TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя.

    Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей.

    Например, вся область искусства мне представляется пронизанной силовыми линиями причинно-следственных связей. Я места себе не нахожу, если не могу “поместить” очередного художника (или одну его картину) на какую-то точку пересечения этих неведомых вам, читатель, силовых линий. – Вам-то до лампочки, что довело имярека до того, что он стал ТАК рисовать. А меня это волнует. И если я проявлю горячность, вам будет странно. Я же, со своей стороны, буду себя чувствовать обманщиком, если буду притворяться простецом (насчёт силовых линий), как вы. – И что делать? Я ж хочу вас заинтересовать тем, что вам, вообще-то, не интересно…

    Или рискнуть?

    Я поймал себя на противоречии…

    Вот Александр Бенуа применил слово "всегда”, относящееся к разряду абсолютов, - применил к… художнику Поленову, абсолюты не исповедовавшего (помните Поленова? – “Московский дворик”; посмотрите немедленно сами, если не вспоминаете):

    "Поленов ничего не утверждает [как до него передвижники и народники, разгромленные], а просто являет собой другой тип творческого существования – артистически-непринужденного, не предполагающего никаких усилий и “прорывов”, имеющего дело с красотой, которую не нужно отвоевывать, ибо она предполагается существующей здесь и теперь, существующей всегда. Художественная деятельность освобождается от императива долженствования” (История русской живописи в XIX веке. С. 215 - 216).

    То есть Поленов выражает мещанский идеал.

    (Это, может, для вас не очевидно, но я далеко отвлекусь, если стану доказывать…)

    А к абсолютам имеют пристрастие экстремисты.

    (И тут я надеюсь на взаимопонимание. Потому что не бывают же мещане экстремистами. Идеал мещан – польза, семья, обыденное…)

    Ну?

    И как можно абсолютистское "всегда” применить к Поленову?

    Вообще-то, можно. – Бенуа – человек увлекающийся (поверьте, я много его читал). Он распаляется от хорошего соответствия цели и средства. Поленов этого соответствия достиг – почему Бенуа не возбудиться?

    Идеал – он же всегда насколько-то трудно достижим. У мещан тоже есть свои проблемы с достижением пусть даже и спокойствия (мало ли неурядиц кругом свищет мимо – того и гляди, какая-то зашибёт). И, пока не зашибло, можно расслабиться.

    Акимов. Осенний пейзаж с коровами. Холст, масло. 2008.

    Правда, здесь благодать нарисована, как и у Поленова? А не русскость с её вечной какой-то бедностью (тут – лужи, бездорожье), которая за беду у русских не числится и тем отличает русских от много кого… И ведь не позапрошлый и даже не прошлый век тут у Акимова. Но в то же время как-то и не мыслится оппозиция Западу.

    А ведь даже время года совпадает…

    Акимов не традиционализм воспевает (который теперь может пониматься как контр-прогрессизм, контр-западнизм), а просто обыденность.

    Акимов. Деревенская сюита. Берёзы у дороги. МДФ, масло. 2009.

    Тут тоже, казалось бы: берёза с Россией вяжется… и грунтовая дорога… Но и в Германии такое может быть.

    И грунтовая дорога, и берёзы.

    Так Акимов взял деревья корявые, дорогу кривую – зачем? – Не затем, опять же, чтоб самоутверждаться в недостижительности как особенности народной, а ради красоты простого. – Смотрите, какого оттенка у него дорога? – Розоватого! Акимов радость элементарного нарисовал.

    Акимов. Улочка в Тарусе. 2012. Оргалит, масло.

    И тут не в неказистость он влюблён, а вопреки ей. Влюблён в халатность, можно сказать.

    Мне вспоминается прощание с друзьями семьи незадолго до их отъезда в США. Он и она спустились вместе со мной и женой, прошли двор, подъезд, вышли на улицу (Дерибасовскую в Одессе, самый центр, и во времена не затрушенные, а когда город в центре стал кричать от красоты и ухоженности), и всё не могли мы наговориться. И он сказал с сожалением: “Там я не смогу вот так выскочить на улицу”. А был он в затрапезном тренинге и в поношенных тапках на босу ногу. Я потом посетил их в Нью-Йорке. От домашности был привезённый из Одессы знакомый мне котик с парализованными задними ногами и научившийся ходить на передних.

    А снится нам трава, трава у дома…

    Но Акимов не традиционализм воспевает.

    По противоположности (из-за изысканности) мне вспоминается “Вальс ля-бемоль мажор” Брамса (слушать тут).

    Мне почему-то представилось когда-то, когда я впервые слушал эту вещь, что звуками даётся образ прекрасной души картиною тенистого сада в яркий полдень. В басах – тень от густых-прегустых деревьев, а в высоких тонах – пробивающиеся, скачущие, ослепительные узкие лучи сквозь непрерывно трепещущую от ветра листву. И всё – безумно красиво.

    Теперь я знаю, почему такая истошная, можно сказать, красота: от ужасности мира, из которого в свой внутренний мир, прекрасный, мол, бежит романтик. (Реалисты потом такую стратегию высмеяли, а радикалы из реалистов выбрали революцию, чтоб мир исправить.)

    Ассоциация “Улочки в Тарусе” с вальсом Брамса получилась из-за этой обрезанной – и потому кажущейся огромной – массой дерева, что справа.

    Теперь, когда я опять послушал вальс, я удивляюсь, что мне помнился (хоть слушал я тоже фортепиано) целый симфонический оркестр, и это мне представлялось темнотой тени густого сада.

    По другой противоположности мне вспомнилось, как пели, - в том числе и упомянутые знакомые, - бардовскую песню про Тарусу. Мне тогда такие песни были в новинку (я жил в провинции, а Одесса казалась столицей). Бардовские песни были противоположностью лживому бодрячеству советской эстрады (слушать тут).

    Городок.

    Музыка Владимира Красновского

    На стихи Николая Заболоцкого (1958)

     

    Целый день стирает прачка.

    Муж пошел за водкой.

    На крыльце сидит собачка

    С маленькой бородкой.

    Целый день она таращит

    Умные глазенки,

    Если дома кто заплачет -

    Заскулит в сторонке.

    А кому сегодня плакать

    В городе Тарусе?

    Есть кому в Тарусе плакать -

    Девочке Марусе.

    Опротивели Марусе

    Петухи да гуси.

    Сколько ходит их в Тарусе,

    Господи Исусе!

    - Вот бы мне такие перья

    Да такие крылья!

    Улетела б прямо в дверь я,

    Бросилась в ковыль я!

    Чтоб глаза мои на свете

    Больше не глядели,

    Петухи да гуси эти

    Больше не галдели!

    Ой, как худо жить Марусе

    В городе Тарусе!

    Петухи одни да гуси,

    Господи Исусе!

    1967

    Исполнительница, которую я вам, читатель, посоветовал слушать, не совсем хорошо поёт. Друзья моей жены на своих посиделках любителей авторской песни пели лучше – с лёгкой самоиронией.

    Помню, какое смутное и глубокое переживание меня охватило, когда я услышал, как они поют эту песню.

    Я теперь понимаю, что я тогда недопонял.

    Эта ж публика, движение КСП (клубы самодеятельной песни), хотела тогда, в хрущёвскую оттепель, так называемую, и чуть после, ни много, ни мало – вылечить и спасти заболевший социализм. А всё-всё вокруг – им препятствовало. И в первую очередь – они сами, неизбывное мещанство в каждом человеке. (Упомянутая пара и в США-то потом уехала во исполнение мещанского идеала.) А тогда они, смутно понимая это в глубине души, потому и пели с самоиронией.

    Их единомышленники в живописи 60-х годов (представители так называемого “сурового стиля”) не такие картины тогда писали, как теперь Акимов, принявший реставрацию капитализма (и даже не помышляющий о таких материях, как капитализм; мещанин политики чурается).

    Виктор Попков. У Белого моря. На Севере. 1965. Холст, масло.

    А тут – она есть: три истребителя с инверсионными следами. Стране надо было противостоять угрозе ядерного нападения США. Весь Север был утыкан аэродромами.

    Но сельскому хозяйству, деревне, всей стране не из-за недостатка средств было плохо. Надо было социализм настоящий делать, самодеятельный, как то песенное движение КСП было устроено… А не получалось. Потому что надо было с себя начинать. И было трудно. И потому каэспэшники с самоиронией пели эту почти трагическую песню ("Чтоб глаза мои на свете / Больше не глядели”).

    А враги вообще социализма – пели именно трагически: строй, казавшийся неколебимым в 1967-м, 20 лет назад от времени их пения, надо было в 1987-м сломать – свободы ради (слушать тут). Мне хочется думать, что антимещанский пафос Заболоцкого Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич превратили в антисоветский, по сути, мол, антиличностный (тогда как он был таким по страшной ошибке, а не по идее).

    Их, врагов, боевитость обрела теперь новое дыхание с поворотом общественного мнения от огульного осуждения советского.

    А что Акимов?

    Он поёт, как бездумная стрекоза.

    Акимов. Река Ока. 2012. Оргалит, масло.

    От счастья простая земля фиолетовым нарисована. Так вкусно, что аж заражает своим переживанием. Кого? Меня! Ставшего нудным врагом всего мещанского. В себе, в первую очередь. – Молодец, Акимов.

    Читатель! Вы ощутили гигантские волны со времён романтиков, передвижников и народников к сегодняшнему дню?

    Я теперь тоже колеблюсь: не “поместить” ли мне Поленова и Акимова в прикладное искусство?

    А что? Если прикладное – усиливает знаемые чувства (например, любви – к родине или к существу противоположного пола), то у него, прикладного, мало ж вероятия привлечь подсознание автора… (Это я отказываю в именовании искусством тому, что не от подсознания.) Фиолетовость или розовость земли, домов Тарусы у Акимова откуда произошли?.. Неожиданно ж всё-таки… Вдруг – из подсознания непосредственно? – Тогда грех такое считать приложенным к потребности выразить чувство любви к обыденности… И тогда пусть себе остаётся в неприкладном искусстве.

    Или всё-таки нет. Поскольку из подсознания – постольку искусство, но раз выражает знаемое, то – прикладное искусство.

    Вот такие, странные, переживания…

    24 марта 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334123  2016-03-25 08:22:48
sweetheart
-

334125  2016-03-25 10:59:14
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Искусствовед с гимном, - чему ? - ПОДСОЗНАНИЮ. А зачем это ему ?

" ... Я отказываю в именовании искусством тому, что не от подсознания. ... "

И действительно, - зачем ? Просто автор этой статьи, ну очень самокритичен, скромен. И не замахивается на то, чтобы считать себя ..., ну этим, - мэтром. Он пока довольствуется под_сознанием. Но немного погодя, обязательно дорастёт до того,

Чтобы опираться на доводы, аргументы СОЗНАНИЯ. Не будем торопить автора. А пока, - что есть, то есть. То-бишь, подсознание.

А за картины художника Акимова, - спасибо. Без напряга, хорошо смотрятся. Ну, и конечно же за Тарусу - рахмат :

Целый день стирает прачка. / Муж пошел за водкой.

На крыльце сидит собачка / С маленькой бородкой.

Целый день она таращит / Умные глазенки,

Если дома кто заплачет - / Заскулит в сторонке.

=== ==== =====

334126  2016-03-25 12:50:50
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Вот чудак.

Так в том моя функция и состоит, чтоб переводить из подсознания в сознание. Иначе зачем статью писать? Поэтому чистая лажа – написать: «Он пока довольствуется под_сознанием… Не будем торопить автора» - в смысле, что до сознания (касательно живописи) я так и не дотянул.

Неправда. Подсознание мне шепнуло: нравится, - а сознание вникло и объяснило: за неожиданную фиолетовость нравится.

Если б я был музыкально образованным, мне б удалось объяснить и за что именно мне упомянутый вальс Брамса нравится – за какую-то там фиоритуру… Я дал общее определение: истошная красота.

А стихи Заболцкого, которые мне тоже нравятся, я действительно не стал прямыми словами объяснять, за что. Я это написал обиняком.

334177  2016-03-30 21:09:05
Иван Домбровский
- Воложин - очень глупый человек, от пустопорожней болтовни которого уши вянут. Это, если обратиться к математике, Лисинкер в квадрате.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100