TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, логика, расчеты┘

    Марс и Венера, мол, находятся в физически устойчивых состояниях, но не совместимых с жизнью, а Земля балансирует. Ее биосфера приобрела способность в течение сотен миллионов лет регулировать окружающую неживую природу, физическо-химические условия на планете, так, чтоб они из-за возмущений своих не выходили за пределы, за которыми однажды возникшая жизнь на планете стала бы невозможной, как и на Марсе с Венерой. Так, сколько бы углерода вулканы при горообразовании ни выбросили из земных недр, углекислого газа в атмосфере не становится настолько много, чтоб она от парникового эффекта разогрелась (навсегда) до температуры+ 400 градусов и чтоб испарились бы океаны, как на Венере. Даже в архее, 3 миллиарда лет назад (а тогда дело было близко к парниковой катастрофе), бактерии перевели лишний углерод в известняки, и √ обошлось. Или так называемые числа Редфилда - соотношение количества углерода, азота, кислорода и фосфора в верхних слоях океана, необходимое для синтеза органического вещества. Одни микроводоросли эти элементы поглощают, другие утилизуют. И нужное соотношение поддерживается. То же с водой. Речной сток в океаны точно равен осадкам благодаря растениям. И таких механизмов неисчислимое количество.

    Биосфер было много. В них менялся набор организмов (видов, родов, классов и т.д.) И вот наступило время, что должен из нынешней биосферы исчезнуть гомо сапиенс, чтоб Земля не превратилась в Венеру. У биологии есть свои механизмы, как устранить его. Например, вырождение путем ухудшение отношения к себе подобным. Что и стало ощущаться с конца 19-го века. Еще в Крымской войне русские офицеры по ночам лазили к итальянским, чтоб сыграть в карты, а уже Франко-прусская война осложнилась массовой гибелью гражданского населения. Потом рациональным стал геноцид, уничтожение своего населения миллионами, применение атомной бомбы.

    Токвиль √ в первой половине 19-го века предсказал, судя по росту населения, что в будущем США и Россия будут хозяевами мира. Так и вышло.

    Вот во второй половине 20-го века другой провидец, Николай Рубцов, глядя на одного из этих вождей человечества, Россию (именно так √ как на Западе √ он называл свою родину), в самый разгар шестидесятничества (последней судороги честных людей спасти социализм) почувствовал, что гомо сапиенсу пришел конец.

    Смотрите на первое стихотворение, открывавшее его первый стихотворный сборник (я цитирую то, как в машинописи):

    ЭЛЕГИЯ

    Брату Алику

    Стукнул по карману √ не звенит.

    Стукнул по другому √ не слыхать.

    В коммунизм √ безоблачный зенит √

    Полетели мысли отдыхать.

     

    Но очнусь и выйду за порог

    И пойду на ветер, на откос

    О печали пройденных дорог

    Шелестеть остатками волос.

     

    Память отбивается от рук,

    Молодость уходит из-под ног,

    Солнышко описывает круг √

    Жизненный отсчитывает срок.

     

    Март 1962

    Ерунда стишок. Воспоминание. Посвящено старшему брату. Как самоиздевка. Их оставалось четверо после смерти матери в войну и ухода отца на фронт. Сестра и два брата: старший и младший. Но им не суждено было родичаться. Родная тетка их оторвала друг от друга. Сестру √ себе в прислуги, старшего √ в ФЗУ, младших √ в дошкольный детдом. Потом и этих двоих разлучили. Колю увели в другое местечко, в детдом для школьников. Отец после войны завел другую семью. От детей отказался. Поскитавшись и настрадавшись после детдома там и сям (окружение-то √ нормально бесчеловечное), Коля приехал-таки лимитчиком в город, где жил лимитчиком же старший брат, Алик. Но у того жизнь не заладилась. Не до родичания. Детдом закрыли. Друга по общежитию посадили в тюрьму. Девушка, проводившая его служить на миноносец, его не любила и не ждала. Флот тоже со временем отпустил. √ Один на ветрах жизни. Стихи √ спасение души. Но специфическое. Зажмуриваться и отлетать в эмпиреи жизнь не дает. Разве что √ обмануть себя на минуту, посвятить стих как бы родному брату. И придуриться заигрывающим с модой, победно шествующей эстрадностью в поэзии, и приделать шутливую концовку-закольцовку:

    Стукну по карману √ не звенит.

    Стукну по другому √ не слыхать.

    Если только буду знаменит,

    То поеду в Ялту отдыхать┘

    Да еще назвать стихотворение этак не по-своему, а по-интеллигентски - ╚Элегия╩. Красивое слово. Название литературного жанра, обозначающего настроение содержимого греческим ╚жалобное╩.

    Вы верите? Чтоб Рубцов рисовался под именно настроение (нечто преходящее), задрапировавшись в жанровую форму, и шутя по поводу непробойности своих стихов и вообще материальной недостижительности уже просматривавшегося на довольно длинном промежутке жизненного пути (26 лет).

    Можно так подумать.

    Но я стал читать стихи Николая Рубцова, да еще с конца книги, после повествования Коняева ╚Путник на краю поля╩, этой инвентаризации нормированных в стране несчастий бездомного с детства до смерти, с 6-ти лет до 35-ти. Несчастий закономерных на ╚Земле, не для всех родной╩. Ставшей неродной для гомо сапиенса. Что можно учуять, наверно, в КАЖДОМ стихотворении.

    Я забыл,

    Как лошадь запрягают.

    И хочу ее

    Позапрягать,

    Хоть они неопытных

    Лягают

    И до смерти могут

    Залягать.

    Не однажды

    Мне уже досталось

    От коней,

    И рыжих, и гнедых, -

    Знать не знали,

    Что такое жалость,

    Били в зубы прямо

    И под дых.

    Эх, запряг бы

    Я сейчас кобылку

    И возил бы сено,

    Сколько мог,

    А потом

    Втыкал бы важно вилку

    Поросенку

    Жареному

    В бок┘

    1960

    Урбанизация делает немыслимой гармонию с природой даже живущему в деревне. Зная теперь биографию поэта, понимаешь это подтрунивание над житьем, чтобы есть, и едой, чтобы жить. Он приезжал к жене в деревню (ибо в городе без прописки не житье) и не мог √ поэт - жить там, как все, зарабатывать, как жена, 35 рублей. И не потому, что о жареном поросенке в советской деревне можно было только мечтать. И не потому, что сама физическая конституция детдомовца, кое-как выкормленного в войну, не обеспечивала аппетита. А еще и потому, что чтоб стихи сочинять, надо жить свободным среди обязанных и быть ненавидимым ими √ за тунеядство: вот что за кони ╚били в зубы прямо и под дых╩.

    Однако никакой шукшинского типа непримиримости ╚так жить нельзя╩ ни в городе, мол, ни в деревне √ нету у Николая Рубцова. Раз пришло время понемногу, исподволь уничтожать друг друга и самоуничтожаться √ что ж: пришло так пришло. И тут он с народом. Что в городе, что в деревне. Се ля ви. Вернее, таково самоуничтожение человеческой жизни. Не то, чтоб ╚Эх┘╩ Вернуться в гармонию с природой. √ Нет. По какому-то закону (природы же?) раз это не дано √ так не дано. Смирение. Великое русское смирение┘

    Оттого какая-то метафизичность реет. ╚Я забыл┘╩ само Время тут. Пространство √ в предыдущем, в ╚ветер╩ и ╚откос╩. Космичность √ ╚Солнышко описывает круг √ Жизненный отсчитывает срок╩. ╚Я╩ пишем, ╚человечество╩ - в уме. И не преходящее настроение, а в каждом, каждом, каждом стихотворении.

    Вот самое последнее в книге (да еще и пророческое по сроку, если иметь в виду только ╚я╩ - жена убила его 19 января 1971 года):

    Я умру в крещенские морозы.

    Я умру, когда трещат березы.

    А весною ужас будет полный:

    На погост речные хлынут волны!

    Из моей затопленной могилы

    Гроб всплывет, забытый и унылый,

    Разобьется с треском,

    ═════════════════════════════════════════════ и в потемки

    Уплывут ужасные обломки.

    Сам не знаю, что это такое┘

    Я не верю вечности покоя!

    Тут и восклицательные знаки есть, и негативнооценочные слова: ╚ужас╩, ╚забытый╩, ╚унылый╩,╚ужасные╩. А впечатление √ эпическое. Просто невиданное по силе половодье. Одно из ВОЗМУЩЕНИЙ в отношении биосферы. Как таежный пожар (еловый лес √ через так называемые ремонтные виды: лишайник, мох, кустарник, ольха √ восстановится через 500 лет). Как удар о Землю астероида (динозавры вымерли, но пошли в гору млекопитающие).

    Ну а теперь исчезнет гомо сапиенс (тоже ремонтный вид), раз так изменил климат, что такие пошли половодья. Никакого идеализма - насчет вечности (в первом стихотворении- памяти). Ни тени от религии спасения и какой бы то ни было веры в сверхбудущее, пусть мистическое. Идет просто художественное исследование настояшего. И эмоциональное развоплощается (совсем по Выготскому) вбезэмоциональное.

    Реализм. Закономерный сменщик очарованных залетов ╚В коммунизм √ безоблачный зенит╩.

    Кстати, тот еще выбор исторического момента √ шестидесятничество. Все √ по пути наибольшего сопротивления.

    Как и выбор именно России с ее вечным мессианством (предпоследнее в книге стихотворение):

    ЗИМНИМ ВЕЧЕРКОМ

    Ветер, не ветер √

    Иду из дома!

    В хлеву знакомо

    Хрустит солома,

    И огонек светит┘

     

    А больше √

    ═════════════════════════════ ни звука!

    Ни огонечка!

    Во мраке вьюга

    Летит по кочкам┘

     

    Эх, Русь, Россия!

    Что звону мало?

    Что загрустила?

    Что задремала?

     

    Давай пожелаем

    Всем доброй ночи!

    Давай погуляем!

    Давай похохочем!

     

    И праздник устроим,

    И карты раскроем┘

    Эх! Козыри свежи.

    А дураки те же.

    А вот еще √ выбор. Он много где чувствуется. √ Русский север. Вологодчина. Леса. Реки. Надежда тех, кто еще хочет спасти человечество, запретив освоение мало где сохранившейся дикой природы. √ Так на: удар в самое сердце. Надежда умирает последней? √ Ну так √ в надежду. В заповедные леса. В душу русскую. В ее самую лучшую поэзию.

    Пред-пред-пред-предпоследнее стихотворение:

    Я люблю судьбу свою,

    Я бегу от помрачений!

    Суну морду в полынью

    И напьюсь,

    Как зверь вечерний!

    Сколько было здесь чудес,

    На земле святой и древней,

    Помнит только темный лес!

    Он сегодня что-то дремлет.

    От заснеженного льда

    Я колени поднимаю,

    Вижу поле, провода,

    Все на свете понимаю!

    Вон Есенин √

    ═════════════════════════════ на ветру!

    Блок стоит чуть-чуть в тумане.

    Словно лишний на пиру

    Скромно Хлебников шаманит.

    Неужели и они √

    Просто горестные тени?

    И не светят им огни

    Новых русских деревенек?

    Неужели

    ═════════════ в свой черед

    Надо мною смерть нависнет, -

    Голова, как спелый плод,

    Отлетит от веток жизни?

    Все умрем.

    Но есть резон

    В том, что ты рожден поэтом.

    А другой √ жнецом рожден┘

    Все уйдем.

    Но суть не в этом┘

    А в чем? В том, что все остается людям? Но будут ли они? Почему не светят поэтам огни новых русских деревенек? Не до жиру?.. Самих новых этих нет?.. √ С культурой, похоже сегодня, пророчество Николая Рубцова тоже сбывается.

     

    28 января 2007 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
298568  2012-01-14 18:21:12
ВМ /avtori/lipunov.html
- Вчера на пятничном вечере читал одно из любимых стихотворений Рубцова: "Нагрянули", а сегодня наткнулся (а м.б. знал да забыл) на смешной поступок его:



(Хотелось поделиться, да Соломон Воложин помог с какой кнопки поставить)

Как-то из аудиторий пропали портреты русских писателей. Нашли их в комнате Рубцова. Перед расставленными классиками Рубцов рассуждал о современной литературе. За неуважение к ним студента перевели на заочное отделение. Правда, вскоре исключили Николай забрался на памятник Пушкину и читал стихи - свои и ╚нашего всего╩. Позже восстановили...

Source: http://ru.shvoong.com/books/1745955-%D1%8F-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8E-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%8F/#ixzz1jRhY2Z5X

Ссылка

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ═╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко . . .

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

<< 91|92|93|94

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100