TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

25.01.2012
10:31

В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.

    Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■ типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в . . .

24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из . . .

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, . . .

28.10.2011
13:29

Кто опростоволосился: Попов или я?

    Мы советскую власть, мягко выражаясь, ненавидели, во всех ее проявлениях. М. Чудакова. Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не . . .

17.09.2011
12:54

Соблазн.

    Акунин написал ╚Турецкий гамбит╩ в 1998 году. Денис Медоуз книгу ╚За пределами роста╩ - в 1992 году. Акунин, тоже, как и Медоуз, рассуждающий в романе о судьбе . . .

25.08.2011
18:26

Предискусство.

    А давайте подойдём догматически: если когда-то произошло искусство, то перед ним было предискусство. С другой специфической функцией. И если искусство, по Поршневу, произошло вместе с происхождением человечества (40 тыс. лет назад, а с учётом послепоршневских открытий √ 130 тыс. лет назад: первое ожерелье), на втором переломе по пути развития от животного к человеку, - то предискусство должно было произойти на первом переломе √ у гомо хабилиса, умелого. Он стал систематически трудиться √ изготовлять орудия. По Поршневу √ из-за имитации. Никакой второй сигнальной системы у хабилиса и последующих (вплоть до предкроманьонца, что на втором переломе появился) √ не было.

    Но и, видимо, не совсем утилитарно имитацией камни отёсывали эти уже не обезьяны, но ещё и не люди, как назвал их Поршнев. Видимо, вожак все вместе заставляли тех, кто отказывался от полезной деятельности. И жестоко-жестоко наказывали неслухов. Что уже не по Поршневу, но он мне простит на том свете. Он, видно, или не знал, или не учёл, что есть странные артефакты, никакой утилитарной нагрузки не имеющие. Это чашевидные углубления в скальной поверхности пещер и не пещер.

    Они открыты в пещере Ла Ферраси во Франции в 1921 году (неандертальцы там жили), в пещере Аудиториум в Индии в 1992 (какие-то ещё более ранние палеоантропы, 500 тыс. лет назад).

    В 1996 году в Дараки-Чаттан, на 400 км юго-западнее пещеры Аудиториум, была найдена скальная поверхность, на которой обнаружено по меньшей мере 500 (!) таких углублений.

    Есть упоминания о том же про Южную Африку.

    И даже про Австралию, куда кроме сапиенсов никто никогда не приходил.

    ⌠Тут важно, что одна и та же разновидность артефакта с удивительным постоянством воспроизводилась разными биологическими видами в разное время и в разных местах; при этом никому пока не удалось доказать какое-либо утилитарно-хозяйственное значение этих углублений. Говорит это прежде всего о том, что между ископаемым неоантропом, палеоантропом и архантропом существенной поведенческой разницы не было■ (Куценков http://www.socionauki.ru/journal/articles/129735/).

    Так Куценков предполагает, что разгадку даёт аутизм, случающийся у теперешних людей как болезнь. А когда-то, мол, это была норма. И эти существа, страдая от окружающего (их, может, и съедали, если они отказывались обтёсывать камни), занимались тем, что теперь называется аутостимуляцией: ⌠чтобы поддерживать <┘> активность во взаимодействии с миром посредством приятных впечатлений┘ переживаемое совместно удовольствие, входя в контекст эмоционального общения, начинало поддерживать <┘> и помогало <┘> фиксировать новую привязанность■ (Никольская).

    Представляете, сидят несколько неслухов и сверлят на виду друг у друга никому не нужные лунки. И успокаиваются. И могут потом идти и участвовать в обтёсывании орудий раскалывания костей.

    Представить нынешних людей делающими так можно: лечебница для больных аутизмом. Их организовали здоровые.

    Но 500 тыс. лет назад?!

    Надо ж, чтоб одни ⌠понимали■, что другие не такие и надо их оставить в покое, чтоб те пришли в ⌠норму■. И тогда какая ж аутизм норма для архантропов? √ Ну вот такая и норма, что очень их много.

    А что были такие ⌠не такие■, свидетельствует масса недообработанных камней среди обработанных. У бросивших обработку не было ⌠понимания■, зачем это делается.

    Оно, ⌠понимание■ предполагает что: сознание или включённость в цепь действий, как и у пчёл, строящих улей, и у бобров, строящих плотину, и т.п.? √ Поршнев отвечал √ второе. Ладно. Так чем же тогда отличается делание первого ожерелья от делания лунки?

    Лунку делают, желая вернуться в стадо, переживая страдания, что ты не такой: можно с голоду помереть вне стада или быть убитым своими же. Делание лунки выполняет компенсаторную роль. Компенсируется фактическое выпадение из стада.

    А делатели ожерелья совсем другие. По Поршневу, они полностью привержены стаду. Настолько, что дают (не имеют возможности противостоять) внушить себе обездвиживание, после чего их убьют и съедят, ибо не хватает мясной пищи. Это ужасно. И тоже хочется бежать. Но один же не убежишь. Да и несколько √ тоже. И вот несколько всё же находят условное освобождение от непреодолимой воли съедателя. Тот же экстраординарностью своего поведения (голоса, поз), приводит их в ступор. √ Так надо отделить экстраординарность от съедателя. Самим сделать экстраординарность. Просверлить, каждоиу, по┘ отверстию в ракушке. И┘ соединить ракушки жилкой. И повесить на шею одному, другому┘

    Это уже не компенсаторная функция, а испытельная. Испытывается своё желание сделаться экстраординарностями таким же, как поедатель. Желание восстать, собственно говоря. То есть испытание с целью совершенствования. Что и произошло в действительности вскорости: съедаемые разбежались и в процессе такого противопоставления себя поедателям приобрели конр- и контр-контрвнушение, приобрели вторую сигнальную систему, слова и управляемость словами, стали вполне людьми.

    Одна загвоздка.

    ⌠К концу восьмидесятых годов было известно четыре десятка памятников эпохи верхнего палеолита, содержащих белоснежную скорлупу страусиных яиц разбитых, приблизительно, около 40 ≈ 25 тыс. лет назад. Из них в семи стоянках, включая Патне и Бимбетка на территории Индии, среди многочисленных скорлупок толщиной от одного до двух миллиметров попадаются миниатюрные дисковидные бусины с отверстием в центре. Кроме отверстия, исследователи отметили тонкую гравировку на плоской поверхности бусин. Зная об этом, немецкий исследователь Ганс Зейгерт целенаправленно разыскивал и нашёл в культурном слое эпохи позднего ашеля в Эль-Грейфе на территории Ливии три фрагмента аналогичных дисковидных бусин из страусиной скорлупы ещё меньшего размера (их диаметр составлял менее одного сантиметра), чем верхнепалеолитические находки на территории Индии■ (http://wsyachina.narod.ru/history/ancient_art.html).

    40-25 тыс. лет назад это вполне могут быть сапиенсы. Но поздний ашель в Ливии┘ Оно, конечно, теперь определено, что первая Ева почти там же и тогда же произошла┘ Но это всё же не 130-тысячелетние бусины из ракушек в Алжире.

    Другие же, кроме углублений, артефакты оказываются вполне на уровне этих углублений: красящие камни и покраска ими чего бы то ни было, камни, обработанные так, чтоб получился шар.

    Так что можно полагать, что предискусство и искусство оказались противоположностями по специфической функции: успокоением √ первое и испытанием дразнением √ второе. √ Диалектика┘ - Теперь можно и забрать назад слова о догматизме.

    26 июля 2011 г.

     

     

06.08.2011
14:45

Грис, художник "подлинной действительности".

    Давайте проследим за рассуждением Хюбнера. А дальше - сами в том же духе┘ 19-е столетие доказало могущество науки и техники? √ Доказало. √ Значит, объективность, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100