TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих . . .

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, . . .

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться?

    Я не уверен.

    Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что именно вторая и решает, будет человек писать или нет. И вот появились последующие. Но почти каждый раз перед √ тревожно: получится ли? Потому ⌠почти■, что этой тревоги нет, когда вдруг что-то почувствовал и остаётся только сесть и начать писать. Авось кривая вывезет. И она вывозит обычно. Так дважды авось, если того ⌠что-то■ не было. А была только надежда, что автор знаменит. Значит, не зря. Значит, в нём есть перец. Значит, можно надеяться, что до этого перца я доберусь. У меня ж √ ТЕОРИЯ.

    Впрочем, жуткая теория. Теория нецитируемости художественного смысла. Из-за того, что он подсознательный. В ⌠тексте■ произведения проводятся 2 ценности. А их столкновение даёт третью, нецитируемую.

    И получается, что я √ хозяин-барин. Какую мой ндрав вдруг выберет ценность, не присутствующую в ⌠тексте■, такая и есть то третье, что, мол, рождается в душе в подсознательном виде. И никто мне не указ, если спорит со мной с другой позиции. Это я, мол, а не кто-то способен переводить из подсознательного в сознательное. В слова, то бишь. У меня, правда, нет авторитета. Зато огромная практика. Взаимосогласовавшая тысячи, наверно, разборов художественных произведений.

    Ну, это я перегнул. Против себя. Нарочно. Что разогреться перед стартом. Не ндрав мною руководит. А как бы угол расхождения тех двух ценностей. Результирующая, мол, ценность √ это как бы середина между двумя направлениями. А подтверждением правоты √ огромная практика взаимосогласования и прочих, второстепенных, впрочем, данных.

    Итак, что ж я хочу нынче растолковать?

    Песню Визбора ⌠Ходики■ (1977). Я её до сих пор никогда не слышал (слушать тут, например). Впечатления она на меня, когда услышал, не произвела. √ Давай, ТЕОРИЯ, выручай!

    Но сначала √ что удивило: слово ⌠синева■.

     

    Когда в мой дом любимая вошла,

    В нем книги лишь в углу лежали валом.

    Любимая сказала: "Это мало.

    Нам нужен дом". Любовь у нас была.

    И мы пошли со старым рюкзаком,

    Чтоб совершить покупки коренные.

    И мы купили ходики стенные,

    И чайник мы купили со свистком.

    Потом пришли иные рубежи,

    Мы обрастали разными вещами,

    Которые украсить обещали

    И без того украшенную жизнь.

    Снега летели, письмами шурша,

    Ложились письма на мои палатки,

    Что дома, слава Богу, все в порядке,

    Лишь ходики немножечко спешат.

    С любимой мы прожили сотню лет,

    Да что я говорю - прожили двести,

    И показалось мне, что в новом месте

    Горит поярче предвечерний свет,

    И говорятся тихие слова,

    Которые не сказывались, право,

    Поэтому, не мудрствуя лукаво,

    Пора спешить туда, где синева.

    С тех пор я много берегов сменил.

    В своей стране и в отдаленных странах

    Я вспоминал с навязчивостью странной,

    Как часто эти ходики чинил.

    Под ними чай другой мужчина пьет,

    И те часы ни в чем не виноваты,

    Они всего единожды женаты,

    Но, как хозяин их, спешат вперед.

    Ах, лучше нет огня, который не потухнет,

    И лучше дома нет, чем собственный твой дом,

    Где ходики стучат старательно на кухне,

    Где милая моя и чайник со свистком.

    28 июня 1977

    Памир

    Там же речь шла о том, ⌠что в новом месте / Горит поярче предвечерний свет■. А с предвечерним как-то не вяжется синева. С предвечерним светом ассоциируется краски тёплые: жёлтая, оранжевая, розовая. А синяя √ она с утром┘

    Зато синяя птица счастья┘

    С новым местом связывается счастье. Такая вот┘ очень солидная ценность.

    И тогда сколько-то противоположная ценность √ Польза. А с нею связывается быт, ⌠"Это мало "■, произнесённое о множестве книг, единственном, что есть в доме лирического героя. С Пользой ассоциируются ⌠покупки■, ⌠ходики■, ⌠чайник со свистком■, ⌠вещами■.

    Ценностное столкновение налицо: он √ романтик с этикой Счастья, она √ мещанка с этикой Пользы. Романтики ⌠спешат вперед■ и счастья не достигают, как бы ⌠много берегов■ ни ⌠сменил■. А мещанка┘ Ей польза важна. Поэтому с нею ⌠другой мужчина■. И всё хорошо и уютно: ⌠чай■, ⌠ходики■.

    А песня √ грустная.

    Так если б у меня не было ТЕОРИИ нецитируемости художественного смысла, я б какими этот смысл словами расписал? Я б обратил внимание, что романтик в конце сожалеет, что он не мещанин. Я б вспомнил, что финал √ особое место в произведении, особо значимое. И грусть песни я б отнёс к грусти романтика о романтической недостижимости счастья, возможного лишь в качестве счастья мещанского.

    Но.

    У меня ж ТЕОРИЯ.

    Раз слова о мещанском счастье написаны в тексте ⌠в лоб■ или образно (⌠почти в лоб■), значит, эта ценность не может быть предметом озарения о том, что выражает собою та смута, которая вас, слушателя, всё-таки охватывает. А что может быть предметом озарения (не фигурирующим в тексте)? √ Третья ценность! Не романтическая и не мещанская.

    Какая?

    Этика Долга!

    Она согласуется и с тем, что левые шестидесятники, хотевшие было вылечить социализм от скатывания в капитализм (вылечить от тяги к вещам, к комфорту) были, - так уж провалились гуманитарии в так называемом социалистическом государстве, - лишены названия для художественного стиля это лечение выражавшее. Применялось название ⌠романтизм■. Которое в корне неверно. Ибо романтизм, если одним словом √ это эгоизм, если нравственно, и √ это солипсизм, если философски. Это индивидуалистический идеостиль. Тогда как у левых шестидесятников, бардов, идеостиль был, наоборот, коллективистский. Я б предложил назвать ⌠монтизм■. От слова ⌠Лермонтов■. Ибо идеостили повторяются в веках, и Лермонтов имел такого типа идеал, что и левые шестидесятники.

    Кем и был Визбор. Не сломленный даже и в 1977 году. И в ⌠Ходиках■.

    Да, грустный, что всё более недостижим что-то становится его идеал.

    Вот мелодия √ она ⌠почти в лоб■ выражает это. А вся песня┘ Она это делает сложно: сочувствия, противочувствия, возвышение чувств (катарсис) и, наконец, последействие искусства √ озарение, что собою словесно представлял катарсис.

    Не зря Визбора так чтят. Не за такую, правда, сложность. Такое понимание художественности не принято как осознанное. Но оно испокон веков принято подсознательно. Потому и не бывает ошибок славы в веках.

    Я вспоминаю рассказ моей жены, как она пронзительно была впечатлена словами в моём письме √ я тогда только женихался √ об этиках долга и счастья. Она, говорила, не выдержала и кому-то на работе это прочла, и получила совет этого парня не упускать. А я понимаю, почему она была пронзена. Она ж сама была стихийной левой шестидесятницей, туристской очень трудных маршрутов, выступала на слётах КСП, где большинство тогда было не с прокапиталистическим Галичем, а с тогда прокоммунистическим Окуджавой (певшем о комиссарах в пыльных шлемах). Но они для характеристики себя применяли слова ⌠романтизм■, ⌠романтик■. Даже турклуб, воспитавший её такою, назывался ⌠Романтик■. И вдруг √ я с этим различением этик┘ √ Что ей было до мещанского совета не упускать такого умного парня┘ Она родную душу пронзительно почувствовала. Я оказывался √ свой! Родной!..

    12 мая 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
315227  2014-05-12 16:25:09
Л.Лисинкер
- //С.Воложину // Так это же Вы про себя:

--

" ... Что ей было до мещанского совета не упускать такого умного парня Она родную душу пронзительно почувствовала. Я оказывался свой! Родной!... "

--

Это же - факты Вашей биографии. Причём здесь Ю.Визбор ? И его "Ходики", которые спешат, копируя своего хозяина. А теперь вообразите, что бы в Ваш адрес сказали бы читатели рус_переплёта, если бы в адрес А.Пушкина вы бы сказали:

А ведь А.Пушкин был, строго говоря, - блудлив ...

Так что, мой вам совет: подправьте название сих заметок про Ю.Визбора. Уверяю вас, не наше дело давать моральные оценки - К Л А С С И К_ам.

315228  2014-05-12 16:39:18
Воложин
- Лисинкеру.

Ну да. Про себя. Жаль, машинка эта, переводящая в аштээмэль-код, не даёт пробельную строку между тем, что про Визбора и тем, что про меня. Но как вы сами не поняли, что после того, как я разделался с Визбором, я принялся за себя?

Впрочем При желании можно уметь не видеть в упор.

О. Я написал ответ, не дочитав. У вас там, оказывается, и про Пушкина.

Ну. Так я ли не прав? Вы ж сумели не увидеть вопросительного знака в названии!

Я боюсь, что не вам мне советовать, как писать, при таком

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100