Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Биология и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

TERRA & Comp
С 07 августа 2003 года обозрение ведет Александр Семенов
До 10.07.2002 вел Кирилл Крылов

НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology


"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.11.2007
12:30

Автомобиль с мощностью... интеллекта в 40 вычислительных ядер?!

    Согласитесь - сегодня основным показателем возможностей любого автомобиля, равно как и предметом гордости его владельца, выступает параметр скрытой под капотом мощности, эквивалентный определенному количеству лошадиных сил. Но близок день, когда наравне с ним автопромышленные концерны в документации будут указывать характеристику... интеллектуальной <мощности> автомашины, выражаемую в количестве вычислительных ядер управляющего транспортным средством бортового компьютера...

    11 суперсовременных автомобилей мчатся по улицам небольшого калифорнийского городка - каждый из них обязан быстрее всех и при том корректно завершить <миссию>, посетив в определенном порядке указанные на цифровой карте города точки. При этом каждый автомобиль должен соблюдать все правила дорожного движения и оценивать поведение других перемещающихся по городу объектов, руководствуясь лишь собственным алгоритмом принятия решений - ибо он сам управляет собой. Окажись свидетелем происходящего какой-либо непосвященный случайный прохожий, его удивлению не было бы предела. Ни водителя внутри, ни системы дистанционного управления, установленной снаружи, - нет ничего, что связывало бы автомобиль со специалистами, наблюдающими за феерической гонкой интеллектуальных машин-роботов. Только бесстрастные сенсоры лазерных датчиков мерно вращаются и пересылают гигабайты информации для мгновенного анализа на серверы с самыми быстродействующими процессорами в мире, которые <отдают> приказы системе управления автомобилем. И только строгое жюри внимательно следит за тем, чтобы ни одно положение из свода дорожных правил штата Калифорния не было нарушено - иначе автомобиль-робот наказывается штрафными очками...

    Именно так проходили очередные ежегодные гонки <самобеглых> автомашин, организованные Управлением перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), уже несколько лет активно изучающим возможность перемещения автомашин без водителей и спонсирующим гонки автомобилей-роботов, которые проводятся в максимально сложных условиях. В прошлый раз в качестве испытательного полигона была выбрана безжизненная пустыня Мохаве (штат Невада) - пять абсолютно автономных автомобилей, управляемых только компьютерами и сенсорами, добрались до финиша, при этом первые три места в испытании самых совершенных из созданных человеческим гением технологий заняли внедорожники-роботы, которых через труднопроходимую местность к победе вели компьютеры на базе процессоров Intel Pentium M и Intel Itanium 2. В этот раз организаторы решили еще больше усложнить обстановку и развернуть полигон в... городе!

    Разумеется, никто не хотел подвергать рискованным испытаниям какой-либо густонаселенный американский мегаполис. Городские условия были воссозданы на заброшенной базе ВВС США George A.F.B. близ калифорнийского города Викторвилля: дома, перекрестки, светофоры, <зебры> пешеходных переходов, уличные трассы со всей сопутствующей разметкой и даже знаменитый американский <трафик> - около 300 профессиональных экипажей на автомобилях Ford Taurus имитировали городскую автомобильную сутолоку, которая нередко является предпосылкой к возникновению непростых дорожных ситуаций...

    Для участия в таких весьма специфических гонках, получивших название DARPA Urban Challenge Race (гонки в городских условиях под эгидой DARPA), были заявлены 35 машин-роботов. Команда Стэнфордского университета, спонсорскую поддержку которой оказала корпорация Intel, специально разработала новый проект под названием Junior. Робот Junior - это автофургон Volkswagen Passat модели 2006 года, в котором рулевое управление, система подачи топлива и тормозная система особым образом модернизированы специалистами лаборатории Volkswagen of America Electronics Research Lab (Пало-Альто, шт. Калифорния). Инженеры этой лаборатории также разработали специальные крепления для множества сложных датчиков.

    Создавая Junior, его разработчики изначально заложили в проект гораздо большую гибкость и функциональность, чем у его <пустынных> предшественников, ведь новая гоночная среда предъявляла к участникам состязаний гораздо более серьезные требования. Им пришлось отслеживать перемещения других автомобилей и не только соблюдать рутинные правила дорожного движения, но и учитывать право преимущественного проезда, анализировать последовательость разъезда на перекрестке, производить парковку, а также в режиме реального времени разбираться в других сложных дорожных ситуациях. Управление автомобилем - это сложный комплексный процесс, и если удастся научить компьютер осуществлять его, то это будет колоссальный прорыв в области исследования и разработки искусственного интеллекта. Важным отличием автомобиля Junior от его предшественников явилась возможность распознавания объектов, расположенных вокруг автомобиля и даже перемещающихся с высокой скоростью. Для сравнения - предыдущий робот-автомобиль Стэнфордского университета мог распознавать только неподвижные объекты, при этом расположенные только по ходу его движения. Junior укоплектован гораздо более сложными датчиками, среди которых, например, лазерная матрица для дальнометрии с круговым обзором. Прибор позволяет практически в режиме реального времени создавать трехмерную картину окружающей обстановки: кадры трехмерной визуализации из кинофильма <Терминатор 2: восстание машин> - ничто по сравнению со сложным восприятием окружающего мира, реализованным на борту Junior.

    Компьютеры робота Junior расположены в багажнике (внизу справа) Оснащение робота предусматривает также шесть видеокамер, которые охватывают все пространство вокруг автомобиля, лазеры на бамперах, радар, приемники GPS, а также бортовое навигационное оборудование для сбора информации о местоположении автомобиля и характере поведения окружающих объектов. Сердцем данного сложнейшего навигационно-вычислительного комплекса явлются 2 компьютера в стоечном исполнении, смонтированных в багажнике, - каждый располагает одним четырехъядерным процессором Intel Core 2 Quad Q6600 с тактовой частотой 2,4 ГГц и платой Intel D975XBX2 с 2 ГБ оперативной памяти. Один из компьютеров отвечал за обработку информации, поступавшей от датчиков, тогда как второй <занимался> котролем системы управления и планированием действий машины-робота. Передача данных от датчиков для обработки на компьютерах осуществлялась с помощью технологии Gigabit Ethernet. Для хранения данных использовались устройства флэш-памяти. Благодаря такой <начинке>*, выбранной в силу эффективного сочетания большой вычислительной мощности и низкого энергопотребления, Junior смог обрабатывать гораздо больше информации и осуществлять это существенно быстрее, чем его предшественники; предположительно, Junior оказался примерно в четыре раза <умнее> победителя гонки DARPA Grand Challenge 2005 в пустыне Мохаве. При этом у Junior не было никаких дополнительных источников энергии для питания компьютеров, кроме аккумулятора автомобиля, тогда как все другие команды для питания своих бортовых компьютерных комплексов использовали дополнительные батареи.

    Наконец, управлялся Junior с помощью специализированного ПО, в создании которого принимали участие специалисты Stanford Artificial Intelligence Lab и разработчики корпорации Intel. Программные модули, выполняющие задачи распознавания, анализа и планирования, включают алгоритмы машинного самообучения. В результате Junior мог комплексно оценивать дорожную ситуацию, определять свое местоположение и отслеживать перемещения других участников соревнований, а также объектов, представляющих потенциальную опасность. Инженеры из Стэнфорда использовали оптимизирующие библиотеки Intel Performance Primitives (IPP) и ПО <компьютерного зрения> OpenCV для тонкой настройки ПО Junior и максимального увеличения его производительности. Особо отметим, что эти программные технологии были созданы при активном участии сотрудников научно-исследовательских центров Intel в Сарове и Нижнем Новгороде.

    Гонки DARPA Urban Challenge начались с нескольких этапов тестовых испытаний. Так, в ходе первого из них автомобили-роботы должны были сначала заехать с внешней стороны круговой дороги внутрь практически сплошного потока автомашин, управляемых водителями, а потом выбраться обратно. Следующим тестом был проезд перекрестка. Скотт Эттингер, один из сотрудников Applications Research Lab корпорации Intel, принимавший самое активное участие в проекте, отметил в своем блоге: <Ни одна из машин-роботов не выполнила тестовые задания абсолютно безошибочно. У водителей, участвовавших в испытаниях, нервы были просто стальными. Как они уворачивались от неожиданных маневров роботов! Это надо было видеть>. И все же примерно треть из заявленных команд успешно прошла все тесты.

    Автомобиль Junior ожидает просвета в транспортном потоке, чтобы сделать левый поворот во время первого тестового испытания Наконец, 3 ноября настал самый сложный этап, участие в котором приняли 11 машин без водителей (забегая вперед, отметим, что до финиша добрались только шесть). Каждой команде был выдан флэш-накопитель с содержащимся на нем описанием <миссии>, после чего представители команд ввели цифровые инструкции в компьютеры автомобилей-роботов и запустили двигатели. Собственно, это было последнее действие, осуществленное человеком, - дальнейшее управление автомобили, которым предстояло пройти около 60 миль <городской> трассы, принимали на себя. Контрольное время для прохождения маршрута составляло шесть часов, в него удалось уложиться только пяти участникам.

    За каждым из автомобилей-роботов следовал автомобиль судейской коллегии, который фиксировал все ошибки участника. У <штабной> машины была так называемая кнопка <Полной остановки> (E-stop), с помощью которой можно было полностью прекратить движение робота, если он попадал в совсем уж опасную ситуацию. Кстати, для двух машин, неожиданно направившихся в стены зданий, ее пришлось задействовать.

    Зрители и судьи наблюдали за зрелищем с помощью командного пункта, больше напоминавшего центр управления полетами NASA. Каждый автомобиль, управляемый человеком-водителем, располагал видеокамерой, транслировавшей сигнал в командный пункт. Со специального вертолета велась постоянная видеосъемка, которая транслировалась на три гигантских проекционных экрана и комментировали которую Джейми Хайнеман и Грант Имахара, ведущие популярной в США телепередачи <Разрушители легенд> (MythBusters), выходящей на канале Discovery. Кроме того, видео-трансляция велась по Интернету. Робот Junior прошел дистанцию быстрее всех и первым пересек финишную черту, однако после учета всех ошибок в процессе прохождения трассы уступил первое место и главный приз в 2 млн долл. автомобилю-роботу по имени Boss, созданному сборной командой Университета Карнеги-Меллона и General Motors. Кстати сказать, Boss, построенный на платформе Chevrolet Tahoe, располагал 10 двухпроцессорными серверами на базе двухъядерных процессоров Intel Core 2 Duo - таким образом, робот Boss управлялся с помощью 40 вычислительных ядер. <8-ядерный> Junior в итоге оказался вторым и принес своим создателям приз в 1 млн долл. Третье место с призом в 500 тыс. долл. получили создатели автомобиля Odin из Университета Вирджинии.

    <Роботы иногда просто потрясают нас, вдохновляя миллионы людей и меняя их представление о том, что возможно сделать в этом мире, - заявил после завершения гонок Вильям Уиттекер, профессор Университета Карнеги-Меллона и руководитель соответствующей команды. - Именно такой момент мы пережили сейчас. Мир изменился, и он уже никогда не будет прежним. И это сделали автомобили-роботы>.

    И это не пафос. Гонки в Викторвилле позволили сделать еще один шаг на пути к полной автономизации движения транспорта, что, несомненно, сделает нашу жизнь более безопасной, а наши перемещения - более оптимизированными и эффективными. Компьютеры никогда не устают, они не говорят по мобильным телефонам и не едят гамбургеры за рулем, не отвлекаются для того, чтобы переключить радио-канал или поменять музыкальный диск - а ведь эти и многие другие причины только в США ежегодно уносят жизни примерно 40 тыс. человек! А сколько времени мы проводим, застыв в пробке и нервно вцепившись в <баранку>, - разве его нельзя было бы провести в большей пользой для нас самих же?! Словом, дайте волю своей фантазии, и вы поймете, какие заманчивые перспективы предрекают нам роботы из Викторвилля...

23.11.2007
14:35

Первый оптический диск емкостью 1 Тб

    Как сообщает cnews.ru, rомпания Call/Recall сообщила об успешном создании и тестировании первого в промышленности оптического диска емкостью 1 ТБ, изготовленного с . . .

23.11.2007
13:27

Землю предлагают исследовать с помощью нейтрино

    Учёные из международного исследовательского коллектива из Испании, США и Японии предложили исследовать строение нашей планеты с помощью атмосферных нейтрино, . . .

22.11.2007
11:30

Люди устали от высоких технологий

    Business Week рассказывает о новом исследовании, проведенном Henley Centre Headlight Vision (HCHV). Это исследование выявило новые тенденции в жизни англичан (да и не только их), чье . . .

21.11.2007
15:31

Intel собирается создать в России WiMAX-сеть федерального масштаба

    Компания Intel собирается создать в России беспроводную сеть WiMax федерального масштаба. По предварительным оценкам, стоимость возведения такой WiMax-сети обойдётся . . .

21.11.2007
13:02

Лечебница для животных использует технологии Cisco и IBM

    Компании Cisco и IBM объявили о совместной поставке высокопроизводительных серверов, сетевой инфраструктуры и других современных технологий некоммерческой . . .

21.11.2007
12:19

Процессоры Intel Itanium - эволюция успеха

    Знаете ли вы, что: ∙75 компаний из числа входящих в список Global100 используют серверы на базе процессоров семейства Intel Itanium (согласно оценкам Itanium Solutions Alliance, . . .

19.11.2007
16:47

Челябинцы наблюдают за детьми в детском саду через Интернет

    Система видеонаблюдения, которой оборудован новый детский сад в Челябинске, позволит родителям в режиме реального времени наблюдать за своими детьми через . . .

19.11.2007
16:45

Число россиян в Интернете увеличилось на четверть за год

    Компания comScore обнародовала статистику роста численности пользователей Интернета в европейских странах в период с сентября 2006 г. по сентябрь текущего года . . .

19.11.2007
16:43

Торги на бирже с помощью мобильников

    Интернет давно уже стал не только способом развлечься, но и средством проворачивания многомиллионных сделок. А теперь еще торги на виртуальной бирже можно вести с . . .

19.11.2007
16:29

Intel+Berkley улучшают жизнь людей

    Группа ученых из компании Navaris Medical (Германия) была названа победителем третьего ежегодного международного конкурса Intel+Berkeley Technology Entrepreneurship Challenge (IBTEC), по традиции . . .

16.11.2007
16:56

Положительная и отрицательная память у молекул

    Ученые обнаружили, что молекулы и клетки могут "помнить", с какими веществами и как они взаимодействовали. "Память" молекул влияет на их дальнейшее поведение, . . .

16.11.2007
16:31

Цифровык медийные технологии развиваются

    Корпоративный цифровой медиа-маркет, включающий, в основном видеоуслуги, развивается быстрыми темпами. По данным глобального интернет-провайдера comCore Inc., в 2006 . . .

15.11.2007
16:21

Суперкомпьютер BlueGene компании IBM бьет все рекорды

    Созданный корпорацией IBM (NYSE: IBM) суперкомпьютер Blue Gene /L идет на новый мировой рекорд производительности, подтверждая свое четырехлетнее лидерство в официальном . . .

14.11.2007
17:06

Уходит в прошлое реклама, к которой мы привыкли

    Служба IBM Global Business Services опубликовала новый отчет (<Традиционная реклама остается в прошлом>), в котором утверждается, что в течение ближайших пяти лет индустрию . . .

14.11.2007
17:00

Процессоры Intel доминируют в списке ТОР500 суперкомпьютеров

    Согласно самому свежему списку рейтинга 500 наиболее высокопроизводительных вычислительных систем в мире (Top500), 354 позиции в нем занимают SMP-системы и кластеры на . . .

14.11.2007
14:34

IBM приобщает школьниц к миру ИТ

    В дни осенних школьных каникул компания IBM провела вторую в России Технологическую Школу IBM. В этом году участницами Технологической Школы стали воспитанницы двух . . .

14.11.2007
12:34

В ЦЕРНе ищут антивещество

    В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРНе) закончена установка детектора VELO - одного из самых хрупких детекторов комплекса LHCb, предназначенного для . . .

13.11.2007
17:13

Корпорация Intel, японская поэзия и будущее...

    12 ноября корпорация Intel и один из самых влиятельных и популярных интернет-ресурсов LiveJournal (www.livejournal.com) объявили о проведении очередного совместного конкурса с . . .

13.11.2007
17:10

"Вольное дело" для общего блага

    8 ноября компании Intel и Microsoft объявили о своем участии в долгосрочном проекте, осуществляемом некоммерческим фондом поддержки культуры, науки, образования и . . .

<< 2001|2002|2003|2004|2005|2006|2007|2008|2009|2010 >>

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвижники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100