TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


06.09.2007
16:00

Хвостатый гуманизм на экспорт

    Хвостатый гуманизм на экспорт Четвероногое ОГПУ Есть ли на нашем телевидении отчизнолюбивые передачи? Да полно! И все почему-то на <третьем>. Все две . . .

19.06.2007
14:37

Слишком познер или слишком ранер

    Алексей ШОРОХОВ Слишком познер или слишком ранер? <Времена> не выбирают - в них живут и умирают. Не знаю, как насчёт жизни, а вот затянувшееся <умирание> этого . . .

27.02.2007
12:19

Возвращение в Бронзовый век

    Возвращение в Бронзовый век реплика Президент Эстонии, той самой, что рядом с Латвией, недавно высказался. Бедные Би-Би-Сишные радиослушатели! Они же телезрители . . .

06.02.2007
13:24

Прекрасное должно быть величаво

    Прекрасное должно быть величаво <Основы православной культуры> как эстетический феномен Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту Сегодня, когда . . .

02.02.2007
23:35

НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ

     Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом международное литературное жюри выдвинуло . . .

24.01.2007
18:51

тЕЛЕАКАДЕМИКИ-романисты

    Телеакадемики-романисты (Юрий Арабов <Флагелланты>, роман) Грустно мне. Такое ощущение, что смотришь телевизор. Или читаешь. Или читаешь и смотришь. Но . . .

12.12.2006
13:32

Тоже люди...

    Тоже люди (Александр Бондарь. <Ночной Кабак>.  Повести и рассказы, -  Монреаль, 2004 г.) 1. Замороженные девяностые Именно такое чувство испытываешь от прочтения . . .

21.11.2006
21:11

Кабала или каббала?

    Кабала` или каббала? Недавно Литературная газета продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества, и, что . . .

06.10.2006
15:00

И снова об "Основах"...

    И снова об <Основах> Детям и внукам православных, кажется, разрешат изучение основ родной культуры 26 сентября в пресс-центре РИА "Новости" прошел круглый стол . . .

25.06.2006
22:12

Святой Тамерлан и компания

    Всероссийские лжемощи Уж и не знаю, кого определить в шеф-повары наших ведущих государственных телеканалов, но блюда из-под их лёгкой руки выходят . . .

26.05.2006
14:50

Сербия после бомбёжек

    Сербия после бомбёжек (путевые заметки) <В каждом сербе есть немного русского>. Сербская пословица Песничка ясень Существует на земле одно место, где тебя любят . . .

16.05.2006
11:07

Природа отдохнула...

    body lang=RU style='tab-interval:36.0pt'> Природа отдохнула  Если верить молве, природа иногда отдыхает. На детях. Правда, не на всех, а только на некоторых. Когда на родителях . . .

25.04.2006
22:40

Два фильма о любви

    Два фильма о любви* Телевизионные будни последних перед Пасхой недель запомнились мне двумя вещами: сагой об основном инстинкте в исполнении отечественных . . .

29.03.2006
11:34

Мёртвые души Андрея Волоса

    Мёртвые души Андрея Волоса* (Андрей Волос <Аниматор>, роман) <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют Необычайную популярность возымели сочинения Николая . . .

19.12.2005
14:24

Современность и поэзия

    Современность и поэзия Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. С. Есенин Оскудение любви Поэт умирает не от того, что у него отказали почки или . . .

08.08.2005
11:40

Тургенев: русский ответ откладывается...

    Тургенев: русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева, по сложившейся традиции, принято считать гениальным . . .

25.07.2005
22:05

Дорогие европеяне!

    Алексей ШОРОХОВ

    Дорогие европеяне!

    (доброжелательная реплика)

    Подсчитали, прослезились

    России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей политкорректностью наши нынешние евроучителя могли бы многому у нас поучиться. Впору, ой давно впору делегациям ПАСЕ ломиться к нам в открытые двери - за опытом. Хотя бы в области словообразования. Ведь никто иной как мы озадачили мыслящее человечество загадочным этнонимом: <дорогие россияне>. Представьте себе, выступает президент Грузии: <Дорогие грузиняне!..>. Или Армении: <Дорогие арменяне..!>. А ведь там (в Грузии и Армении) - тоже десятки национальностей и народностей проживают. Однако ж вот не додумались

    Это я к тому, что весьма показательны результаты недавнего голосования по проекту европейской конституции - <дорогими европеянами> не захотели стать французяне и нидерляне (они же голландяне) соответственно. И дело не в одной только национальной идентичности. Именно культурные, христианские корни Старого Света, как выяснилось, всё ещё скрепляют в нечто целое то, что мы по привычке зовём <европой>. Как раз эти-то корни и предлагалось <забыть> в наиполиткорректнейшей евроконституции.

    В самом деле, что сказать родителям маленькому европейцу, замершему перед собором Парижской Богоматери: что это огромное каменное помещение, оставшееся от эпохи религиозной нетерпимости и интеллектуального рабства, и что в этом помещении до сих пор, в силу непонятного упрямства католической церкви ( < - А что такое <католическая церковь>?), не венчают гомосексуальные пары? Боюсь, разговор с еврочадами предстоит родителям нелёгкий. Судя по результатам голосования, родители и сами этого всерьёз боятся.

    Был ли Достоевский буддистом?

    Эти мысли (и уж с непременной русской оглядкой на европы) посетили меня после возобновления дискуссии о школьном курсе <Основы православной культуры>. На сей раз дискутировали на страницах <НГ-Религии> (15.06.2005). Как это не странно, но отнюдь не от <правозащитника> или профессионального <общечеловека>, а от ректора Московского исламского университета (то есть учёного и богослова) Марата Муртазина пришлось услышать перлы, достойные всеобуча журналистов <Радио Свободы> и их российских выученников. Чего стоит одно упрямое отождествление (вряд ли по незнанию) современной школьной культурологической дисциплины, разработанной Аллой Бородиной, с дореволюционным церковным предметом <Закон Божий>. С таким же успехом можно <путать> исламские просветительские центры с лагерями по подготовке террористов. Ведь и там, и там проповедуют от имени Аллаха!

    Однако именно культура, тысячелетняя культура России, и в первую очередь ответственный и увлекательный рассказ о ней детям, являются  самым первым препятствием на пути нравственного варварства и одичания, итогом которых становятся <Норд-Ост> и Беслан.

    И вряд ли кто (в здравом уме и твёрдой памяти) возьмётся оспаривать христианские, православные корни нашей культуры. Во всяком случае, мне не приходилось слышать о конфуцианстве Пушкина или о буддизме Достоевского. А именно в этой культуре, культуре Пушкина и Достоевского, предстоит воспитываться и жить новым гражданам России, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Потому что именно эта культура признана всем миром как особая, уникальная духовность, возникшая на территории России и ставшая её отличительной чертой. Где <Православие - культурообразующая религия России> (название одного из учебных пособий А. Бородиной). Что и подтверждено соответствующим грифом министерства образования.

    Упорное непонимание этого факта в стране, где 80% населения относят себя к православным по своей культурной традиции, чревато, мягко говоря, серьёзными проблемами. Но даже и неправославным от такого непонимания не легче. Что, например, сможет ответить самый образованный преподаватель исламского университета на вопрос юного мусульманина: кем был Василий Блаженный, построивший такую красивую мечеть на Красной площади? Или - что это за джигит с копьём на гербе Москвы? А ведь таких вопросов у юных граждан России - море

     

     

     

     

    <

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
265472  2005-07-26 13:17:50
-

265476  2005-07-27 01:04:12
Игорь Крылов
- Цивилизованная дикость это дикость совершенно нового типа, порожденная стихией индустриализации в ущерб социальной сущности человека, подрубающая корни его духовной организации. Все эти игрушки цивилизации, гонка за прогрессом заменили собой традиционные ценности, разрушили культурный и нравственный код, остатки которого мы видим застывшими в форме соборов, библиотек, книг и святынь.

У прежних форм отношения к миру было одно преимущество возможность опираться на веру, на интуицию. Однако рациональные формы познания мира, вытесняют веру, выхолащивают духовное содержание учений, подвергают сомнению вечные истины ничего не давая взамен. Это беда науки и ученых, порой слепо верящих в какой-то высший смысл собственной деятельности, не имея вразумительных объяснений своей уверенности.

Познавательная функция, обеспечив преимущество человеческому виду в своей нише, становится его ╚могильщиком╩. Создаются все новые и новые средства производства и воспроизводства, пользование которыми требует разрушения традиционных укладов и отношений между участниками производства. Для существования такого разветвленного и самоорганизующегося процесса, как прогресс в сфере производства средств производства и потребления (могу ошибиться в терминах) нужна не личность, а функция, не человек, а придаток к механизму. Культура в этой ситуации есть единственная программа, которая обеспечивает защиту от разрушительной стихийности этого процесса. Не сохраняя культуру, мы разрушаем само общество как единый организм, что проявляется в форме социальных болезней, например, таких как нищета, падения уровня нравственности, преступность, войны, терроризм, экспорт революций, стремлении изменения культурного кода других наций. Конечно, эти болезни существовали всегда, но сегодня они приобретают глобальный характер, так как экономика, основанная на конкуренции, и направленная на гонку за новыми орудиями производства и развлечения становится единственной формой отношения к предметам производства, стоящим между человеком и природой (в том числе и его собственной).

Возможно, именно культура на данном этапе может считаться реальной альтернативой религии, и рассматриваться в качестве духовной опоры для существования современной цивилизации (в силу естественного ослабления позиций религии в развитых странах). Сохранение культурных традиций, знание своей истории, сохранение социальных инструментов отвечающих за формирование нравственности и духовности вот что может объединить граждан многонационального государства. В этом смысле ╚россияне╩ вполне приемлемый термин, для обозначения принадлежности к одной культуре, к одному культурному сообществу.

267974  2006-05-21 01:05:54
Victor
- >"Возможно, именно культура на данном этапе может считаться реальной альтернативой религии..."

Становление культуры как раз-то и связано тесно с религией.

>"В этом смысле ╚россияне╩ вполне приемлемый термин, для обозначения принадлежности к одной культуре, к одному культурному сообществу...".

Не к советскому ли сообществу? Пора бы отличать значение слов "россияне" и "русские"

14.02.2005
13:26

Оправдание поэзии

    Алексей ШОРОХОВ. Оправдание поэзии (Сокращенный вариант опубликован <Литературной газетой> за 9-12 февраля 2005 г. - под заголовком <Веянье тонкого хлада>) 1. К . . .

27.01.2005
14:03

Битва за реальность

    Битва за реальность <А небо осталось точно таким же, как если бы ты и не продался > Егор Летов СПОРЫ О РЕАЛИЗМЕ Недавно Петром Алешкиным был опубликован . . .

28.10.2004
13:01

Козлиная песнь

    Козлиная песнь (Виктор Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1. Первые пузыри По слову Пушкина, художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100