TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.09.2017
10:09

Рёв и писк.

    Вам, читатель, что-нибудь говорит такой пейзаж? Пискарёв. Летний пейзаж. 1932 г. Бумага, пастель. При репродукции есть приписка: "В правом нижнем углу авторская . . .

22.09.2017
12:32

Мистическая жуть.

    Сразу признаваться? Или сперва проверить? Я потом проверю. А пока выпью этой сладостной отравы. Тем более отравы, что вчера я посмотрел “Рай” Кончаловского (2016)… А . . .

21.09.2017
10:08

Донос или Об "Ученике" Серебренникова.

    Устав от оболванивающей (сериалами) политики центрального ТВ, я вошёл в поисковик и спросил: “Призёры Кинотавра 2016”. И посмотрел фильм “Ученик”. И опять . . .

18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от . . .

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины.

    Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то повлиял.

    Я искал, что бы могло мне шепнуть, как это его угораздило такую ослепительность нарисовать такими тусклыми красками.

    На самом деле поиски были суетой: вдруг я смогу что-то внятное сказать по поводу того, что такой необычный цвет для воды он придумал.

    Или меня пронзило, что тень от ребёнка и женщины никак не продлилась в воде. Или что такая зеркальная гладь воды у самого берега, тогда как в нескольких шагах от него уже на воде есть рябь. И потом сырой песок же виден – то есть только что, минуту назад, он был под какой-то микроволной… А миг прошёл и – зеркало-вода…

    Что меня так взбудоражило?

    Декоративность?

    "Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности” (http://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43559950431/Hudozhnik-Kuznetsov-Pavel-Varfolomeevich).

    И монументальность ведь режется с жанровой картиной, а тут именно жанр: семья на пляже.

    Или он хотел крикнуть: “Счастье!” Именно крикнуть, и потому – монументальность…

    Нет. У меня не хватит никаких слов, чтоб передать, что у меня в душе творится от смотрения на эту репродукцию.

    От прилива счастья слепнут, наверно. Не потому ли тут такая нерезкость. Лица могли б быть лучше видны. Однако, какая ж нерезкость, когда все контуры аж обведены?

    Фигуры очень скульптурны, как из отполированной светлой бронзы. А в то же время ощущение марева. Воздух, чуешь, дрожит от жары.

    Именно воздух. Он тут какой-то густой. В обычном – тени резче гораздо. Всё контрастнее. А тут всё как в дымке. Парит. А пляж, наверно, бесконечно длинный, прибалтийский. Песок не раскалённый, не сковородка на огне, как на Чёрном море. И просторно.

    Или не дымка, а как сквозь ресницы смотришь на всё.

    Я вспоминаю, как я надцатилетний лежу на пляже, одуревший от жары, на спине, набросив на голову шёлковую рубашку, отчего солнце пробивается так, что выглядит, как радужные звёзды. И никаких мыслей в голове.

    Понятно, почему книга отложена. – Тупо смотрит перед собой и парень на картине. Тупо несёт с собою куклу девочка, и тупо тянет маму к воде. А мама тупо подчиняется и даже направляет. Всё – сермяжность. А художник, как Бог с неба, смотрит и радуется, как он хорошо всё устроил.

    Знать бы хоть дату создания… Что за благое время?

    Умер он в 1968-м. Время застоя, так называемого. Я говорил тогда лентяйкам-сослуживицам: вы живёте, как в раю; а знаете, что из рая-то – выгнали?

    А тут – рай. Женщина в бикини, но пупок ещё лишь чуть открыт – 60-е годы это. Я с толстой книгой, как у этого парня, тогда на пляж на речку в воскресенье хаживал, хоть мне и удивлялись. Время моей молодости. Не его ли чуя, я так волнуюсь?

    "Мастеру Кузнецову свойственна некая отличная от остальных созерцательность” (http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pavla-kuznecova-mirazh-v-stepi/).

    Точно. Тут уж хотя бы тем это выражено, что горизонта нет.

    "…человеческие фигуры, будто случайно увиденные мастером, специально выполнены немного размыто и расплывчато, будто привиделись не только художнику, но и впоследствии зрителю” (Там же).

    Точно.

    "…поток гаммы цветов. Такая техника создает особенный матовый стиль, наполняя картину свечением” (Там же).

    Точно, хоть написано о совсем другой картине.

    Но свечение свечением, а здесь же оно – тусклое! Что если?..

    Жутко подумать…

    Что если это про скуку обычной жизни? Не до предвзрыва от тоски доводящую, как у читателей Чехова… Не с крайним неприятием. А так. Малохольно. Отстранённо. Словно буддист. Когда-то давно ужаснулся тому, что есть на земле страдания, болезни и смерть, и хотел улететь мечтой в благое сверхбудущее, как символист, да ерунда это. И – улетел мечтой в противоположное, в сейчас и здесь существующую нирвану. Долететь в неё не долетел. Но где-то там, наверху, так и остался. И путешествие в Среднюю Азию когда-то подсказало такой улёт. А теперь, дома, он по-настоящему удался.

    Марево самосветящееся.

    И – каждый для себя. И папа, и девочка. Лишь мама поневоле ещё живёт пока не только для себя. Но то только пока. – Пустота и свобода уже начались.

    "В мире Кузнецова как-то особенно свободно дышится, ощущается безмерность потока пространства и времени. Они как живой родник очищают усталую душу” (http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/component/content/category/39-pavel-kuznetsov).

    Всё сходится. Только написано для времени поездки в Среднюю Азию, а годится – для прибалтийского бесконечного и пустого пляжа.

    "Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает бегство П. Гогена на Таити, но если для Гогена это был разрыв с европейской культурой, то для Кузнецова, при всей своей неожиданности, это бегство было давно желанным возвращением в мир детской мечты. Ведь степь начиналась возле Саратова” (Там же).

    Хоть и написано это о более раннем времени – годится, будучи профильтрованным. И потом – ницшеанство (см. тут), в которое впал Гоген, совсем не "разрыв с европейской культурой”, а продление тенденции Сезанна (см. тут).

    "Общими свойствами живописи художников “Голубой розы” были: повышенная чувствительность к цвету и его оттенкам… Голубой цвет ассоциировался с водными гладями и бесконечностью небес, находящимися за пределами мирской суеты” (http://www.5arts.info/blue-rose-and-symbolism/).

    Активизм советской монументальности ему претил. И раз он над ним посмеялся.

    Кузнецов. Пушбол. 1931. Холст, масло.

    Это подтверждает догадку о тяге художника к пробуддизму. Символисты под влиянием успехов революции её принимали, как Блок (точно), Сарьян (предположительно). А Кузнецов – нет.

    Признаюсь, я не знал, удастся ли мне выйти на осознание глубины художественного смысла странно понравившейся мне репродукции. И, красно говоря, я счастлив, что мне это удалось.

    9 июля 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339297  2017-07-14 13:03:29
Константин Бучельников
-

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100