лицо романа, существо глубоко родственной писательству профессии, потому что именно от его способности вчувствоваться в последние минуты жизни покойного и зависит - замерцает огонёк в колбочке или нет. Сам процесс <вчувствования> называется <анамнез> (припоминание), тем не менее, никаких ассоциаций с аналогичным термином у Платона или орфиков не возникает. Роман, как я уже отмечал, сугубо материалистичен.

    Есть в романе и линия любви-ненависти (куда без этого) - с нравственными муками, секс-шопом, спецслужбами и терроризмом. Всё очень модно и с перчиком.

    Но вовсе не это делает роман действительно показательным и по-своему знаковым явлением современной словесности. Дело в том, что Андрей Волос кажется наиболее вменяемым из всей этой пресловутой <неолиберальной> обоймы авторов, и на фоне ерофеевых-сорокиных-быковых выглядит если и не лучом света, то хотя бы мерцающим огоньком на кладбище постмодернизма. Есть у него сюжет, интрига, короче всё то писательское, незаметное и крепкое, в чём его печальным товарищам по тусовке, шоуменам и инсталляторам, природой и дарованием отказано. Но окружение обязывает. Нельзя молчать! И он вопиёт

     

    В полный волос

    О чём же вопиёт писатель? Да о всём том, без чего в Париж и прочие благопристойные местности русского литератора сегодня за государев счёт не вывезут, и на телевиденье не пригласят. Например, о вымышленной такой республике в составе Российской Федерации - Качарии и о гордом её, свободолюбивом народе. Замечательный такой народ объявляется у Волоса, качарцы, - бедный, несчастный. Обидел их когда-то <усатый сатана>, выселил в Казахстанские степи, вот они и озверели, пошли воевать с женщинами и детьми. А до этого пасли барашков, никого не трогали. Ну, подумаешь, была, да и по сей день есть на Кавказе пословица: <Если у тебя украли коня, ищи его в Качарии>. Но ведь плохих народов не бывает! Ну, подумаешь, ответили ещё 200 лет назад качарские старейшины Александру I на предложение покончить с работорговлей и разбоем, мол, не можем сего, дабы не помереть с голоду; как ваши занятия - земледелие и скотоводство, так наши - работорговля и разбой! Но и что с того? Коль уж отрезанные головы <врачей без границ> Европу не вразумили, кто ж поверит переписке Русского Правительства с горцами двухсотлетней давности!

    Здесь, как в известной сказке Андерсена, только наоборот: король и так повернётся, и эдак, и одно-то платье наденет, и другое - а <мировая общественность> всё знай кричит: голый он, голый! Уж на что король ей, общественности этой, и про <международный терроризм>, и про <арабских наёмников> - куда там! Виноват, кругом виноват! Ату его!

    Ну, а громче-то <мировой общественности> и непримиримее, известное дело, <свои> заходятся. Вот и у Волоса знакомый набор: если качарец - то мученик (весьма своеобразный) за веру и герой, если генерал ФАБО (узнаваемые, хотя и вымышленные правопреемники ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ) - то карьерист, бездарь и кровавый ростовщик, взимающий нефтью свой процент с <бессмысленной бойни>. 

    Понятное дело, всё это не без гуманизма: поэтому среди несчастных шахидов - сплошь обманутые мальчики, сквозь брызги собственной и чужой крови рвущиеся в свой фрейдистский ад за обещанными гуриями. Да и среди взрослых качарцев не всё звери, есть и мудрые старики, но кто же их послушает посреди разрушенных русскими снарядами мирных саклей?

    Однако и проклятым оккупантам нелегко: мучается психическими расстройствами Мишка Дронов, швырнувший <на какой-то поганой зачистке> гранату в дом и сгубивший <девочку лет двенадцати> в платьице точь-в-точь, как у его дочери. Зато уж на фоне помешавшегося русского спецназовца, случайно (!) убившего ребёнка, <борцы за свободу и независимость Качарии>, со знанием дела сдирающие с людей кожу, отрезающие уши и пальцы, и т. д. (вроде Мамеда-праведника) - выглядят куда более здоровыми. Правда <здоровье> это сродни хрюкающему человечьей отрыжкой <здоровью> Лейбы Троцкого и Йозефа Геббельса, сродни розовощёкому людоедству гулаговского распорядителя Нафталия Френкеля и майданекского палача Альфонса Готсфрида. Ну да чего уж там

    В общем, есть такой качарский народный анекдот: <Сынок, сколько раз тебе повторять - не хоббиты мы, а вахабиты!>

    Волос нас пытается убедить, что всё-таки хоббиты.

    Изобретатели полиранто

    Помните, был такой новояз мировой революции - эсперанто? Не прижился. Скис, как и породивший его марксистско-ленинский проект глобализма; не взошёл на обильно политых русской и иной кровью полях мировой истории. Однако ж соблазн остался. И вот уже мы видим, как под новый проект глобализма и с тем же традиционным удобрением алого цвета (агрессии против Сербии, России, Афганистана, Ирака) создаётся новый язык <международного общения>, внебрачный внук политкорректности и эсперанто - полиранто. Он не покушается на корни слов и границы национальной лексики, не взрывает устойчивых словосочетаний нарочитой бессмыслицей, он просто создаёт систему транснациональных идеологических табу, нарушив которые, человек, государство, ряд стран автоматически оказываются на другом конце <общечеловеческого> тира - уже в качестве движущихся или, напротив, обмерших от неожиданности мишеней.

    Зато овладевшие полиранто в совершенстве получают все мыслимые и немыслимые бонусы, начиная с права перераспределять в свою пользу все энерго-сырьевые ресурсы планеты и заканчивая правом безнаказанного убиения себе подобных в любой точке мира и в любую минуту.

    Табу полиранто всем известны: евреев нельзя называть евреями, педерастов - педерастами, натовских головорезов - убийцами, гаагский трибунал - кровавым фарсом... Не менее известны нормы полиранто и для описания русской действительности: российские солдаты - оккупанты и насильники, чеченские бандиты - партизаны и борцы за независимость, православная духовность - отсталый (он же неприспособленный) менталитет, национальная самобытность русских - закоренелая ксенофобия и притаившийся до поры до времени фашизм, и т. д.

    Что же остаётся писателю в оскоплённой и отполированной полиранто действительности? Да, собственно говоря, ничего. Вот и громоздит в совершенстве овладевший заокеанским новоязом Андрей Волос перед своим аниматором мёртвые туши одну за другой, в слабенькой надежде возжечь хоть какой-то огонёк жизни и читательского интереса. Пусть и в хрупкой колбочке смысла. Под золотушной россыпью меркнущих звёзд либерализма.

     


    * Полный вариант статьи. С сокращениями опубликовано в <Литературной газете> от 29.03.2006 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
267468  2006-03-29 17:51:23
-

267476  2006-03-30 11:30:52
виктор
- Андрею Шорохову.

Андрей, разделяю Ваши взгляды на эти вещи. Подобных "мертвых душ" расплодилось в России больше, чем того хотелось бы. А хотелось бы, чтобы вместо них рождались здоровые дети со здоровыми душами. Увы, мертвецы эти плодятся, как сорная трава. И чаще всего в столицах. Там эти сорняки цветут и злопыхают кладбищенским смрадом более, нежели где либо. Публика эта чрезвычайно амбициозна и, если при должностях, то,прмимо прочего, питается истинными дарованиями. Дело, однако же, не только в них, но и в остальных.

Об этом я веду речь на сайте "Полемика и дискуссии" в статьях: "Кто виноват?" и "Что делать?", и "О том, где мы в истории, и есть ли она в нас". Приглашаю Вас и всех заинтересованных почитать. С уважением - Виктор Сиротин.

294224  2010-10-22 21:05:33
- Андрей! Почему надо судить о творчестве писателя по одному его произведению? Почему хотя бы не упомянуть о "Хуррамаде"? Это пронзительные по силе рассказы, названные "романом-пунктиром". Мне кажется, что тема насильственного выселения русских из Средней Азии после событий 1991 года почти не разработана. Андрей Волос практически первооткрыватель этой темы,"Хуррамабад" наполнен горечью и болью. Можно крепко, по мужски, пожать Андрею Волосу руку за этот труд. Но должно быть, я думаю, продолжение. Потому что люди, изгонявшие русских, дружно поехали вслед за ними. В Москву, в Москву. Чтобы убирать улицы,чтобы выполнять самую неприятную и низкооплачиваемую работу.И хочется теперь с русской широтой души сочувствовать бывшим гонителям. Вот тема. Юрий Поклад.

19.12.2005
14:24

Современность и поэзия

    Современность и поэзия Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. С. Есенин Оскудение любви Поэт умирает не от того, что у него отказали почки или . . .

08.08.2005
11:40

Тургенев: русский ответ откладывается...

    Тургенев: русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева, по сложившейся традиции, принято считать гениальным . . .

25.07.2005
22:05

Дорогие европеяне!

    Алексей ШОРОХОВ Дорогие европеяне! (доброжелательная реплика) Подсчитали, прослезились России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей . . .

14.02.2005
13:26

Оправдание поэзии

    Алексей ШОРОХОВ. Оправдание поэзии (Сокращенный вариант опубликован <Литературной газетой> за 9-12 февраля 2005 г. - под заголовком <Веянье тонкого хлада>) 1. К . . .

27.01.2005
14:03

Битва за реальность

    Битва за реальность <А небо осталось точно таким же, как если бы ты и не продался > Егор Летов СПОРЫ О РЕАЛИЗМЕ Недавно Петром Алешкиным был опубликован . . .

28.10.2004
13:01

Козлиная песнь

    Козлиная песнь (Виктор Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1. Первые пузыри По слову Пушкина, художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100