TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – . . .

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

02.01.2017
14:28

Почему мне стыдно?

    Я читаю такие минирассказы, и мне стыдно за себя, как воителя за художественность. "ЧЕЛОВЕКА РАССТРОИЛ" Мой знакомый, Николай Михайлович рассказывал: "Ехал вчера в . . .

31.12.2016
12:28

Некоторые картины Вадима Киреева.

    Я хочу повести разговор вокруг такой картины.

    Киреев. Земля отцов. 2012. Холст, масло.

    О ней самой можно сказать, что это – произведение прикладного искусства, которое призвано – в данном случае – усиливать чувство причастности к тысячелетней и более истории родины. Потому в облаках видится пахарь, наверно, Микула Селянинович и какой-то князь на коне. По былине князь ехал собирать дань с городов и, увидев, какой Микула силач, взял его с собой помогать эту дань собирать, а Микула согласился, потому что недавно дрался с тамошними. Но таких подробностей не видно в облаках у Киреева, и можно думать, что князь (как то и было в истории) призван был охранять пахарей от нападений (степняков, скажем) – не зря такое бурное небо на картине. Что в 2012-м (после мюнхенской речи Путина в 2007-м) было актуально: сколько можно молча терпеть движение НАТО на Восток и размещение систем ПРО вблизи России. Радуга означает богохранимость земли русской, призванной (по митрополиту Иллариону) сберечь православие на земле до конца света. И что можно мыслить теперь вместо православия? – Традиционализм, противостоящий американскому глобализму и горохизации всех государств (России – самое главное) ради подчинения этой мелочи немногочисленному же мировому правительству, англо-саксонскому.

    А для чего, спросите, валуны и необработанность земли земной (когда небесную землю, вон, обрабатывают)? – Для выражения русской ментальности. Которую либералы называют недостижительностью. А их антагонисты говорят, что дело – не главное в жизни, главное – настроение сердца. Много ли материального надо для такой жизни? – Немного. – Вот и полно невспаханной земли. И если человечеству в эру Потребления грозит погибнуть от материального прогресса, от перепроизводства и перепотребления, то России предстоит человечеству указать, как спастись – жить по девизу: “каждому – по разумным потребностям”.

    Такой логичности и политизированности не было, конечно, в голове Киреева, а было что-то, может, подсознательное, что делает (на мой, экстремистский, взгляд) его произведение художественным (если признать, что без подсознательного нет и художественного, что оба слова – синонимы).

    Но я такому, прикладному, искусству улыбаюсь.

    Тут, однако, разговор становится разговором не о, а около картины, о чём я и заявил сначала.

    И чтоб меня понимали, придётся уйти очень далеко. К зарождению человечества и искусства.

    Они возникли одновременно. И по теории Поршнева, и фактически: порядка сотни тысяч лет тому назад возникли (130.000 лет первому ожерелью из ракушек и чуть больше, генетика говорит, так сказать, Адаму и Еве, чьи гены дошли в потомках до нашего времени). Возник человек в процесс разделения стада, состоящего из волосатых внушателей и рождённых недоношенными безволосых внушаемых (ещё не людей, т.е. без второй сигнальной системы).

    Под управлением первой сигнальной системы существо (внушаемое в нашем случае) действует непреложно. Отдаёт на съедение стаду своего ребёнка. – Как самка не сходит с ума при этом? (Другие животные под действием противоположных воздействий – лишь в лабораторных условиях такое бывает – получают невроз и погибают.) А предчеловек не погибал. Почему? – Он стал находить третий выход. У людей, которые впадают в первобытное состояние (у некоторых субъектов северных народов до недавнего времени), это называется мерячением (эхолалией). Повторение приказа. Не возражение и не подчинение, а повторение. Оно не мешало внушателю ребёнка отнять, но спасало самку от невроза и гибели. А внушение производилось неординарностью. Скажем, невероятным тембром крика. Из-за имитативности приматов все в стаде могли так кричать, но было нельзя. Уже было идеальное МЫ (стадо). И все всем делились ради него. Но на съедение ребёнка!.. Можно было сделать и иное третье. Тоже неординарное, но не наказуемое, как эхолалия. Не относящееся к жизни. Условное. Например, продырявить ракушку. Если несколько самок в преддверии отнятия детёнышей продырявливали, каждая, по ракушке, а потом одна продевала их всех жилкой, то получалось нечто вообще из ряда вон - ожерелье. Будучи предъявлено внушателю, оно, может, того вводило в ступор, и тогда можно было с детёнышем удрать пока с глаз внушателя. – В итоге, в общем, родилось контрвнушение и МЫ, которые не ОНИ, нелюди. Что означало появление человека. Со второй сигнальной системой (управлением вопреки первой, повелевавшей ребёнка отдать).

    И так, в противоречии, родившись, людям навсегда впоследствии стало хотеться иногда своё сокровенное (даже подсознательное) испытать. А испытать означает условностью на себя подействовать, но такой условностью, которая очень похожа на жизнь. Что и есть искусство. Теперь его называют неприкладным. В отличие от прикладного, более ясного, для чего оно: скажем, для усыпления ребёнка (колыбельная), для усиления любовного чувства (любовные песни), для усиления патриотизма (картина “Земля отцов”)…

    Теперь понимаете мою улыбку? – Прикладное искусство как бы ниже достоинством, чем неприкладное. Усыпить младенца можно и без колыбельной – покачиванием. Усиления чувства любви можно вызвать, например, разлукой ("Что вам дано, то не влечет”). Усиления патриотизма можно достичь учением истории. А испытать что-то, сознанию ещё не данное, можно только произведением неприкладного искусства. Это как разница между просто полётом самолёта и фигурами высшего пилотажа, или как отличие эстрадной музыки от симфонической. – Эстрада постигается сразу, а симфония… Почитайте “Крейцерову сонату” Льва Толстого. (Причём парадокс: в произведениях своих он художник, а в словах вне их – морализатор или выступает за теорию искусства как заражения [что есть признак прикладного: известно, чем заражать].)

    Мне кажется, что упомянутое “ниже достоинством” сказывается и в некоторой детскости у Киреева. – В чём я её вижу? – В цветах. Автора хватило, чтоб нарисовать каждый – отдельно. Пусть даже ему пришлось всего лишь для каждого цветка один раз прикоснуться кисточкой с жёлтой краской к прежде положенному красочному слою, изображающему траву. Где-то 10-12 тысяч раз ему пришлось торкнуть. Но вытерпел. Не шибко ж они по тону отличаются друг от друга. То же относится к зелени трав: ближних, дальних и очень дальних, - одинаковая она. Потому что он рисует не натуру, а то душевное в себе, что он хочет внушить зрителю.

    Такое же можно увидеть и в подобной по духу картине:

    Киреев. Стена. Оборона Смоленска. 2013. Холст, масло.

    Выражается давно, собственно, открытое: побеждает – дух. Ещё Лев Толстой открыл. А за 30 лет до него (да не понят был) – Брюллов, в картине “Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году” (1839). – Именно для такого выражения у Киреева русские всё больше просто стоят. Причём одинаково: левая нога и левое плечо вперёд. А копья – как створки полураскрытого веера: в центре – вертикальные, и чем правее – тем более наклонены вправо. И – наших больше: победа будет не только духовная.

    Я вспоминаю, как шести-семилетний я, дитя войны, рисовал атаку наших на фашистов: стволы орудий всех танков на земле и корпуса штурмовиков ИЛ-2 в небе были параллельны друг другу. – Неудержимость, мол.

    Но иногда одинаковость очень даже уместна.

    Киреев. Над суетой. 2013. Холст, масло.

    О чём он хотел этим сказать? – Конечно же – о превосходстве российской цивилизации над западной, более погружённой в эру Потребления.

    Так лёгкость прочтения образного смысла меня, например, даже слегка коробит. – Теряется помнящаяся по произведениям неприкладного искусства та мучительная недопонятность, которая лишает покоя, пока тебя не озарит, что зачем, когда перед тобою было произведение неприкладного искусства.

    И вот тут брезжит очень нехорошая тенденция. Прикладное искусство более доходчиво. Как эстрада по сравнению с классической музыкой. И масса склонна к более лёгкому. Так надо ли патриотам России уповать на более доходчивое? Они, мол, патриоты, за народ. – Увы, такие тенденции наблюдаются. – Вот против них и хочется выступить.

    30 декабря 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337806  2016-12-31 12:52:22
Константин
-

23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100