Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

Новые передвжиники

Текущий

2003

2002

22.03.2015

Астрофизики нашли связь между взрывом сверхновых и образованием планет

22.03.2015

Цепная реакция генных мутаций вызвала опасения у ученых

Индонезийские и малайзийские поэты отмечают День Поэзии

21.03.2015

Орангутанов уличили в использовании резонаторов для устрашения хищников

21.03.2015

Китай наращивает усилия в области «умных» автомобилей

21.03.2015

Шёлк поможет в улучшении характеристик литий-ионных батарей

21.03.2015

В России разработана уникальная технология производства интеллектуальных материалов

Новый УММ

20.03.2015

Как колонисты готовятся осваивать Марс и что их ожидает на Красной планете

Земля больше не рада людям. Ученые заявляют, что условия жизни на планете в будущем станут только тяжелее. В течение ближайшей сотни-другой лет количество еды сократится, воздух станет грязнее, а природные катаклизмы — намного суровее. Со временем и земные болезни перестанут поддаваться лечению, поражая в своих новых сверхразвитых формах как скот и растения, так и людей.

Самое время задуматься о большом переезде. В нескольких десятках миллионов километров от Земли находится планета, которая уже сотни лет будоражит умы исследователей и учёных. Столетие назад Герберт Уэллс в «Войне Миров» описал вторжение марсиан на Землю, но в реальности огромные треножники так и не прилетели и, видимо, пришла пора землянам попробовать вторгнуться на Марс.

Обозреватель TJ Иван Талачёв выяснил, что из себя представляет Красная планета, чем она может быть интересна людям и стоит ли записываться в первые ряды добровольцев на её колонизацию.

Другие планеты Солнечной Системы на данный момент для заселения подходят очень слабо. На самом близком к Солнцу Меркурии наблюдаются перепады температуры от -350 до 170 градусов Цельсия и практически нет атмосферы. Второй по счёту идёт Венера с её парниковым эффектом, электрическими штормами и адской жарой в 450 градусов у поверхности планеты. Третьей в списке стоит старушка-Земля, а четвёртым — Марс, который, с его средней температурой на поверхности -50 по Цельсию уже и не кажется, по сравнению с соседями, таким уж плохим вариантом. Юпитер, Сатурн и остальные планеты пока недоступны для пилотируемых миссий даже в теории.

С другой стороны, после комфортной для человечества Земли, Марс выглядит крайне негостеприимно. Это безжизненная рыжая пустыня, вместо воздуха на которой практически один только углекислый газ, а давление меньше земного в сотню раз. Погода тоже не впечатляет: многонедельные пылевые бури на Красной планете — абсолютно нормальное явление. Мало того, на Марсе они достигают такой интенсивности и размеров, что могут покрывать почти всю поверхность, скрывая от наблюдения рельеф планеты и превращая её для наблюдателя снаружи в мутный красный диск.

Достопримечательности, правда, искупают сложности с климатом. Для начала, у Марса есть самая большая гора в Солнечной Системе. Она показательно называется Олимп, высотой достигает 21,2 километра (для сравнения, самая высокая точка на Земле всего лишь 8,8 километров). Масштабы Олимпа проще описать другой деталью: его невозможно увидеть с поверхности планеты, стоит отойти на необходимую для наблюдения дистанцию, как гору просто скроет горизонт. Ещё Марс может похвастать самым большим в Солнечной Системе каньоном протяженностью в четверть окружности планеты. Каньон называется Долина Маринер, тянется впечатляющие 4500 километров и почти в десять раз превышает Большой Каньон по длине, глубине и ширине.

Важная деталь: на данный момент на Марс ни разу не ступала нога человека. Планету исследовало несколько зондов, её уже сорок с лишним лет «обкатывают» марсоходы-роверы, делая фотографии и занимаясь разнообразной научной работой, но людей на ней ещё не было. И причин этому очень много: просто так, например, на Марс никого не отправить. Благоприятное окно для полетов на планету возникает раз в два года, когда Земля и Марс максимально сближаются друг с другом. И то, несмотря на множество успешно достигших Марса кораблей, специалисты NASA до сих пор сравнивают такие полёты по сложности с броском баскетбольного мяча из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк (города находятся на противоположных побережьях США).

Время перелёта в девять месяцев тоже впечатляет. Российская Академия Наук совместно с Роскосмосом и Европейским Космическим Агентством уже запускали эксперимент по имитации полета на Марс под названием «Марс 500». В ходе эксперимента подопытных помещали в условия, копирующие обстановку полёта во всем, кроме отсутствия гравитации: они находились в закрытом пространстве автономного модуля, а связь с внешним миром осуществлялась с 25-минутной задержкой. Эксперимент был признан удачным: после завершения его третьей и самой продолжительной фазы изоляции команды (520 дней) все участники были в нормальном состоянии как физически, так и психически, за исключением нарушения циркадных ритмов (цикл «день-ночь») и изолятивного поведения у некоторых участников эксперимента, напоминающих предверие спячки у животных.

Если девять месяцев на ракете до Марса не пугают добровольцев, то не стоит забывать что по прибытии никто не ждет колонизаторов с распростертыми объятиями. Холод, остутствие воздуха и воды, разница в давлении, гравитации и освещении Солнцем? Все это ничто по сравнению со слабостью магнитосферы Марса, позволяющей ей проускать солнечную радиацию, которая может представлять очень серьезную опасность для людей на поверхности планеты. При этом современные технологии многие их этих вопросов пока что решить не могут, например, средства для защиты от космического излучения еще только разрабатываются NASA, ни о каких образцах, достойных сопровожения колонизационной миссии на Марс речи пока что не идёт.

Если выслать человека на Марс, простите за каламбур, астрономически дорогая и космически сложная в планировании операция, то забрать его оттуда задача практически невыполнимая. На Марс, получается помимо всего остального необходимого груза надо будет доставить и дистанционно управляемую ракету, способную вернуть астронавтов домой, а в условиях дороговизны доставки грузов на планету в 55 миллионах километров от Земли это одновременно затея сложная и бессмысленная. Куда логичнее отдать этот вес на что-то полезное, например, жилые модули и оборудование для обеспечения колонии едой, водой и воздухом.

NASA уже распланировало свои полёты на Марс до 2030 года. В планы агентства на ближайшие пятнадцать лет входят испытания нескольких технологий, от которых зависит успех марсианской миссии. Это прежде всего, гелиотермические ракетные двигатели, которыми планируется снабдить корабль Orion: единственная технология, которая в теории может доставить астронавтов-колонистов и необходимый груз до самой красной планеты. Во-вторых, NASA пристально изучает влияние долгосрочных космических перелётов и радиации Марса на человеческий огранизм (к примеру, марсоход Сuriosity помимо прочего отправляет с научными данным и замеры радиации). NASA планирует несколько пробных полетов Orion и сбор большого количества данных о том, что угрожает и может угрожать колонизаторам Марса как по пути, так и на самой планете.

В рамках частной программы предполагается запустить три беспилотные миссии на Марс в 2018, 2020 и 2022 году, которые доставят на планету необходимое оборудование для коммуникации, жилые модули и марсоходы. Первый экипаж из четырех человек прибудет на Марс уже в 2024 году и займётся организацией колонии: размещением солнечных батарей, сборкой модулей и прочими заботами. После этого планируется отправлять на Марс по четыре человека каждые два года, пока к 2035 году, по планам основателя проекта Баса Лансдорпа, экспедицию NASA из предыдущего абзаца не будут встречать 44 колониста Mars One.

Амбициозный план по колонизации Марса уже почти собрал состав первой экспедици. В феврале 2015 года пул кандидатов был сокращен до 100 человек из первоначальных 200 тысяч заявок добровольцев. Если с кандидатами на переселение на другую планету у Mars One проблем нет, то вот финансово проект находится в необычном положении. Заручившись поддержкой партнёров и поставщиков оборудования, Mars One ищет возможность компенсировать траты, например, продав права на трансляцию подготовки экспедиции и самой экспедиции, сделав из проекта беспрецедентное реалити-шоу. Однако переговоры с одним из крупнейших продюсерских центров Endemol (ответственны за такие шоу как «Фактор Страха» или «Большой Брат») успехом не увенчались.

Как не увенчалась успехом и идея собрать деньги с помощью краудфандингового сервиса IndieGogo на этап миссии по запуску спутника коммуникаций в 2018 году. Стоимость миссии NASA оценивается экспертами примерно в 100 миллиардов долларов, а Mars One планируют уложиться в очень скромные 6 миллиардов. Не говоря об опасениях за жизни и здоровье астронавтов, летящих на Марс этаким космическим «эконом-классом», программа и так вызывает много критики. Mars One считают обречённым проектом: стоимость операции сильно недооценена, бизнес-план часто называют недостаточно продуманным, а журнал Wired в статье про самые безумные планы по исследованию дальнего космоса отметил шансы Mars One достигнуть цели в 2 из 10.

В одном из своих интервью Элон Маск, владелец автоконцерна Tesla, а также разработчик и дизайнер космических ракет SpaceX, которыми, например, планируют пользоваться колонисты программы Mars One для доставки своих модулей на Марс, сказал то ли в шутку, в ли всерьёз два важных слова. Маск, миллиардер и тенический гений, уверен что нашей цивилизации требуется сфокусироваться на том, чтобы в концу столетия населить Марс миллионом человек, а потом усыпать новыми колониями всю Солнечную Систему и даже выйти со временем за её пределы. Оставаться на Земле, по словам Маска, прямой путь к вымиранию человечества.

По информации http://pcnews.ru/news/kak_kolonisty_gotovatsa_osvaivat_mars_i_cto_ih_ozidaet_na_krasnoj_planete-611756.html