TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


06.09.2007
16:00

Хвостатый гуманизм на экспорт

    Хвостатый гуманизм на экспорт Четвероногое ОГПУ Есть ли на нашем телевидении отчизнолюбивые передачи? Да полно! И все почему-то на <третьем>. Все две . . .

19.06.2007
14:37

Слишком познер или слишком ранер

    Алексей ШОРОХОВ Слишком познер или слишком ранер? <Времена> не выбирают - в них живут и умирают. Не знаю, как насчёт жизни, а вот затянувшееся <умирание> этого . . .

27.02.2007
12:19

Возвращение в Бронзовый век

    Возвращение в Бронзовый век реплика Президент Эстонии, той самой, что рядом с Латвией, недавно высказался. Бедные Би-Би-Сишные радиослушатели! Они же телезрители . . .

06.02.2007
13:24

Прекрасное должно быть величаво

    Прекрасное должно быть величаво <Основы православной культуры> как эстетический феномен Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту Сегодня, когда . . .

02.02.2007
23:35

НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ

     Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом международное литературное жюри выдвинуло . . .

24.01.2007
18:51

тЕЛЕАКАДЕМИКИ-романисты

    Телеакадемики-романисты (Юрий Арабов <Флагелланты>, роман) Грустно мне. Такое ощущение, что смотришь телевизор. Или читаешь. Или читаешь и смотришь. Но . . .

12.12.2006
13:32

Тоже люди...

     

    Тоже люди

    (Александр Бондарь. <Ночной Кабак>.

     Повести и рассказы, -  Монреаль, 2004 г.)

     

    1. Замороженные девяностые

    Именно такое чувство испытываешь от прочтения книги Александра Бондаря <Ночной Кабак>. С небольшой заминкой перед вариантом заглавия: так отмороженные всё-таки или замороженные? Подходит и то и другое, но второе объёмней. Потому что первое определяет <что>, а второе удовлетворяет главному: почему?

    Герои повестей и рассказов тридцатилетнего автора в основном воры, бандиты и проститутки. Плюс полицейские, опера и честные (как правило, недолго) девушки. Две стороны прозрачной медали. Поэтому первые отражаются во вторых, а те, в свою очередь, почти всегда думают и поступают, как первые. <Таков мир> - уверяет нас автор. Причём по обе стороны океана. Потому что сейчас Бондарь живёт и пишет в Канаде. Родился же и учился в Краснодарском крае, где приблатнённые и вылинявшие герои Тарантино расхаживали со <стволами> за поясом ещё задолго до съёмок <Криминального чтива>.

    Печальнее всего, что лично мне и почему-то именно сегодня почти не хочется спорить с русским канадцем. Даже самый прекрасный мраморный пол, покрытый жабами, пауками и скорпионами, требует очистительного огня и смотрится мрачным копошащимся гадюшником. Для России (так как мне глубоко плевать на Северную Америку и обе её незадачливые государственности), - это военные патрули на дорогах и бронированные джипы с тонированными стёклами как разрешение на выстрел из гранатомёта. Впрочем, не без вопросов. Потому что Божий мир - не мраморный пол, а вечнозелёный луг, и <очистительный огонь> сгребёт не только мерзких человеконеподобных тварей, но и многих из нас. Однако этими вопросами <русских двухтысячных> Бондарь не задаётся

    Вернёмся же к девяностым. Такое ощущение, что автор увёз их с собой за океан. И даже когда перестроечную фактуру <комков> (комиссионные магазины), <видаков> и <джинсы> у него сменяют кофейни типа <Тим Хортонс> или <Кофе тайм>, топонимы <Чёрч стрит> и вопросы <хау матч?> - всё равно не покидает ощущение <замороженных девяностых>. Это призма, через которую Бондарь глядит на мир (теперь уже чужой), кусок льда, в который вмёрзло целое поколение. Причём место для <оттаивания> герои писателя выбрали далеко не самое лучшее - Америку. С таким же успехом можно греть отмороженные руки в морозильной камере. Но этого им не объяснили

    2. Нравы Растеряевой улицы

    Итак, автор выбирает для описания <дно жизни> - ни для Русской литературы, ни для Мировой это не является новинкой. И, как правило, пользуется устойчивым читательским спросом. Особенно сегодня. Вероятно, именно поэтому сборник рассказов и повестей Александра Бондаря получает <говорящее> название - <Ночной Кабак> (по названию одноимённой повести, открывающей сборник). Почему <Кабак> в заглавии написан тоже с большой буквы - остаётся только догадываться. Думается, вослед шекспировскому <Весь мир театр > Бондарь воспринимает весь мир как именно то самое, что обозначено в названии. Это - тоже из <философии девяностых>, о которой уже говорилось. Впрочем, возможно сказывается и просто отсутствие редактора. А сказывается оно очень сильно, потому что невольно вздрагиваешь между <сволачами> (стр. 56, 76 и т.д.) и <свёрстниками>, которых на протяжении всего сборника рассыпано <поравну> (стр. 170 и т.д.). Уж не знаю что, то ли жизнь в чужеязычной среде, то ли интернет-просвет и всеобщее одичание виной тому

    Поэтому говорить о литературных заслугах автора, я думаю, преждевременно. Зато уж бытописательных никто не отменит. И если до боли знакомые герои <бригад> и <жмурок> всесоюзного гуляй-поля девяностых в исполнении Бондаря вряд ли что могут добавить к нашим знаниям о физиономии бандитского капитализма в России, то вот весьма интересные черты к фэйсу заморской демократии почерпнуть оттуда несложно. Из всего сборника я бы выделил повести <Ночной Кабак> и Downtown, а также <идеологические> сказки и сдобренные здоровым антисемитизмом юморески вроде <Разговора с проповедником>.

    И <Ночной Кабак> и Downtown повествуют о жизни Торонто, ночной, разумеется. Честно говоря, кроме спортивных (<Торонто мэйпл ливс>) - ассоциаций до сих пор никаких. А вот благодаря автору узнаю, что кроме НХЛ, медведей гризли и сахарных клёнов в Канаде обретается ещё и огромное количество недавних выходцев из России (раскольники и украинские националисты - разговор особый). В первую очередь: русских и евреев. В полном согласии с заявленным жанром (что-то вроде бандитской саги) - все они отморозки и неудачники (то есть будущие отморозки). И, несмотря на то, что законы выживания на родине и в Америке в последнее время практически сравнялись - менталитетами с аборигенами этой демократической мекки они всё равно не срастаются. Отсюда - <Одесса мама, Ростов папаша> спроецированное в бесконечность в самом центре чуждого мира. До полного истребления новоприбывших волонтёров заокеанского счастья. Их убивают. И их не жалко.

    Россия уже трижды за минувшее столетие затапливала мир волнами своих эмигрантов, и нигде не сложилось понятия <русская диаспора>. Меньше всего на это способны скрывающиеся от закона бандюки, проворовавшиеся министры и беглые олигархи, а также инженеры-неудачники и женственные бабочки-однодневки, кружащие над лужицами безопасного секса.

    В принципе, за очевидной разницей в сюжетах, обе повести об этом. С тем, разумеется, отличием, что во второй - конец <хороший> (едва не изрезанная на полоски девочка возвращается в Россию), а в первой - <плохой> (потому как, что же хорошего в том, что бандита в конце концов не убивают?).

    3. Тоже люди?

    Напоследок хочется сказать о месте публикации и обсуждения (!) этих и других произведений автора, то бишь о сетевой литературе и её особенностях. Уже на протяжении многих лет я сам веду литературное обозрение в интернет-журнале <Русский переплёт> (кстати, там же публиковался и Бондарь), и вот что вызывает недоумение. За редким, крайне редким исключением (когда люди подписываются полным именем) во всевозможных форумах и дискуссиях по поводу того или иного произведения участвуют некие виртуальные сущности - всякого рода <ники>, кликухи и погонялова. Они, видите ли, высказываются. Имеют собственное мнение (aids-контроль и анонимность гарантируется). Иногда проскакивает даже нечто ценное Но кто они, добровольные пользователи электронного ГУЛАГа, эти милые полуночные стукачи сетевой демократии, матершинники и самонадеянные тупицы, жертвы интеллектуального абортария? Мы никогда не узнаем. К чему же тогда все эти обсуждения, а главное - кто в них участвует? Тоже люди? Скорее чёрные дыры в мировой паутине. Вроде бы они существуют. Но виртуально. Всего лишь для того, что бы между ними по серебристым ниточкам сновали реальные паучки смысла, созданные реальными людьми, в непрекращающейся битве между добром и злом.

21.11.2006
21:11

Кабала или каббала?

    Кабала` или каббала? Недавно Литературная газета продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества, и, что . . .

06.10.2006
15:00

И снова об "Основах"...

    И снова об <Основах> Детям и внукам православных, кажется, разрешат изучение основ родной культуры 26 сентября в пресс-центре РИА "Новости" прошел круглый стол . . .

25.06.2006
22:12

Святой Тамерлан и компания

    Всероссийские лжемощи Уж и не знаю, кого определить в шеф-повары наших ведущих государственных телеканалов, но блюда из-под их лёгкой руки выходят . . .

26.05.2006
14:50

Сербия после бомбёжек

    Сербия после бомбёжек (путевые заметки) <В каждом сербе есть немного русского>. Сербская пословица Песничка ясень Существует на земле одно место, где тебя любят . . .

16.05.2006
11:07

Природа отдохнула...

    body lang=RU style='tab-interval:36.0pt'> Природа отдохнула  Если верить молве, природа иногда отдыхает. На детях. Правда, не на всех, а только на некоторых. Когда на родителях . . .

25.04.2006
22:40

Два фильма о любви

    Два фильма о любви* Телевизионные будни последних перед Пасхой недель запомнились мне двумя вещами: сагой об основном инстинкте в исполнении отечественных . . .

29.03.2006
11:34

Мёртвые души Андрея Волоса

    Мёртвые души Андрея Волоса* (Андрей Волос <Аниматор>, роман) <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют Необычайную популярность возымели сочинения Николая . . .

19.12.2005
14:24

Современность и поэзия

    Современность и поэзия Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. С. Есенин Оскудение любви Поэт умирает не от того, что у него отказали почки или . . .

08.08.2005
11:40

Тургенев: русский ответ откладывается...

    Тургенев: русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева, по сложившейся традиции, принято считать гениальным . . .

25.07.2005
22:05

Дорогие европеяне!

    Алексей ШОРОХОВ Дорогие европеяне! (доброжелательная реплика) Подсчитали, прослезились России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей . . .

14.02.2005
13:26

Оправдание поэзии

    Алексей ШОРОХОВ. Оправдание поэзии (Сокращенный вариант опубликован <Литературной газетой> за 9-12 февраля 2005 г. - под заголовком <Веянье тонкого хлада>) 1. К . . .

27.01.2005
14:03

Битва за реальность

    Битва за реальность <А небо осталось точно таким же, как если бы ты и не продался > Егор Летов СПОРЫ О РЕАЛИЗМЕ Недавно Петром Алешкиным был опубликован . . .

28.10.2004
13:01

Козлиная песнь

    Козлиная песнь (Виктор Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1. Первые пузыри По слову Пушкина, художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100