TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B>

    Обожаю загонять себя в тупик.

    А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И повторяемость уловить очень трудно. Всё – как будто впервые. Вот и сопряги эту новизну (может, и кажущуюся) со своею догмой…

    Одна из моих догм, что русские художники, взявшись воспеть веками не изменяющийся менталитет русского народа, то есть – некую Вечность, оказываются… выражающими идеал ницшеанского типа. Который про исключительность, если сказать очень общо.

    Про исключительность американцев недавно очень громко высказывался президент США Обама. Есть, оказывается, статья в Википедии – “Американская исключительность”. Там всё опровергают, что только США имеют ту или иную исключительную особенность. Но мне кажется, что имеет смысл рассматривать русскую исключительность в свете теперешней всемирно-исторической борьбы прогрессизма с традиционализмом (безрелигиозным, чтоб отшить исламский экстремизм, борющийся с американским глобализмом как потребительством).

    И вот я, зная, что недавно был возрождён бытовавший в начале ХХ века “Союз русских художников”, который (см. тут) я определил, в общем, как ницшеанский, - я взял и спросил поисковик: “Союз русских художников в XXI веке”. И мне выдало сайт http://russianpainters.ru/russkie_hudozhniki_21_veka_1.html , и первым там – Владимир Абрамов. А последняя из его картин – такая.

    Но названная по-немецки (Der Himbeerberg) и без даты. В переводе это – “Гора Малина”. Покосившиеся сельские домики и плетень подтверждают, что это таки картина русского художника, причём именно с идеалом упоминавшегося ницшеанства, русского – что-то щемящее есть в этом осеннем пейзаже и, в то же время, мощное. Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь. И – что-то задумавшееся (чему хорошо соответствует размытость акварельная; я всегда удивлялся, если видел акварель неразмытую…). – Тут, конечно, никакого потребительства нет. И, можно сказать (раз потребительство сейчас такое всемогущее), что тут прямо антипотребительство. Более того, из-за какого-то улёта от размытости хочется сказать, что тут прямо образ недостижительности, что шаг отстоит от иномирия (не христианского), которое идеалом для себя имеет ницшеанство: Апричинность и т.п. – Ну что это белое и рыжее такое цветёт на поле в Предуралье на бабье лето? Рыжее – иван-чай, раз на бабье лето "по второму разу цветут вишня, брусника, иван-чай” (https://otvet.mail.ru/question/17909659)?

    А белое что? – Ромашки?

    "Начинает свое цветение ромашка начиная примерно с середины июня и заканчивает цвести в сентябре, когда заканчивается бабье лето” (http://www.bolshoyvopros.ru/questions/79142-kogda-cvetut-romashki.html).

    Или какая ж Апричинность, когда так всё мотивировано?..

    Или всё-таки… - Так грустно. Осеннее. – Недостижимо счастье...

    Вот – где-то то же.

    Абрамов. Далёкий гром.

    Тоже пришлось переводить с немецкого…

    Но это то же Предуралье: в Германии не может быть грунтовой дороги.

    А вот – ещё (и с такое же мотивацией – не Германия, ибо скирды).

    Абрамов. Der Nebel (Туман).

    На Западе скирды не так выглядят.

    Так что-то не вышло мне себя загнать в тупик…

    Почему? Потому что грустное взял – осень?

    А ну – не осень.

    Абрамов. Der Sommertag (Лето).

    Что-то вполне апричинное лето. Скорее на весну похожее (со льдом на речке и какими-то не зелёными листьями на ветвях деревьев, а почками, что ли).

    Или…

    "Пик половодья на северных реках края – Вишере, Косьве, Весляне – придется на середину мая и пройдет по среднестатистическому сценарию” (http://www.meteovesti.ru/news.n2?item=63313284904).

    А середину мая можно кое-где называть-таки летом…

    "На юге снег держится до 160 дней и обычно сходит в конце апреля, а на севере — в конце июня (20/VI)” (http://big-archive.ru/geography/physical_geography_of_the_Soviet_Union/104.php).

    Это – про Западно-Сибирскую равнину. Но начинается-то она на западе от Урала.

    Или это я в тупике бьюсь? И заведён туда, может, плохим машинным переводом…

    Но на том сайте хоть есть какие-то названия. (И я их изрядно использовал для доказательства ницшеанства Абрамова. Что если на другом сайте то же не получится? - Смотрим http://www.liveinternet.ru/users/3649345/post142552933/. И там нет названий. Известно лишь, что - акварели.)

    Хмурость как-то непонятно побеждает эту столь насыщенную тёплую (и потому весёлую) желтизну.

    Это картинка уже противоположна прежним с их ненасыщенным цветом. Но настроение чем-то такое же, невесёлое. Русская исключительность – в грусти. – Тяжела была и есть история страны. (На днях услышал мысль, что это русская особенность – переживать свою историю как актуальность. И всё там – тяжёлые драмы.)

    "Читая любую русскую историю, получаешь впечатление, что русский народ не столько завоевывал землю, сколько без боя забирал ее в плен, – писал Ф.А. Степун. - Эта военнопленная земля и работала на русский народ, работала без того, чтобы он сам на ней по-настоящему работал. Тот постоянный колонизационный разлив России, неустанный прилив хлебородных равнин, которые приходилось наспех заселять и засеивать, лишал русский народ не только необходимости, но и возможности заботливого и тщательного труда на земле. Кое-как бередили все новую и новую целину, и в смутном инстинкте государственного строительства брали с нее ровно столько, сколько требовалось, дабы осмыслить и оправдать дальнейшее продвижение. Так столетиями создавался в России стиль малокультурного, варварского хозяйствования, психология безлюбовного отношения к любимой земле, ощущение в качестве земли-кормилицы не столько собственной земли под сохой, сколько земли за чертой своей собственности… Тяга к земле на горизонте характерна для крепостного сознания вряд ли меньше, чем для сознания колонизаторского. Не в меньшей степени, чем народ-колонизатор, тянется крепостной народ всеми помыслами души от своей насиженной земли к какой-то не своей, далекой земле. Неважно, что далекая земля была далека для крепостного не в географическом, а в хозяйственно-правовом смысле; что своя близкая и не своя далекая земля для него не две разные земли, а одна и та же земля в двух разных смыслах: своя, в смысле той, на которой он из поколения в поколение трудится; далекая, чужая – в смысле той, которой он не владеет, но которой жаждет владеть” (http://www.rhga.ru/science/conferences/rusm/stenogramms/revolution.php).

    Жаль, дат нет.

    Социологи отмечают, что люди всё больше и больше ощущают, что от них, простых людей, ничего не зависит.

    Как с Венецианова началось: не дал царь крестьянам воли и после победы народа над Наполеоном – вот и убежал Венецианов в абсолют неизменной жизни крестьянского сословия, в вечность грустного менталитета.

    Можно бесконечно много подобных картин сюда скопировать, и это будет где-то об одном и том же.

    Впрочем, при переходе на этом сайте к другому художнику, Николаю Акимову, я мигом оказываюсь в ожидаемом тупике: он исключительность не пишет.

    Акимов. Зимний день. Оргалит, масло.

    Сравните с этим.

    Бакшеев. Иней. 1900.

    У Бакшеева - исключительное состояние природы: каждая веточка, как стеклом одета А что особого у Акимова? - Ничего.

    Акимова-то заинтересовало столкновение тёплых и холодных тонов. Но он обычность воспевает.

    20 марта 2016 г.

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины. Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло. Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл . . .

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100