TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

28.10.2014
11:05

Стихия изовранья на Украине или?..

    ┘или закономерный процесс оформления искусством эпизода недавнего спасения от уничтожения украинскости? Есть такая теория происхождения героического эпоса . . .

25.10.2014
18:40

Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.

    Несмотря на то, что замысел Ленина (начать Мировую революцию со слабого звена капитализма, с России, в расчёте на догонящие Россию революции в Западной Европе) . . .

12.10.2014
14:15

Шупляк.

    Грешен. Признаюсь сразу. Подозреваю, что этническое государственное строительство на Украине, с громкостью на весь мир начавшееся с переворота 21 февраля 2014 года . . .

08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда. 1907 год, ⌠Балаганчик■. Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон . . .

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что все одесские художники один и тот же камень в море рисуют.

    Но если его ирония и верна во множестве случаев, то иногда┘

    Как ребёнок. Рассказываешь ему одну и ту же сказку┘ Да что там √ рассказываешь! Рассказывая, ведь невольно меняешь рассказ. А вот если читаешь┘ Одно и то же┘ И с какой сластью это дитё слушает каждый раз и слушает┘

    Как симфоническое произведение слушаю я, музыкально необразованный┘ Помню ударное место и жду его, жду, жду, и √ счастлив, просто счастлив, когда оно, наконец, зазвучит, знакомое┘ До слёз счастлив┘ А ждал же до того исправно не шибко знакомое и бледное.

    Вот и Максимилиан Волошин, бледно рисуя Карадаг, никогда ж не повторяется┘

    Я виноват. Не знаю, перед кем. Может, перед собственной памятью.

    Вот такая картинка

    1929 г.

    К ней почему-то приписана такая надпись: ⌠На грани диких гор ты пролил пурпур гневный...■.

    Где этот пурпур? Я аж усомнился в себе и полез в толковый словарь Ушакова: ⌠Очень дорогое красящее вещество темнобагрового цвета■. Нет, я понимаю, Волошин душой летит к извержению лавы, окаменевшие остатки которой он видит через тысячи и тысячи лет, увы, холодными┘ Его душа там, а тело √ тут.

    Это к этой картинке, увиденной на выставке в Одессе в 1989 году, я составил такую свою запись:

    ⌠┘гулкие пенистые волны на первом плане; на дальнем - базальтовые волны, пена и брызги берега, уже окаменевшие издревле, оглохшие в недвижимости и не реагирующие ни на что; и - волглое небо с полной луной, волнами света гипнотизирующей все-все вокруг. Кажется, само море оцепенело под этим колдовским молочным светом, как ни выписано волнение моря.

    Поразительно, волны - как живые, мельчайшие жилочки пены вырисованы художником. Причем эта тщательность в изображении каждой волны нисколько не "останавливает" ее √ настолько разнообразны и стремительны изгибы струй. И в то же время все как бы омертвело. Почему? - А все море однотонно: грязно-бледно-синяя вода, мутно-белая пена и лунные блики. И эти одинаковые по всему морю блики лунные образуют единство. Бледное единство. Бесцветное. Потому что это не цвет - грязная белизна той картонки, на которой все нарисовано.

    Все - мертвое и странно живое. Даже волглое небо в волнах то ли света, то ли облаков. И даже берег, весь изрезанный следами водных потоков. Даже горы, воплощающие порыв магмы из глубин земных вверх. Все - живое и странно мертвое■ (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei4.htm).

    Так я недавно (см. тут) согласился, что эти слова предназначались для вот этой картинки

    и только за то, что под ней, совсем не бледной, теперь в интернете кто-то подписал тот же стих, что был в 89-м подписан под бледной: ⌠"Заливы гулкие земли глухой и древней". 1928.29.VI.■

    Где я, соглашаясь теперь, увидел облитость всего ⌠колдовским молочным светом■?

    Как в мареве каком-то становишься от этих картинок Волошина. Тут ты, зритель, находишься и не тут┘

    Завывать хочется. (Я не знаю, отчего воют волки, но мне отчего-то хочется выть, глядя на карадагские картинки.) От некарадагских этого эффекта я не чувствую.

    Испания. Пейзаж с кипарисами. 31,6х47,4 Бумага, акварель.

    Неужели оттого, что в Карадаге я был и был там счастлив, а в Испании не был?

    Но ведь, скажем, на предъявленных тут, выше, репродукциях и скал-то, собственно, почти нет √ всё больше море┘

    Или всё же есть: эта сморщенность на первой, эти столбы на второй┘

    Или что?

    Может, я не чувствую нарочитой бледности в Испании? Или действует эта масса следов присутствия тут человеческой цивилизации √ целый городок? Пусть и спящий┘

    Южный берег Крыма (судя по тому, что крайняя справа √ это Медведь-гора, Аю-Даг) тоже не действует так, как Карадаг.

    Здесь не чувствуется каменная полупустыня, характерная для Карадага. Деревья √ широколиственные тут┘ трава... Почти субтропики┘

    То ли дело┘

    На Карадаге и зелёный цвет как-то не воспринимается травою.

    Я там был в мае, когда внизу всё цвело и жило┘ Но чуть выше √ камни и сушь. И не в том дело, что мне это место знакомо до боли (мы с будущей женой, давно покойной, поклялись вернуться сюда когда-нибудь и проплыть сквозь Золотые ворота √ те, что в центре; и так и не выполнили эту клятву).

    Но на этом заливе я не был. А выть √ хочется.

    И самое поразительное, что какое-то ненасыщаемое желание сосёт смотреть и смотреть на эти картинки. Как будто душа, живя тут, в теле, среди действительности, томится и вдруг обнаруживает, наткнувшись на эту бледность, в этом волошинском Карадаге свою родину, что ли. С которой когда-то невольно пришлось расстаться. И живёшь, её не вспоминая в суете буден.

    Там полыни много, в Карадаге┘ Степь горная. Мне вспомнилось, как в каком-то младшем классе учительница нам преподала урок патриотизма. Прочла какую-то притчу, как степного, кочевого человека, ушедшего жить к оседлым русским, всё манили гонцы вернуться, а он всё не возвращался. Пока раз ему не передали конверт. Он его развернул √ там оказалась ветка засохшей полыни. Он понюхал┘ И вернулся домой.

    ПОЛЫНЬ

     

    Костер мой догорал на берегу пустыни.

    Шуршали шелесты струистого стекла.

    И горькая душа тоскующей полыни

    В истомной мгле качалась и текла.

    В гранитах скал ≈ надломленные крылья.

    Под бременем холмов ≈ изогнутый хребет.

    Земли отверженной ≈ застывшие усилья.

    Уста Праматери, которым слова нет!

    Дитя ночей призывных и пытливых,

    Я сам ≈ твои глаза, раскрытые в ночи

    К сиянью древних звезд, таких же сиротливых,

    Простерших в темноту зовущие лучи.

    Я сам ≈ уста твои, безгласные как камень!

    Я тоже изнемог в оковах немоты.

    Я свет потухших солнц, я слов застывший пламень,

    Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.

    О, мать-невольница! На грудь твоей пустыни

    Склоняюсь я в полночной тишине...

    И горький дым костра, и горький дух полыни,

    И горечь волн ≈ останутся во мне.

    1907, <Петербург>

    Или: Серебро полыни На шиферных окалинах пустыни┘

    Или: И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской┘

    Или: Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело┘

    Или: В молчании полынных плоскогорий, В седых камнях Сугдейской [Судак возле Карадага] старины┘

    Вот и эта затуманенность волошинского Карадага √ как бы говорит, мне, по крайней мере, что живу я каждый день, не привлекая ничьего внимания своим обыкновеннейшим поведением на людях, а душа моя здесь, среди соседей, прохожих, не живёт. Глаза только иногда, наверно, выдают. Ибо я ловлю иногда на себе пристальный взгляд встречного, наверно, тоже не здешнего жителя душою┘

    Да даже и не в затуманенности дело, не в бледности. √ В нездешности пейзажей.

    Тоска по счастью полной жизни в прошлом: мучительной и счастливой.

    И даже Карадага не надо для улёта.

    Вместе с тропинками,

    Вместе с деревьями

    К далям стремится душа.

    Важно, чтоб тропинки и деревья были страдающими: деревья √ не своего цвета, тропинки √ извивающимися, куда ни попадя┘ Важно, чтоб здесь было Плохо, а где-то √ Хорошо.

    Впрочем┘ Нет того переживания, что с Карадагом┘ Нет той муки скал.

    Самоцитата: ⌠за Новым Светом мы наткнулись на табличку: ⌠тропа обрушена■. Руководительница [моя будущая жена] скомандовала: ⌠Вперед!■

    Обрушилось метра два-три. Внизу, метрах в трех, - огромные камни и море. Если и сорвешься - будешь же цепляться, жив останешься. Но обдерешься. Должно быть страшно.

    Однако кроме моей любезной там был еще один альпинист. Оба они стали в начале и конце обвала и командовали очередному невольному скалолазу, куда ставить носок какой ноги, за какой выступ какой рукой хвататься и сколько сантиметров до этого выступа, невидимого лезущему, осталось руке дотянуться.

    И так, один за другим, благополучно перебирались мы через обвал. Не сплоховал и я, не испытывая ни доли страха.

    Как кто, не знаю, но я после этого несколько часов себя чувствовал, как заново родившимся. Наверно это действовал адреналин, и не зря некоторые специально нарываются на его выделение в кровь■.

    В 1907 году Волошин развёлся с женой, Сабашниковой┘

    Впрочем, разочарований у него и раньше хватало.

    ⌠1900 год┘ возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно √ с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей■.

    ⌠Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер [синтез между наукой и духом]■.

    ⌠К 9-му января 1905 года судьба привела меня в Петербург и дала почувствовать все грядущие перспективы русской революции┘ За ее событиями я прозревал смуту наших дней■.

    ⌠┘подготавливает разрыв с журнальным миром■. (http://voloshin.ouc.ru/vospominaniya-o-maksimiliane.htm).

    Вот и пришлось ему улететь мечтой в сверхбудущее, когда настанет благо для всех. А пока √ тосковать.

    18 сентября 2014 г.

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100