TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от . . .

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от такого стихотворения.

     

    Снилось мне, что я умру,

    умер я, и мне приснилось:

    кто-то плачет на ветру,

    чье-то сердце притомилось.

    Кто-то спутал берега,

    как прогнившие мотузки:

    изучай язык врага —

    научись молчать по-русски.

    Взрывов пыльные стога,

    всходит солнце через силу:

    изучай язык врага,

    изучил — копай могилу.

    Я учил, не возражал,

    ибо сам из этой хунты,

    вот чечен — вострит кинжал,

    вот бурят — сымает унты.

    Иловайская дуга,

    память с видом на руину:

    жил — на языке врага,

    умирал — за Украину.

    Я вспомнил, каково было нам с женой более 20 лет назад присутствовать на приёме присяги Украине студентами, обучившимся на спецкафедре института. Сын наш присягал. А на Украине с самого начала независимости пошло дело на конфронтацию с Россией. Сыну-то на всё плевать. А нам как? Смотреть на это… А жену ещё и попросили слово сказать от имени родителей… Бедная. Но она таки вставила какие-то слова, что против России ни-ни. И все – по-моему, все родители и преподаватели – были ей благодарны.

    И благо, мы с сыном теперь не живём в той стране (а жена – на том свете уже – и вовсе не знает, что там утворилось). Но каково там живущим!? Ведь как-то всё же принято подчиняться власти. А если кто не подчинился и против тех войну начала власть? Что делать? И обидно на неподчинившихся, и обидно на власть, начавшую войну. И надо защищать целостность страны, и нельзя ж в своих стрелять. Русские в русских! – В голову не помещается. И жизнь продолжается. И надо то, что не надо.

    Но то – жизнь. А что от себя (условность всё же) добавляет искусство, что меня, бесчувственного теперь, всё-таки пронимает?

    Жаль, но ответ даёт автор стихотворения (отрывок из спора об этом стихотворении):

    - Только ударение в слове унты, не наше - не сибирское (и смайлик-улыбку поставил).

    - А так и должно быть. Там многое в тексте специально неправильного, как неправильна эта война.

    Ну, в самом деле, что снилось: что "я умру”, или что "умер я”? И как это: "умер я, и мне приснилось”? Верно или не верно – применять украинское слово "мотузки” (верёвки) в русской речи так, будто это русское слово, а не варваризм? Нет большего несоответствия между спутавшимися верёвками и двумя берегами реки, а, тем не менее, это сравнивается с видом, будто всем ясно сходство. А какой абсурд для Украины словосочетание "изучай язык врага” (имея в виду русский язык, что и подтверждается его называнием в следующей строке), когда на Украине нет, наверно, человека, не знающего русского языка. Но этот абсурд – образ абсурда, мол, Россия – враг Украины. А следующая строка: "научись молчать по-русски” есть образ того состояния в обществе, когда абсурд абсурдом нельзя вслух называть, не поплатившись.

    Всё – навыворот.

    Но у меня вопрос: мыслимо ли так всё повывернуть сознательно?

    Нет, я знаю, что мы говорим (и пишем) фразами, а не словами. То есть этим управляет подсознание. Сознанию не надо приводить в соответствие падежи с падежами, посылки со следствиями, русские слова с русскими. Я имею в виду другое: можно ли считать все неправильности родившимися непосредственно от вдохновения, а то – от подсознательного идеала, который, если его не выразишь, сердце разорвётся, красно говоря.

    Слова Александра Кабанова (это он автор) про неправильности говорят, вроде бы, что всё он сознаёт (и потому я выше написал: “жаль”). И тогда это – по моим, экстремистским, понятиям – не есть произведение неприкладного искусства, которое представляет собою общение подсознания автора с подсознанием восприемника.

    Но это ведь только “вроде бы”. Вы же чувствуете ЧТО-ТО от этого стихотворения? Вы ж понимаете, что тут не агитка за ту или иную сторону. И что не чувство растерянности тут усиливается и тем – воспевается, как у плакальщиц, чтоб вызвать знаемое вообще-то переживание горя. Вы же чуете, что это таки стихи, а не ерунда.

    Чувство вкуса, если оно есть, каждому шепнёт, что это – прекрасные стихи.

    Но считайте, что я пишу не для тех, у кого есть вкус. Считайте, что у меня самого с ним плохо, раз меня тянет разбираться, и КАК это сделано, и, главное, ЗАЧЕМ ТАК сделано. А меня тянет. Ибо у меня всегда ещё дополнительная задача есть: определить, к какому типу идеала относится подсознательный идеал автора.

    По-моему, этих типов всего несколько на всю историю искусства. И они повторяются в веках, плавно превращаясь из одного в другой. (Ну такой вот я особенный. Заимствовал такое и с тем живу.)

    Поэтому я считаю себя вправе сравнивать разбираемую вещь с похожими произведениями других веков и народов.

    И кто ж ввёл повывернутость тел в скульптуру? – Микеланджело Буанаротти времени Позднего Возрождения. Разочаровался человек в идеале (Гармонии) Высокого Возрождения, отвратила его от себя безнравственная католическая церковь тех времён (аж Реформация тогда из-за того же началась, столетняя религиозная война) и окружающие люди, такой церкви соответствующие, его от себя отвратили. Вот он им и говорил своё “фэ” этой повывернутостью. Надеясь пробудить в них совесть. Немедленно. Тем больше надеясь (как малый ребёнок), чем сильнее думал на них повывернутостью подействовать. Как в другое время хрипом Высоцкий (вот-вот и взойдёт… солнце). Этот тип идеала я называю идеалом трагического героизма.

    Вот к нему похожесть и выводит стихотворение Александра Кабанова.

    Моя странность находит удовлетворение в такой деятельности. Более того, я надеюсь, что она любопытна и другим. Даже и имеющим вкус.

    6 июня 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339276  2017-07-10 20:11:27
Константин Бучельников
-

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100