TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? Почему? Последняя глава его хронологически построенной книги – о маньеризме Эль Греко (1541—1614). Там есть такая короткая, но ёмкая фраза:

    "От Микеланджело Эль Греко перенял анатурализм форм, от Тинторетто анатуралистические цвет и композицию” (С. 310).

    Мне она тем более нравится, что я совпадаю с нею в своей общей оценке маньеризма, как выражения ненависти художника-коллективиста* к окружающей индивидуалистской действительности, ненависти такой силы (соответствующей невозможности что-то вокруг изменить), что ясен становится идеал, движущий маньеристом – благое для всех сверхбудущее. Именно сверх. Потому что даже просто отдалённое будущее не мнится благим.

    ______________________________________

    * Коллективизм потому, что мораль – явление общественное, а преступление против морали – личное.

    Так вот почему у Дворжака нет Кранаха (1472-1553), жившего, в общем, раньше Эль Греко (последнему было всего 12 лет, когда Кранах уже умер) и называемого, как и Эль Греко, тоже маньеристом (http://cultobzor.ru/2016/03/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom/)?

    Предполагаю, что на этом сайте не так понимают маньеризм, как я. И предполагаю, что Эль Греко с маньеризмом, понимаемым, как я, приотстал в ходе всеобщей истории искусства (маньеризм у Микеланджело уже в 1516-м в “Гробнице Медичи” проглядывал).

    А Кранах – не отстал. И его искусство – уже следующий после маньеризма этап. А Дворжак просто дольше маньеризма не распространялся.

    И что ж это за следующий этап? – Барокко, судя по всеобщей истории искусства. Соединение несоединимого (такую формулу барокко не все приемлют, но я – приемлю).

    А найду ли я подтверждение этому размышлению?

    Я начну поиски в словесной области, даже не взглянув на репродукции Кранаха Старшего (которых не знаю; только не возмущайтесь; это – способ проверить, что в истории искусства по большому счёту всё – причинно, и это – способ доказать сомневающимся, что наука об искусстве – мыслима).

    Итак, спрашиваем поисковик: “Лукас Кранах Старший барокко”.

    "Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как-раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени.

    Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо” (http://artpolitinfo.ru/istochnik-molodosti-lukas-kranah-starshiy/).

    Попадание в яблочко, можно сказать (с учётом того, что барокко – это соединение несоединимого, по Якимовичу).

    Не всё у меня гладко, конечно. И Дворжак плавал насчёт экстремизма маньеризма. И не было у него твёрдости Якимовича относительно барокко. Потому у Дворжака перед главой об Эль Греко есть глава о Брейгеле Старшем (1525-1569), который из маньеризма проэволюционировал в барокко (см. тут), а Дворжак этого не замечает. И Якимович в работе о барокко не упоминает Кранаха Старшего.

    Но всё-таки.

    "В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды” (http://smallbay.ru/cranach.html).

    “Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза” (http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/233395-kranahi).

    Тут можно, наконец, проиллюстрировать списанное про противоречивость Кранаха Старшего.

    Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский. 1536.

    Мартин Лютер. 1529.

    Что пишет про такое в барокко Якимович?

    "…насмешливый и “гротескный” гуманизм… точка зрения, гораздо позднее названная “остранённой”. Антиномия величия и низости…” (Советское искусствознание ’7 второй выпуск. М., 1977. С. 121).

    Я бы сказал, что это – отрезвление от залётов в экстремизм предшествующей эпохи (во время религиозных войн Реформации с Контрреформацией в Европе погибли сотни тысяч человек). И Кранах был против этого. В его поведении это выражалось в том, что, будучи другом Лютера, он писал портреты и католических прелатов. А самого неистового Лютера изображал иной раз чуть не карикатурно.

    Кранах Старший. Портрет Лютера. 1520-1521. Гравюра на меди.

    И всё-таки – чуть не карикатурно, а не просто карикатурно. Потому что было в Лютере что-то и от срединности, от мудрости.

    "…вопреки стремлению Лютера, не в протестантских, а в католических странах, во Франции и Испании получило развитие стремление сделать религию действительным внутренним переживанием, глубоко проникающим в существо человека. Возвышенные, благоговейные чувства, глубокие помыслы о смысле бытия и о вечности, жажда преодоления будничного и прозаического…” (Аникст. В книге “Советское искусствознание ’7 второй выпуск”. М., 1977. С. 230).

    Попрактичнее надо быть, без залётов, - говорил протестантизм. И это находило отклик в сердце Кранаха Старшего. – Вот он и "использует мягкую густую штриховку… теней для контраста бледному пятну лица и одежды, почти лишенной складок” (http://www.redov.ru/kulturologija/100_velikih_kartin_s_reprodukcijami/p18.php). – Получается благородно. Благородная карикатура… Страсти (контраст фона лицу и одежде) – умиротворены. И – Фридрих Мудрый награждал его "…деньгами, орденами и почестями — “за благородство”…” (Там же). И главное для Кранаха, вероятно, деньги. Не отсюда ли (это уже больше относится к выше представленным живописным портретам) "стремление следовать известному трафарету человеческой фигуры…

    1530

    1526

    1526

    декоративные приемы изображения, живопись становится мелочной и сухой. Эти черты еще усугубляются тем, что производство картин в мастерской Кранаха приняло теперь почти массовый характер” (http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st020.shtml).

    Плохо, когда и нашим, и вашим, а больше всего – себе, дорогому.

    Или… Почему плохо? Может, как раз хорошо? Разве лучше нетерпимость и кровь, чем деньги?

    Об этом интересно думать в связи с издавна длящимся расколом Европы недавнего и буквально нашего времени: на Западную Европу и – как назвать?.. Расколот европейский менталитет и цивилизация на западный и российский.

    13 апреля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334337  2016-04-13 15:11:58
sweetheart
-

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100