В преддверии нового года своими мыслями о перспективах развития IT-отрасли в нашей стране делится Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в России и других странах СНГ.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПК N1 В EВРОПЕ
В этом году Россия стала крупнейшим рынком компьютеров для потребителей стран Европы, Ближнего Востока и Африки. По его размерам наша страна обошла традиционного лидера региона - Германию. Я уверен, что мы сохраним здесь лидирующие позиции по объемам продаж потребительских ПК и в обозримом будущем. Очевидно, подобная тенденция связана с увеличением численности среднего класса в России. К тому же рост ВВП в нашей стране в 2011 г. составил примерно 4%, и если он продолжится с той же скоростью, то в 2012 г. численность представителей среднего класса тоже возрастет. Конечно, ситуация в мировой экономике весьма напряженная. Ее состояние в России зависит от цены на нефть, а та, в свою очередь, - от мировой экономики. Тем не менее, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Мы выводим на рынок в 2012 году новые продукты и знаем, что на них найдется устойчивый спрос при любом состоянии экономики.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПО РАЗМЕРУ IT-РЫНОК В МИРЕ
Один из важных аспектов, которые касаются нашей страны, заключается в том, что Россия в ближайшие год или два превратится в четвертый в мире рынок для Intel в глобальном масштабе. Конечно, скорость его роста будет зависеть от мировых тенденций, а также динамики ВВП. Но если темпы сохранятся такими же, как теперь, то это должно произойти в 2013 или 2014 годах. Самым крупным глобальным рынком останется китайский, вторым по объему - американский, третьим - бразильский, а Россия определенно станет четвертым.
ТРЕТИЙ МИРОВОЙ РЫНОК СЕРВЕРОВ
Очень важно, что наша страна уже сегодня является третьим по величине в мире рынком серверов и центров обработки данных (ЦОД) провайдеров интернет-услуг, уступая только США и Китаю. Это действительно радует, так как бизнес ЦОД и серверов является высокоприбыльным. В 2011 году Intel смогла достичь здесь 30-процентного роста.
На этом рынке сегодня представлены различные аппаратные решения для ЦОД на основе процессоров Intel Xeon , которые, по сути, питают <экономику интернета>. Наши крупнейшие клиенты известны всем: это Google и Amazon. Среди них представлены крупнейшие интернет-провайдеры и <облачные> сервисы России.
ИНТЕРНЕТ ПИТАЕТ БИЗНЕС
Рост экономики в нашей стране связан, прежде всего, с тем, что в России живут высокообразованные люди, и доходы российских семей за последние несколько лет существенно выросли. Это влечет за собой рост возможностей и потребностей. Потребители IT-услуг в России, в частности, массово переходят на широкополосное подключение к Интернету. Что же касается моделей использования вычислительных устройств, то в этой области происходит то же самое, что и в мире: оно диктуется растущей популярностью социальных сетей, обмена видеоконтентом. Было проведено несколько исследований, показавших, что по количеству часов, ежемесячно проводимых в социальных сетях, российские пользователи занимают лидирующие позиции в мире.
Ключевыми провайдерами услуг доступа к социальным сетям в нашей стране являются именно российские компании. Не следует также забывать, что главная поисковая система России - тоже российская компания, <Яндекс>. В мире на лидирующих позициях остается Google, аппаратную основу которого приобретают на глобальном уровне. А российские поисковые системы, в том числе, <Яндекс>, закупают оборудование в России. <Яндекс> - один из крупнейших покупатель серверов на основе Intel в Европе.
Лидирующим провайдером социальных сетей в России является <ВКонтакте>: по разным оценкам это примерно 65-75% подобного бизнеса в России по сравнению с 10-20% Facebook.
Из крупных владельцев ЦОД нужно отметить и Mail.ru* - главного национального провайдера услуг бесплатной электронной почты и других <облачных> сервисов в России. И <Яндекс>* и Mail.ru* являются крупнейшими европейскими интернет-компаниями по капитализации.
В нашей стране сегодня проживает примерно 145 млн. человек. Но не следует забывать и о соседях - бывших советских республиках, ныне независимых государствах, таких как, например, Украина и Казахстан. Более 90% населения этих стран свободно говорит на русском языке, что представляет собой популяцию почти такой же численности, как и в самой России, и эти люди частично стали клиентской базой упомянутых компаний-провайдеров социальных сетей. Добавим еще несколько миллионов русскоязычных пользователей, рассеянных по всему миру, и в итоге получим почти 300 млн. - весьма внушительное число.
ОТЛИЧИЯ РОССИИ
Рост экономики характерен для рынков всех стран БРИК. Но тенденции, которые отмечаются в Китае и Индии, не такие, как в России. Главное отличие - в уровне образования и доходов населения. По численности граждан с высшим образованием и учеными степенями на 1000 чел. Россия опережает Индию, Китай и Бразилию. Конечно, по абсолютному количеству образованных людей наша страна отстает, так как здесь проживает лишь 145 млн. человек по сравнению с примерно 190 млн. в Бразилии, 1,3 млрд. в Китае и чуть менее 1 млрд. в Индии, но в относительных показателях мы впереди. То же касается доли национального богатства и ВВП на душу населения. Все это объясняет рост интереса россиян к высокотехнологичным товарам - компьютерам и смартфонам, - причем, в массе своей российские потребители могут позволить себе приобрести и одно, и другое. По показателю проникновения смартфонов в пересчете на 1000 человек Россия впереди других стран БРИК. Скажем, в Индии большинство граждан по-прежнему не могут купить компьютер, а в России это доступно почти каждой семье.
ПРОДАЖИ КОМПЬЮТЕРОВ
В России в этом году по оценкам разных аналитиков продажи ПК составят около 13 млн. штук (около 70% будет продано конечным потребителям). Из них 9 млн. - портативные компьютеры (ультрабуки, ноутбуки и нетбуки), 4 млн. - настольные, более 90% которых собрано в России местными сборщиками. Если при выборе ноутбука потребитель предпочитает иноземные бренды, то при покупке настольного ПК - стремится получить максимальную отдачу за вложенные деньги.
В России были проведены исследования розничного рынка, и их результаты оказались интересными: когда российский потребитель приходит в магазин купить компьютер, он тратит на $100 меньше, чем собирался. Он уходит из магазина, сохранив эквивалент сотни долларов, чтобы потратить ее в другом месте. Компьютерная индустрия должна направить усилия на то, чтобы дать потребителю более продвинутый товар с лучшими возможностями. Это важно и для потребителей (сделает их жизнь лучше), и для компьютерной индустрии (чтобы продолжать инвестировать в инновации). Для меня, для всей нашей команды в России и других странах СНГ это станет важной задачей в будущем году.