TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист.

    Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих воззрений.

    А мои, увы, - это настолько много, причём отличающегося от обычного, что передо мной проблема, что делать с читателем, который просто не поймёт же меня, если я ему предварительно всю свою оригинальность не вывалю. С другой стороны, вываливая, я ж ухожу от собственно понимания, которое мне обычно не дано при начале писания. И может быть на свет божий будущее понимание извлечено из предпонимания, если я на читателя обращать внимания не буду. – И как быть?

    Ну как-нибудь… Не всё, например, моё сразу вываливать.

    Первым моим является пристрастие не к представительной демократии, а к анархии (без центральной власти). Анархия – одна из четырёх великих идей ХХ века: анархия, либерализм, социализм и фашизм. Анархию я называю великой из-за своего к ней пристрастия, ибо на самом деле она, потерпевшая поражение в лице Прудона, в частности, в XIX веке сокрушительное поражение от Маркса, в веке ХХ была вдобавок страшно опозорена то ли при наезде советской пропаганды на Махно (и на анархистов Арагона при испанской революции 1936 года), то ли из-за грехов самих махновцев (и арагонцев). По Прудону, как я понимаю, к коммунизму надо было идти мирно, тихо врастая в капитализм на уровне микроколлективов (домов, дворов, улиц – со своими мелкими нуждами путём самоорганизации). Свою лепту в опозоривание анархии сделало и перерождение общественного устройства в городе-коммуне Ауровиле в Индии, и чудовищное богатство членов семьи Каддафи, и безобразия майданной революции на Украине. Из остальных трёх великих идей две (социализм и фашизм) в ХХ веке потерпели поражение от либерализма.

    Так как ни бедственно было положение анархии, мыслимо думать, что кто-то её боготворил. И такой приверженный ей художник будет, мыслимо думать, свой идеал выражать так неожиданно для большинства (в пику забитости анархии во мнении большинства), что это большинство не захочет искусством считать его произведения.

    И в первом приближении большинство может представляться правым, а художник – нет.

    СНЕГА-ЗАСМАТРИВАЯСЬ

     

    а как же

    ви́дение

    входит

    когда

    давно уж спит

    как будто

    лоб

    — два глаза — сон один

    рука

    записывая еле

    Лета

    1985

    Шанс это понять подал Минералов, обратив внимание, что тут "все насквозь пронизано эллипсисами”. (А эллипсис – это намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения; например, “я домой” вместо “я иду домой”.) К мысли же об анархии привели его же слова: "читательское "сотворчество" может восстановить целостную картину несмотря на то, что разброс авторских ассоциаций от "снегов" до реки времен "Леты" грандиозен”. Ведь анархия предполагает изрядную гражданскую активность и личную тягу к самодеятельности. То, что нож был для советского тоталитаризма, из-за чего и восстал Айги. (Так же восставший Высоцкий только раз прибег к эллипсисам – в песне “А у дельфина”. Так только раз потому, что Высоцкий всего лишь идеалистически всерьёз надеялся пробудить народ к гражданской активности, а Айги – истерически надеялся. Как русские футуристы – мещан, отшатнувшихся от революции, когда та потерпела поражение в 1905 году.)

    Лета, надо вспомнить, - это река забвения в подземном царстве по греческой мифологии. Из неё пьют, в это царство прибыв, чтоб всё забыть, что было при жизни. И из неё пьют ещё раз, если кому довелось вернуться из подземного царства в жизнь.

    Какой случай описал Айги?

    Засмотревшись на снег, впадаешь в ви́дение сна наяву, похожего на настоящий сон, с отключённым лбом-сознанием, в котором, в сне, два глаза открыты, а рука еле-еле, но записывает о Лете, реке забвения. – Состояние реального народа, когда он не представляет собою гражданское общество. Спит.

    И плевать, что дата – накануне перестройки, так называемой. Айги как в воду смотрел: не было гражданского общества в послевоенном СССР – и не возникнет оно, если либерализм в СССР и победит социализм. И это горько. И надежда лишь на сверхбудущее, в котором каждый сможет в верлибре Айги заполнить эллипсисы пошлыми (общепонятными) словами.

    И тут надо вернуться к моим воззрениям. – К авангардизму.

    Он, по-моему, характерен переходом за грань искусства. Искусство (испытывающе) действует непосредственно и непринуждённо. А авангардизм непосредственно и принуждающее, т.е. – как жизнь (а не испытание): люди плюются или швыряются предметами от отвращения к предъявленному тексту: а как же ви́дение входит когда давно уж спит как будто лоб — два глаза — сон один рука записывая еле Лета. Перегнул-де палку Айги, и она сломалась.

    Так искусство у Айги или авангардизм?

    Минералова можно понять, что, написав текст в столбик, Айги включил в действие стиховые стихии. Например, повышенную значимость слова в начале строки… Читаешь, останавливаешься, задумываешься, что тут – больше, чем написано… Причём, “задумываешься” - это просто по инерции применённое слово. Потому что именно мысли-то не получается. Если что и получается у кого, так это у подсознания. То есть – перед нами явное искусство, не только на подсознание восприемника воздействующее, но и из авторского подсознания, чего доброго, рождённое. Конкретно – из так называемой внутренней речи, которой характерно пропускать слова, в частности… не приводить в синтаксическую связь… (А тот текст, стройный и понятный, что я написал несколько абзацев выше в качестве толкования произведения, есть ведь результат не действия, а последействия искусства. В том последействии включается в работу сознание, и…)

    И тогда перед нами не авангардизм, не выход за пределы искусства, а вполне себе искусство. Со всеми его признаками. В частности, глубокие ассоциации возбуждающее.

    Перечитал, что написал, и – как у Пушкина:

     

    Пересмотрел все это строго:

    Противоречий очень много,

    Но их исправить не хочу…

    Запись потока сознания… Куда оно скачет, то и записываешь. Запишешь ерунду, как потом окажется, - зато от неё и случится потом отталкивание. Как по пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    Но это трудно воспринимать читателю… - Зато ЕСТЬ, что воспринимать. Не ла-ла-ла.

    21 февраля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333777  2016-02-21 16:07:44
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- В развитие поста 333776

333901  2016-03-06 19:48:15
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Как у Пушкина. // Да, Вы - скромняга, С.И.Воложин.

" ... Перечитал, что написал, и – как у Пушкина: /

Пересмотрел все это строго: / Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу… / Запись потока сознания… / Куда оно скачет, то и записываешь... "

------- ------- -------

Так Вы бы, по совету другого классика, - обратились бы к Пушкину по-свойски : " - Ну, что, брат Пушкин ? " - А Он бы - Вам в ответ : "Да всё, как - то ... "

333903  2016-03-07 12:01:47
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Лисинкеру.

Пушкин-то, да, открыл реализм, ознаменованный процитрованной болтовнёй (есть даже такие слова Пушкина в письме, что надо-де болтать). И, да, я НЕ открыл, что искусство – это то, что рождено в подсознании.

Но.

Всё-таки моё настаивание на подсознании (при наличии множества людей, что против подсознания – вы первый) есть тоже довольно значительный поступок. Я ж за него подвергаюсь гонениям – от вас от первого.

Пушкин тоже претерпел за своё открытие реализма: стал терять популярность, приобретённую романтическими поэмами. Первым писателем стал не он, а Булгарин, сумевший подольститься ко вкусам публики.

Так что в уменьшенном масштабе я являюсь подобием Пушкина, а вы – Булгарина. За вами тоже ж большинство.

Ну а меня радует, что мне раз за разом удаётся проводить идею ненавистной вам подсознательности происхождения художественного.

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины. Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло. Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл . . .

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100