TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


30.11.2004
11:15

Ответ на Антиманифест

    Признаюсь, после первого прочтения ╚Антиманифеста╩ Николая Переяслова у меня возникло легкое недоумение: к чему сталикивать лбами знаменитых писателей - . . .

24.11.2004
11:27

"Судьба √ российский немец"

    (об одноименной книге Александра Фитца, изд. ╚Голос-Пресс╩, Москва, 2004 год)

     

    За годы жизни в Германии я прочитал около сотни воспоминаний русских немцев (в рукописях и в виде книг) об их страданиях в СССР, о том, как счастливы они, что вырвались в Германию, где впервые почувствовали себя по-настоящему свободными. По качеству произведения эти на литературу художественную не тянули никогда, публицистикой назвать было бы их трудно, а самым замечательным свойством их можно считать большое количество жизненных наблюдений и коротких историй, которые в сути своей опровергали основной постулат всех этих книг: люди разных национальностей в тяжелые моменты, сами порой едва держась от голода на ногах, подкармливали ссыльных немцев, помогали им обзаводиться домашним инвентарем и даже порой дарили нечто такое, что и через полусотню лет помнилось с благодарностью. То есть волей и неволей социальный заказ перечеркивался правдой жизни √ и тем эти книги были интересны лично мне и тем людям, кому я рекомендовал их прочитать.

     

    И вдруг √ появление на одном стеллаже на франкфуртской международной книжной ярмарке рядом с моим романом о русском немце ╚Истинная власть╩ книги, название которой вынесено в заголовок этой статьи. Поразило меня не только точное и ясно сформулированное название, но и то, что впервые на столь авторитетном форуме литературы выставлены сразу две книги на русском языке, рассказывающие о судьбе одного из самых таинственных этнических меньшинств России и современной Германии.

     

    Писатель П. Алешкин, выпустивший книгу Александра Фитца ╚Судьба √ российский немец╩ известен мне много лет, как человек высокого художественного вкуса и хороший знаток современной русской и зарубежной литературы. То есть, с самого начала стало ясно, что на стенде издательства ╚Голос-Пресс╩ (Москва) присутствует книга, которая не просто достойна внимания, но может оказаться крайне важной для более полного понимания тех людей, которые окружают меня, с которыми я живу в одном доме и на одной улице, которые много говорят о своем национальном единстве, но при этом очень недружны и совсем не походят на себя в качестве персонажей своих книг и рукописей. Помнится, именно эта ╚изюминка╩ русских немцев и заставила меня выбрать в качестве главного персонажа своего романа - русского немца, дабы вначале привезти его в Москву, а потом отправить в Израиль и в США, где человек со смешанным совестко-германским менталитетом сталкивается с абсолютным индивидуалистическим обществом потребления.

     

    ╚Может, и не стоило мне писать свой роман, если нашелся русский немец, который сам написал произведение, рассказывающее о себе и судьбе своего народа так, что это стало достойно выхода в столь престижном издательстве Москвы?╩ - подумал я.

     

    И оказался и прав, и не прав. Ибо книга мюнхенца Александра Фитца ╚Судьба √ российский немец╩ оказалась по-настоящему публицистической, наполненной огромным количеством самых различных фактов об истории своего народа, которых я, например, прочитавший по этому вопросу страниц больше, чем в собрании сочинений Льва Толстого, выслушавший тысячи исповедей, не знал. А уж рассказы о жизни русских немцев в Баварии вообще заставили меня влюбиться в творчество этого замечательного писателя и окончательно решить, что больше писать о русских немцах я не стану. Ибо человек, желающий знать об этом народе правду √ во всех ее противоречиях, показывающих русских немцев и с хорошей и с плохой стороны, - должен, в первую очередь, прочитать эту книгу, а уж потом решать: спорить с ее постулатами или соглашаться.

     

    Должен сказать, что, если мой собственный герой в ╚Истинной власти╩ только родился в немецком Поволжье, а потом целые десятилетия прожил в Казахстане, в Москве и в Германии, то персонажи А. Фитца родились на территории всего Советского Союза и Германии, оказались ссыльными и в Казахстане, и в Сибири, и на Севере, и на Дальнем Востоке, побывали и в советских, и в немецких лагерях, и на целине, и по всему миру. Столь колоссальный объем информации, собранный моим мюнхенским коллегой, не подавляет, не заставляет растерянного читателя откладывать книгу и вспоминать то, о чем было прочитано раньше. Нет, написанный рукой мастера текст органически связан, читается легко и свободно, создается впечатление, что перед тобой детективный роман, в котором самое интересное будет впереди. Но оказывается, что всякий раз за самым интересным скрывается еще более интересное, еще более увлекательное √ и так до конца книги, которую откладываешь с чувством успокоения и благодарности автору за то, что многие давние сомнения твои разрешены, а множество новых фактов легко укладывается в общий ряд твоих собственных наблюдений и размышлений.

     

    Только после того, как перевернулась последняя страница книги А. Фитца, я окончательно понял, что мой собственный герой описан правильно, что и моя книга получилась удачной и честной. И это ощущение причастности к судьбе народа-страдальца есть главный показатель моего личного отношения к книге, которая, на мой взгляд, ныне в Германии нужна всем: и приехавшим на Родину предков русским немцам, и эмигрантам других национальностей Советского Союза и, что особенно важно, немцам, родившимся в Германии, всю жизнь прожившими в окружении лишь немцев - и вдруг оказавшихся соседями с людьми, которые зовут себя немцами, а говорят на русском языке, едят казахский бешбармак, пьют водку стаканами и ругаются во всю глотку матом. А уж в России и в Казахстане, вдруг потерявших два миллиона пар профессиональных рабочих рук, два миллиона светлых голов и два миллиона душ, тем более стоит хотя бы вспомнить о тех, кто жил рядом с русскими, казахами, молдаванами, вспомнить о них добрым словом.

     

    Кто они √ русские немцы? Больше русские или больше немцы? Александр Фитц утверждает твердо: немцы, которые выехали двести лет тому назад в Россию в поисках лучшей доли и вернулись на родину предков, сохранив этническую общность с местным немецким народом √ бесспорно немцы. И не просто заявляет об этом, как герой моего романа в споре с оставшимся в Москве сыном, а убедительно, страница за страницей, доказывает этот практически самый главный постулат для каждого переселенца, ставшего гражданином Германии накануне развала СССР и после обрушившегося на страну несчастья.

     

    Повторяю: ничего подобного дотоле в мировой литературе мне не встречалось, ничего более обстоятельно и более серьезного о приехавших в Германию из СССР и СНГ ни на русском языке, ни на немецком не издавалось никогда. Сам факт подобной публикации следует признать подвигом, как автора, так и издателя. К примеру, мне √ собкору правительственных ╚Известий╩ период перестройки √ пришлось много встречаться и писать о немцах, живущих в Казахстане и Киргизии, читать массу документов, посвященных восстановлению исторической справедливости и восстановлению немецкой автономии на Волге, но такого полного и обстоятельного рассказа об этой проблеме и такого честного объяснения, затрагивающего честь и достоинство и поныне любимого в Германии М. Горбачева, как в этой книге, я не встречал. Все знали, что виновниками неразрешения этой давней проблемы являются два президента √ СССР и России, - но четко и аргументировано, используя документы и факты, никто до А. Фитца не писал. Да, нерешительность ╚дорогого Михаила Сергеевича╩, граничащая с подлостью, вынудила сотни тысяч русских немцев принять решение о выезде в Германию. Люди вдруг поняли, что они покидают страну, которая дотоле хоть и регулярно предавала их, но давала надежду на восстановление справедливости, но только с приходом Горбачева стало ясно: теперь весь советский народ, а с ними и русских немцев предадут окончательно.

     

    Мне было до жути странно читать, как точно и ясно формулирует Фитц те же самые позиции, что описаны у меня в романе через диалоги и через показ судеб отдельных людей. Будто сотни и тысячи романов, которые могут походить на мой, собраны одной рукой и переписаны кратко и ясно: немцы, приехавшие в Германию из России и других СНГ, являются людьми, перенесшими стресс, который следует признать равным стрессу, перенесенному жертвами войн. Именно так здесь следует принимать людей, которые носят в Германии название аусзидлер √ возвращенец. В России они были и остаются людьми, которые пережили море унижений и страданий, но сумели вновь встать на ноги, восстановить свой дух и свое достоинство, но и на родине предков им предстоит сделать то же самое. Но если в России они выживали и возрождались сообща, то в Германии русские немцы стали жить разобщено. Разваливаются семьи, дети покидают родителей, сестры-братья ссорятся и рвут родственные отношения не только друг с другом, но и с родителями. Фактов, подобных этим, я знаю множество. Но ни в одной книге, ни в одной из рукописи, кроме ╚Судьба √ российский немец╩, не сказано об этом.

     

    Рядом с историями судеб местных немцев в той или иной мере связавших свою судьбу с Россией во время Второй мировой войны и после нее, эти стрессы и трагедии выглядят не очень ярко и впечатляюще. Но разве от этого они перестают быть трагедиями? Конечно, интервью с гэдээровским шпионом в ФРГ привлекает внимание своей безыскусностью и удивительной достоверностью. Такое впечатление у меня было при просмотре в шестидесятые еще годы фильма ╚Мертвый сезон╩ - единственный ╚шпионский╩ фильм без джеймсбондовщины. Но как точно и ясно показана Фитцем истинная сущность стратегической разведки, тот урон, который она может принести пострадавшему государству. Герой моего романа ╚Истинная власть╩, вступивший в схватку с представителем одной из самых мощных разведок мира Моссад, явно проигрывает рядом с двумя разведчиками ГДР на территории ФРГ, которые делали свою работу не по принуждению и не за деньги, а по убеждению своему в том, что мир надо спасти от очередной войны, что социализм в ГДР более гуманен, чем ряд социальных преобразований в ФРГ, ибо в случае победы капитализма все социальные завоевания немецкого народа будут ликвидированы. Нынешние изменения законов и систем здравоохранения, социальной защиты подтвердили правоту тех, кто предстал перед судом, как изменник Родины, а потом оказался оправданным в виду недостаточности улик. После уничтожения СССР и социалистического лагеря Запад перестал играть роль общества гуманности и правопорядка. Мир, заявляют герои книги ╚Судьба √ российский немец╩, стремительно катится к очередной мировой войне.

     

    По сути, мой роман ╚Истинная власть╩ о том же. Но только после прочтения книги Фитца у меня пропали последние сомнения в своей правоте. Два человека независимо друг от друга при анализе одних и тех же фактов и событий приходят к единому мнению по всем пунктам √ это не парадокс, а свидетельство существования определенных общественных законов, на основании которых делается строго научный вывод. И не беда, что один автор для иллюстрации использует сюжет детективный, а другой - публицистический. Мысль эта в достаточной степени не оригинальна, широко обсуждается досужими языками, известна ученым международных аналитических центров по анализам агрессий последней супердержавы мира США в 20 и 21 веках, отражена в книгах русского ученого С. Кара-Мурзы, изучающего советскую цивилизацию и послесоветсткий беспредел. Но никто никогда не придавал особого значения истории русских немцев, судьба которых, как убедительно показал А. Фитц, является неким подобием лакмусовой бумажки, меняющей цвет в зависимости от степени кислотности или щелочности среды, в которую они попадают. Рассказ о посещении оставшегося в Узбекистане сына в городке под Ташкентом у Фитца совсем не походит на сцену встречи моего литературного героя с сыном в Москве, но по духу, по нравственной оценке сей семейной трагедии равнозначен.

     

    ╚Поздним вечером я улетал во Франкфурт-на-Майне, - пишет он. √ Когда самолет взмыл над городом, мне почему-то стало очень грустно, ибо из Ташкента, который для меня уже никогда не будет родным, я направился в город, который вряд ли им станет╩.

     

    Почти дословно об этом думает и мой герой, да и я сам. Точно так же говорят и думают миллионы покинувших собственную Родину бывших граждан СССР, Афганистана, Нигерии, Эфиопии и остальных частей света, которые перемешались теперь по всей планете, не чувствуя себя нигде дома, тоскуя о мире, который они потеряли, не веря в будущее ни свое, ни человечества. Массовые миграции не только лишают людей насиженного угла, но и в корне меняют дух, нравственные ценности, убеждения. И почти всегда в сторону дурную. Ибо сразу же за этой главой идет глава, носящая очень точное название: ╚Двойные стандарты демократии╩, в которой с подкупающей сердце болью рассказывает А. Фитц о том, как СМИ Германии третируют русских немцев, ставших гражданами Германии, унижают их, как ╚В Германии мы стали вдруг ╚русскими╩, ибо на вопрос ╚Кто сегодня крайний?╩ писатель из Мюнхена отвечает твердо:

     

    ╚┘ Вместо турок крайними стали российские немцы. Не ругают и не вешают на них, как говорится, всех собак только ленивые┘ Они┘ повинны во многом. В том, например, что подскочили цены на жилье, что не хватает мест в детских садах, повысилась стоимость продуктов питания, снизилась планка среднего уровня жизни, опустели социальная и пенсионная кассы. Ну, а про ужасающую криминогенность переселенцев и говорить не хочется┘╩

     

    Впрочем, кроме подобной ╚черноты╩ в книге масса очень познавательных и увлекательных историй и бесед А. Фитца с людьми из числа русских немцев, ставших знаменитыми на весь мир. Чего стоит один очерк о К. Эрлихе, сказавшем на весь свет: ╚Моя партия √ мой народ╩ как раз когда партия в стране была одна √ КПСС. Или рассказ о бароне Фальц-Фейне, последнем потомке основателя всемирно известного заповедника Аскания-Нова, ставшего едва ли не самым популярным русским немцем прошлого века, будучи уже гражданином Лихтенштейна, но утверждающего всегда и везде: ╚Россия √ мое счастье╩.

     

    Но самым потрясающим для меня лично открытием было интервью, взятое А. Фитцем у бывшего советского диссидента, профессора Александра Зиновьева, пробывшего в изгнании в Германии двадцать один год и осенью 2000 года вернувшегося в Россию. В нем великий ученый и прекрасный писатель заявил то, о чем следовало бы знать сейчас каждому. На вопрос есть ли у России друзья, он ответил:

     

    ╚По-моему, нет. Россия повела себя таким образом, что растеряла всех своих друзей. Собственно и Советский Союз рухнул в результате предательства┘ Ведь, по существу, - продолжает человек, оказавшийся в первый раз за решеткой НКВД еще в 1939 году, - из СССР меня выкинули не сталинисты, с которыми я боролся, а либералы, которые потом вместе с Горбачевым пришли к власти┘ Совершив мировое предательство, эта банда либералов опозорила русский народ и Россию на всю будущую историю. Потому нечего удивляться той изоляции, в которой сегодня пребывает русский народ╩.

     

    Как точно! Как верно! И герои ╚Истинной власти╩ говорят именно этими словами. Именно потому я не использую в этой статье ни одного имени из персонажей своего романа и стараюсь обойтись без конкретики в оценке труда А. Фитца, что считаю необходимым заострить внимание на фигуре нынешнего шоумена М. Горбачева, бывшего когда-то повелителем половины планеты, а, по сути, - марионеткой в руках криминогенных структур СССР и международной мафии. Для многих будет открытием, наверное, узнать, что живет М. С. ныне не в любимом им ╚АзеРбаржане╩ и не в Москве, как любят показывать его киношники, а в курортном германском городке Висбадене, наслаждаясь общением с красотками из модных салонов Европы. Иногда хозяева спускают его, как собаку с цепи, полаять на Евровидении. И любо-дорого бывает слушать: ╚Мы тут с лауреатами Нобелевской премии посоветовались┘╩ Кто именно снизошел до общения с прохвостом, М. С. никогда не говорит, как не говорил и когда ежечасно торчал в телеящиках советских граждан и заявлял: ╚Мы тут с товарищами посоветовались┘╩

     

    О том, кто эти ╚товарищи Горбачева╩, я и написал свой роман ╚Истинная власть╩. А благодаря А. Фитцу узнал еще об одном великом бывшем гражданине бывшей страны, проработавшем двадцать лет на радиостанции ╚Свобода╩, а сейчас почему-то гражданине США Викторе Федосееве. На вопрос какое из всех существующих прав человека важнейшее, он ответил с виду банальность, но как раз ту банальность, которую нынче забыли едва ли не во всем мире:

     

    ╚Право на жизнь, разумеется. Если человек не жив, то о каких его правах можно говорить √ не о праве же участвовать в выборах или искать убежище╩.

     

    Вот именно это изречение и является лейтмотивом всей книги А. Фитца, да и моей тоже.

     

    ╚Наисуровейшая болезнь нашей эпохи √ неравенство, вытекающее из идеологических посылов, - продолжает Федосеев, - политической и религиозной нетерпимости, этнической и расовой дискриминации. Неравенство, порождающее граждан второго сорта, - (примечание: автор этой статьи по немецким законам имеет параграф 7, то есть является гражданином седьмого сорта, а есть еще и восьмой в демократической Германии), - или, что хуже всего, неграждан┘ Представьте себе эшафот с тремя ступенями: первая √ патриотизм, вторая √ национализм, третья √ расизм, а дальше √ виселица, гильотина, расстрел, лагерь┘╩

     

    Комментариев, как говорится, не требуется. Ибо, что тут комментировать? Все народы мира прошли по этой пирамиде вверх, отцы и русских, и немцев, и русских немцев, и камбоджийцев. Американцам вон только не довелось √ и они из сил выбиваются, чтобы догнать и перегнать в перенесении несчастий другие народы. Кто образумит молодую, заплывшую жиром нацию? Каким способом?

    Нет ответа┘

     

    Валерий КУКЛИН,

    Берлин, Германия

     

     

     

24.11.2004
11:19

Впечатления о международной книжной ярмарке во Франкфурте в 2004 году

    Скажите, вы часто бываете на международных книжных ярмарках в Москве? Я лично не был ни разу. Но знаю о ней, кажется, все и знал всегда. Ибо ход ее описывается в . . .

03.11.2004
18:29

Роман о Золушке в штанах

    (о романе Н. Наседкина, .Алкаш., изд. АСТ, 2000 год, Москва ) Люблю талантливых людей. Иному из них такое прощаю, за что другому и морду бы набил, и на дуэль вызвал. Ибо . . .

28.09.2004
11:01

БЕСПЛАТЫНЙ СЫР БЫВАЕТ ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ ИЛИ ПИСАТЕЛЬ-ЭМИГРАНТ И ЕГО ГОНОРАРЫ

    ВСТУПЛЕНИЕ На днях случилось мне получить приглашение на "круглый стол" телестудии RTVI в Берлине, посвященный проблемам выживания современных русских писателей в . . .

12.08.2004
12:32

О ЛОЖКЕ ДЁГТЯ, КОТОРАЯ СЛАЩЕ МЁДА

    В жизни каждого читателя случаются открытия. Если он √ читатель, конечно, а не глазожвачное, потребляющее макулатуру, как корова белье с веревки. Читаешь знакомых . . .

27.07.2004
17:59

Ряд мыслей, возникших у гражданина Германии при прочтении произведений сибирского писателя

    Роман Василия Дворцова ╚Аз буки ведал┘╩, опубликованный в журнале ╚Москва╩ (номер 1 и номер 2 за 2003 год) я прочитал залпом, зная уже, что за эту книгу молодой . . .

23.06.2004
12:35

Ответ Дворцову

    Большое спасибо за искренность и как за хвалу, так и за хулу по поводу первой книги ⌠Измена■ моего романа ⌠Великая смута■. Выход статьи в таком виде мне был . . .

01.06.2004
12:02

ВИОРЕЛЬ ЛОМОВ И ГЕРОИ ЕГО РОМАНА

    ╚Сердце бройлера╩ √ роман необычный. При чтении этой книги возникают невольные ассоциации с романом ╚Сто лет одиночества╩ Г. Маркеса, хотя перед нами лежит . . .

13.05.2004
10:56

Кое-что о толерантности

    Народ не виноват, что его вожди, как правило, - мерзавцы. Фраза √ услышанная мною от профессора К. в больнице, где мы с ним беседовали о сущности современной . . .

28.04.2004
22:55

О ПИСАТЕЛЯХ ИЗ ПРОВИНЦИИ

    Заявленное в предыдущей статье требует обязательного объяснения, как это ни странно, в том, что кажется на первый взгляд яснее ясного. Речь идет о том понятии, . . .

20.04.2004
12:06

Запев

    Название рубрики √ это не метафора. Мне просто показалось важным проговорить с читателем о наболевшем не только у меня, но и у тех, с кем общаюсь виртуально через . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100