TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем более что и дата её создания подходящая:

    ⌠Альбом ⌠Отрываясь■, на котором и находится песня ⌠Однажды мир прогнётся под нас■, ⌠машинисты■ записали в 1997 году■ (http://www.liveinternet.ru/users/4545158/post267356201/).

    ОДНАЖДЫ МИР ПРОГНЁТСЯ ПОД НАС.

     

    Вот море молодых колышут супербасы,

    Мне триста лет, я выполз из тьмы.

    Они торчат под рейв и чем-то пудрят носы -

    Они не такие, как мы.

    И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь,

    Я видел эту жизнь без прикрас.

    Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

    Пусть лучше он прогнется под нас.

    Однажды он прогнется под нас.

    Один мой друг - он стоил двух. Он ждать не привык.

    Был каждый день последним из дней.

    Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -

    Мир оказался прочней.

    Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,

    Ты брал свои вершины не раз.

    Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

    Пусть лучше он прогнется под нас.

    Однажды он прогнется под нас.

    Другой держался русла и теченье ловил

    Подальше от крутых берегов.

    Он был, как все и плыл, как все, и вот он приплыл -

    Ни дома, ни друзей, ни врагов.

    И жизнь его похожа на фруктовый кефир,

    Видал я и такое не раз.

    Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

    Пусть лучше он прогнется под нас.

    Однажды он прогнется под нас.

    Пусть старая джинса давно затёрта до дыр,

    Пускай хрипит раздолбанный бас.

    Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

    Пусть лучше он прогнется под нас.

    Однажды он прогнется под нас.

    ⌠Рейв (англ. Rave ≈ бред, бессвязная речь, весёлое сборище, вечеринка) ≈ массовая дискотека с выступлением диджеев и исполнителей электронной музыки■ (ru.wikipedia.org).

    ⌠Superbus ≈ французская поп-панк-группа, образованная в конце 1990-х гг.■ (Википедия).

    ⌠Superbus: 1) высокомерный, надменный (insolens et s. C; superba fastidia pati V); горделивый, чванный, важный (gallus M); гордый, чванящийся (aliqua re H, QC);

    2) беспощадный, грозный (bellum V);

    3) неумолимый, строгий (oculi O; jura L);

    4) щепетильный, разборчивый, своенравный, взыскательный (dens H; aures, quarum est judicium superbissimum C);

    5) гордый, благородный, славный (populus V; animae virtute superbae Sil);

    6) великолепный, пышный (apparatus L; triumphus H);

    7) превосходный, отличный (pira Col)■ (Большой латинско-русский словарь).

    Это те два слова, которые в песне не понятны. Всё остальное, в общем, понятно. И мне, в принципе взявшемуся открывать своим читателям совсем-совсем непонятное в искусстве, нечего тут делать. Моё амплуа √ переводить подсознательное переживание в сознательное. А тут ничего подсознательного нет.

    Но.

    Как-то так оно идёт последнее время, что мне мало попадается произведений, выражающих подсознательное. А состояние общественной смуты (Россия 23 года живёт без национальной идеи, и к хорошему это не ведёт) тяготеет к производству понятного. Вплоть до выхода в неискусство √ в публицистику и даже в хулиганство. И ведь нет общепринятого критерия, который бы ранжировал, что √ неискусство, что √ искусство второго сорта, что √ первого.

    Многим кажется, что чем больше эмоций вещь породила, тем она лучше (панкмолебен, например, в Храме Христа Спасителя). А на самом деле √ чуть не наоборот. Вон, какие эмоции вызывает зрелище, футбол, например. А ведь никакой глубины в тех эмоциях нет. В политике глубины нет, а какие эмоции от неё √ тот же возврат Крыма┘

    Я пишу вот это в дни, близкие к годовщине смерти Михаила Ульянова. И близкие к нему люди восторгаются, как от себя он сыграл в ⌠Ворошиловском стрелке■. У него такого же возраста внучка была (в кино такую же изнасиловали молодые ⌠новые русские■).

    И показывают куски этого кино. И у меня слёзы закипают. От ненависти к реставрации капитализма.

    И я вспоминаю, как нашёл, к чему в кино придраться, сторонник этой реставрации, уже американец. Ульянов-де в одной сцене смотрит прямо в объектив, тем нарушая первейшее голливудское правило. Американцу невдомёк, что то √ правило развлекаловки, когда у зрителя всё, в общем, в порядке, и ему ничего, кроме развлечения и не нужно. А у Говорухина и Ульянова сердце лопается от ненависти к реставрации капитализма, и они долгим взглядом в объектив зовут зрителя в ту же ненависть впасть. И, поскольку я тоже ненавижу капитализм, то мне и в голову не придёт ругать фильм за что-то формальное.

    И я поймал себя на том, что за формальное (отсутствие противоречий, т.е. подсознательного, то есть за второсортность его творчества) мне страсть как хочется обругать Макаревича. √ Какой позор мне! Несмотря на то, что есть всё-таки нечто, до чего не додумается широкий читатель, и я мог бы ему это открыть. А именно √ образный смысл песни, то, какой идеал она бесхитростно выражает; и как этот идеал с железной необходимостью требует от Макаревича быть, наоброт, за капитализм, за неолиберализм, которым руководствуется сейчас западный капитализм и не руководствуется Путин; и как этот же идеал побуждвет его выступать всегда против Путина и всего народа, на неолиберализм не ориентированного. И как это соответствует богатству самого Макаревича, достигшего того, что под ним прогнулся мир, когда пошло в СССР дело капитализму. И как плоско √ сочинять песню об успехе в 1997 году, через 6 лет после победы идеологии успеха сверхчеловеков. И какая это пошлость √ быть сверхчеловеком без мистического налёта, как в первом куплете, у супребасов, которых его лирическое ⌠я■ отвергло. И как это лицемерно, чтоб на флаге была ⌠старая джинса■, а счета в банках √ миллионные.

    Но, поймав себя на таких постыдных мыслях, я решил вообще не анализировать образы в этой песне. Заодно, не придётся хвалить идейного противника за удачность образов.

    19 апреля 2014 г.

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936), подумал, что и он в долгу не . . .

18.02.2014
11:52

"Огни" и "Сны России".

    Опять о Чехове. Если вспомнить (мне, а читателю надо поверить на слово), что я почти не заметил у Чехова изменений идеала, который вдохновлял его сочинять . . .

10.02.2014
17:52

Ярость Набокова в "Лолите".

    ═ ┘недостаток общих высоких идеалов. То же самое относилось, собственно, и ко многим американцам из среды творческой интеллигенции, подавленным . . .

03.02.2014
15:10

Rambler's
Top100   Rambler's Top100


Rambler's Top100