До сих пор поиск внеземной жизни был сосредоточен на планетах, находящихся на определенном расстоянии от звезды, где на поверхности возможно существование жидкой воды. Но в пределах нашей Солнечной системы большая часть жидкой воды, по-видимому, находится за пределами этой зоны. Спутники вокруг холодных газовых гигантов нагреваются выше точки плавления льда приливными силами. Поэтому область поиска в других планетных системах увеличивается, если мы также будем рассматривать и луны. Исследователи из нидерландского Института космических исследований (SRON) и Университета Гронингена (RUG) нашли формулу для расчета наличия и глубины подповерхностных океанов в этих «экзолунах».
В поисках внеземной жизни мы до сих пор в основном рассматривали земные планеты, находящиеся на определенном расстоянии от их родительской звезды, где температура находится между температурой замерзания и температурой кипения воды. Но если мы возьмем в качестве примера нашу собственную Солнечную систему, то луны выглядят более перспективными, чем планеты. Энцелад, Европа и около шести других спутников Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна могут иметь подповерхностный океан. Все они живут далеко за пределами традиционной обитаемой зоны - их поверхность сильно замерзшая, но приливное взаимодействие с их планетой-хозяином нагревает их внутреннюю область.
Когда луны добавляются в уравнение по поиску жизни, охотники за экзопланетами, такие как будущий телескоп PLATO, над которым также работает SRON, получают дополнительные «охотничьи угодья» в поисках жизни. Когда астрономы находят так называемые экзолуны, главный вопрос заключается в том, возможна ли там жидкая вода. Исследователи из SRON и RUG в настоящее время вывели формулу, сообщающую нам, существует ли подземный океан и насколько он глубок.
«Согласно наиболее распространенному определению, наша Солнечная система имеет две планеты с пригодной для жизни поверхностью: Землю и Марс», - говорит ведущий автор исследования Йеспер Тьоа. «По сходному определению, существует около восьми лун с потенциально обитаемыми условиями под их поверхностью. Если вы распространите это на другие планетные системы, то там может быть в четыре раза больше обитаемых экзолун, чем экзопланет.
«Имея это в виду, Тьоа и другие исследователи вывели формулу, которая обеспечивает нижний предел глубины океана. К числу таких факторов относятся диаметр луны, расстояние до планеты, толщина гравийного слоя на поверхности и теплопроводность льда или слоя почвы под ним. Первые два измеримы, а два других должны быть оценены на основе нашей Солнечной системы.
Хотя подземную жизнь найти сложнее, чем жизнь на поверхности, намек на нее можно будет получить уже в ближайшем будущем. «Астрономы изучают звездный свет, проходящий через атмосферу экзопланет. Они могут, например, идентифицировать кислород. Когда они направят будущие телескопы на экзолуны, они смогут увидеть гейзеры, как на Энцеладе, берущие начало из подповерхностного океана. В принципе, так тоже можно было бы распознать признаки жизни.»