TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – . . .

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма.

    Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это открытие художником такого социального явления, которое уже есть в действительности, но ещё не осознано социумом, никем больше, кроме этого художника. Например, Шишкин в своих эпических картинах русского леса воспел, - вопреки модным тогда плакальщикам за ограбленный при отмене крепостничества народ, вопреки народникам и их живописной ипостаси, передвижникам, - он воспел расцвет могучего русского народа (хоть художнику и неведома была статистика о тогдашнем колоссальном росте населения в России, за счёт крестьянства, главным образом). Или, например, Репин. То же самое – в “Бурлаках на Волге”. Или – в картине “Какой простор!” – как он с подначкой “воспел” неосновательность интеллигентской революционности, столь модной в обществе конца 19 – начала 20 столетий. И неосновательность таки вовсю проявилась после поражения революции 1905 года. Или Бабель. У него так колоритно и любовно зачем написаны ужасные мещане-евреи и конармейцы? – Затем, что он в начале 20-х предвидит скорейшее лучшее будущее этих мерзейших людей. И в самом деле. Есть по крайней мере один человек, литературовед Днепров, который зафиксировал периоды массового улучшения народа: в первые годы советской власти, во время Испанской революции и в отечественную войну.

    А что представил Нетребо? – Открытие забытого социумом. – Тоже достижение.

    Что самое приятное было при советской власти? – Гарантированное обеспечение трудоустройства и оплаты за тот труд. Пусть и ходила поговорка: “Мы делаем вид, что работаем, нам делают вид, что платят”. При наличии в менталитете недостижительности (как это неуважительно называют либералы), или привычной ограниченности потребления (что соответствует вековому традиционализму) – получалось впечатление неплохой жизни. В теперешней эре потребления это переживание сублимируется в тоску не по социализму (я всегда прибавляю к нему лже-), а по победительности СССР. Разбушевавшиеся же и подавленные либералы (креативный класс, так они себя называют) соответственно ненавидят тоскующих (уралвагонзавод их называют креативные). И – страсти у обоих классов накалены.

    А Нетребо – охлаждает. Как бы говорит: “Нэ трэба булькаты”. Посмотрите, мол, как всё было построено на лжи, которую официально не уважали. Даже самообманно для себя лично – не уважали, но… поступали по лжи. Но делает этот упрёк нам Нетребо… в форме ностальгического воспоминания о молодости.

    (И в том и другом – любимая мною противоречивость, которую я долго понимал как синоним художественности.)

    В самом деле, смотрите, какая работа выбрана автором для персонажей. Это служба в отделении "вневедомственной военизированной охраны завода автотракторного оборудования”. Охрана – липовая, "сторожит, без всяких ружей и пистолетов”. Командир отделения Тётя Оля. "…работает Тётёля только в ночные смены. Так ей удобно, как она говорит, для здоровья, меньше нервотрепки: не нужно ворота открывать-закрывать, пропуска проверять, начальникам кланяться. Ночью завод стоит. Закрой ворота и пару раз пройдись по периметру. Вся работа”. Второй служащий – студент. "Митя, которому тоже идут навстречу, ставя только в ночные смены. Понятно – парень учится”. Третий – "солдат из стройбата”. "…в стройбат брали хрен знает кого, тех, кого стыдно было послать в другие рода войск”. Четвёртый –по блату устроен, поэтому "уходит в угловую, самую неважную “сторожку” с деревянной вышкой, и благополучно почивает там до утра”. – Не охрана, а одно название. Да и никакая охрана не нужна: "Никто на них нападать не будет, если что надо своровать – своруют и так, днем”. – Не было ж на советских предприятиях ни одного человека, кто не был бы несуном. – Всё очень противно для ригористических особ. А тень ригоризма иногда мелькает (как инерция когдатошней задумки построить новый мир). Солдат-узбек не может перенести ограблении Мити и находит на вокзале и возвращает Мите отнятый у того грабителями дипломат. Сам Митя не смиряется с женской слабостью на передок, сопряжённой с расчётливостью (и чтоб не залететь, и чтоб не ославиться – делили, как по расписанию, две телефонистки одного "бессловесного чучмека”, солдата замухрышку, которому и не поверят, если даже представить, что он кому-то похвастается, что двух красавиц имеет).

    С другой же стороны, какой смачный язык: "Тётёля”, “спотеешь”, “Прям-таки”, “нарожает тебе детёв”, “пес… прес… перспективный”

    Какая яркая, например, сцена:

    "– Закирчик, – заглядывает в будку связистка, не обращая внимания на Митю, – пойдем чай пить!

    – Сэчас, Свэта!

    – Ну, – дует губы девушка, – Закирчик, я не Света, я Люся.

    – Луся, – задумчиво повторяет Закрывай и смотрит на раскаленный тэн”.

    Узбеку что одна, что другая – одинаковые б…ди, которых надо перетерпеть, как эту невольную и скучную службу в чужой советской армии.

    Но какой смачный говор:

    "– Пичак в жопа хочешь?

    Верзила ответил со скукой, к которой прибавился нечаянный интерес:

    – Вообще-то мне и так хорошо. Но ты все-таки, раз подошел, растолкуй, что такое пи… Как ты сказал? Переведи.

    – Пичак. Ножик. Кынжал.

    – А-а… – разочарованно протянул верзила, покачал головой. – Нет. Пичак – нет. Мне и так удобно.

    – Отдай сумка. Чужой сумка. Вор забрал. А то пичак в задница”.

    И это не то, что называется оживляж. Оживляж, он от мастеровитости и личной непричастности к изображаемому и выражаемому. А Нетребо – причастен: ему надоели эти страсти-мордасти неустроенного отечества, когда не понятно, куда отечеству идти.

    Не знали и в СССР последних лет. Чего двое ударили Митю молотком по голове, чтоб отнять дипломат? Красивый… Чего забили до смерти узбека? Потому что он замухрышка… В этом, что ли, бездонность русской души? “Главное – не дело, главное – настроение сердца…”. Она ли требует величия страны, иначе она перестаёт быть вообще страной?

    Я этими вопросами задался, вспомнив начало рассказа – бессмысленный удар молотком по голове.

    Что произошло с автором с тех пор по это время?

    Смотрим конец рассказа, который – после благополучного выхода замуж и Светы, и Люси, и Митиной невесты – за Митю:

    "…Митя первое время супружества невольно следил за взглядами, устремленными на жену. Как, например, в городском парке, где они часто гуляли с широкой детской коляской (у них родилась двойня), где, весело смеясь, глядя на мир во все глаза, отдыхало молодое население города.

    …Где мимо, в числе прочих отдыхающих, иногда проходили небольшие группы солдат, видимо, находившихся в увольнении, среди них половина чернявых, азиатского или кавказского облика, нелепых в скомканной форме, в тяжелых сапогах. Митя переводил взгляд на жену. Видно, его глаза в этот момент были особые, потому что она поднимала бровки, хлопала ресницами, а затем смешно кивала подбородком кверху: мол, ты чего?”.

    Это "первое время”… – Потом-де всё стало безразлично: изменяла ему невеста до свадьбы или нет. Инерция когдатошней задумки построить новый мир кончилась.

    Кому безразлично? Мите? – А автору? – Почему в новой волне энергии против рационализма и мещанства слышится мне голос автора? Из-за этого властного авторского начала нового предложения с придаточного предложения, оторванного от главного, где было "первое время”? – Не потому ли это, что теперь (не "первое время”) страсти у обоих классов нынешнего общества накалены? И успокоение их от Нетребо – тоже не холодное и непричастное. А – причастное. Хоть и охлаждающее.

    Не безразлично, как узбек Закрывай закрывал горячие "бабьи проблемы” Светы и Люси.

    3 января 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337831  2017-01-03 18:45:56
Владимир Эйснер
- Толково растолковали, Соломон! Благодарю!

02.01.2017
14:28

Почему мне стыдно?

    Я читаю такие минирассказы, и мне стыдно за себя, как воителя за художественность. "ЧЕЛОВЕКА РАССТРОИЛ" Мой знакомый, Николай Михайлович рассказывал: "Ехал вчера в . . .

31.12.2016
12:28

Некоторые картины Вадима Киреева.

    Я хочу повести разговор вокруг такой картины. Киреев. Земля отцов. 2012. Холст, масло. О ней самой можно сказать, что это – произведение прикладного искусства, . . .

23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100