Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Биология и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

TERRA & Comp
С 07 августа 2003 года обозрение ведет Александр Семенов
До 10.07.2002 вел Кирилл Крылов

НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology


"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

04.12.2007
13:33

Полпланеты мобилизовано

    Сотовой связью во всем мире пользуются 3,3 миллиарда абонентов, при том, что население Земли, по последним подсчетам, насчитывает около 6,6 миллиарда человек. Такие . . .

04.12.2007
12:28

Компания Cisco использует свои собственные инновации

    Кому из читателей не приходилось проклинать все на свете из-за невозможности дозвониться до нужного человека в нужный момент? Все через это проходили. Но времена . . .

03.12.2007
14:42

Google сделает людей в Street View неузнаваемыми

    Компания Google объявила о своем решении внести изменения в опцию Street View своих карт, когда она станет доступна в Европе. Интернет-гигант собирается просмотреть все . . .

30.11.2007
12:30

Объем российского ИТ-рынка к 2010 г. увеличится в 3 раза

    Объем российского ИТ-рынка к 2010 г., по прогнозу, увеличится в 3 раза - до $39 млрд. Об этом в Москве на первом Всероссийском форуме инноваторов заявил заместитель . . .

30.11.2007
12:16

Сайт Cisco - в десятке лучших в мире

    В последнем отчете siteIQ о лучших Web-сайтах (Website Best Practices Report) сайт Cisco.com особо отмечен за использование таких технологий Web 2.0, как встроенное видео, форумы заказчиков . . .

30.11.2007
12:11

ВЦИОМ нашел компьютер в каждой третьей российской семье

    Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), персональные компьютеры появились в каждой третьей российской семье . . .

30.11.2007
11:43

Сетевые Академии Cisco: превосходя ожидания

    С тех пор, как в октябре 1997 года в США открылась первая Сетевая академия Cisco, в 168 странах, включая Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизию, . . .

29.11.2007
16:58

Google занялся энергетикой

    Компания Google намерена создать источник дешевой возобновляемой электроэнергии. На реализацию этого проекта компания потратит десятки миллионов долларов . . .

29.11.2007
14:41

Ножной привод для мобильного компьютера

    Глобальный характер современных проблем экологии заставляет включать вопрос о рациональном использовании природных ресурсов в политические и промышленные . . .

29.11.2007
13:45

Как умнеют стадионы

    Владельцы многоцелевого стадиона Amsterdam ArenA, на котором проводит домашние матчи знаменитый футбольный клуб <Аякс>, обратились к компании Cisco с просьбой . . .

29.11.2007
10:51

Программа "Обучение для будущего" Intel в России в 2008 году

    Корпорация Intel объявила о расширении программы Intel <Обучение для будущего> в 2008 году в России за счет внедрения новых форм взаимодействия со школьными . . .

28.11.2007
12:31

Город в Техасе продан за три миллиона долларов

    Город Альберт в американском штате Техас продан в пятницу вечером на интернет-аукционе eBay. В Альберте всего один дом, в котором проживают два человека, однако есть . . .

28.11.2007
11:56

Ученые предсказывают исчезновение всей материи

    Профессор Лоуренс Краус и его коллега, Джеймс Дент, считают, что изучение исследователями тёмной энергии напрямую влияет на срок жизни Вселенной, сообщает Arstechnica . . .

28.11.2007
11:04

Сокровища Третьяковки под защитой ИТ

    Компания <Аквариус>, российский разработчик и производитель компьютерной техники, выступила спонсором проекта по внедрению автоматизированной музейной системы . . .

27.11.2007
17:03

Создан новый источник Т-лучей

    Физики создали сравнительно мощный источник электромагнитных волн терагерцевого диапазона. Т-волны потенциально могут эффективно применяться в медицине для . . .

27.11.2007
12:16

Управляемость и виртуализация - основа новой инфраструктуры для бизнеса

    Компании Intel и НР продемонстрировали новейшие технологии для бизнес-пользователей в рамках конференции <Платформа 2008> - главного ежегодного технического . . .

27.11.2007
12:02

Киберспорт при поддержке Intel набирает силу

    Свыше 50 тыс. зрителей собрали захватывающие виртуальные состязания по дисциплине CounterStrike в рамках серии выставочных матчей и турниров Intel Challenge Cup ("Кубок вызова . . .

27.11.2007
11:36

Автомобиль с мощностью ... интеллекта в 40 вычислительных ядер?!

    Согласитесь - сегодня основным показателем возможностей любого автомобиля, равно как и предметом гордости его владельца, выступает параметр скрытой под капотом мощности, эквивалентный определенному количеству лошадиных сил. Но близок день, когда наравне с ним автопромышленные концерны в документации будут указывать характеристику... интеллектуальной <мощности> автомашины, выражаемую в количестве вычислительных ядер управляющего транспортным средством бортового компьютера...

    11 суперсовременных автомобилей мчатся по улицам небольшого калифорнийского городка - каждый из них обязан быстрее всех и при том корректно завершить <миссию>, посетив в определенном порядке указанные на цифровой карте города точки. При этом каждый автомобиль должен соблюдать все правила дорожного движения и оценивать поведение других перемещающихся по городу объектов, руководствуясь лишь собственным алгоритмом принятия решений - ибо он сам управляет собой. Окажись свидетелем происходящего какой-либо непосвященный случайный прохожий, его удивлению не было бы предела. Ни водителя внутри, ни системы дистанционного управления, установленной снаружи, - нет ничего, что связывало бы автомобиль со специалистами, наблюдающими за феерической гонкой интеллектуальных машин-роботов. Только бесстрастные сенсоры лазерных датчиков мерно вращаются и пересылают гигабайты информации для мгновенного анализа на серверы с самыми быстродействующими процессорами в мире, которые <отдают> приказы системе управления автомобилем. И только строгое жюри внимательно следит за тем, чтобы ни одно положение из свода дорожных правил штата Калифорния не было нарушено - иначе автомобиль-робот наказывается штрафными очками...

    Именно так проходили очередные ежегодные гонки <самобеглых> автомашин, организованные Управлением перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), уже несколько лет активно изучающим возможность перемещения автомашин без водителей и спонсирующим гонки автомобилей-роботов, которые проводятся в максимально сложных условиях. В прошлый раз в качестве испытательного полигона была выбрана безжизненная пустыня Мохаве (штат Невада) - пять абсолютно автономных автомобилей, управляемых только компьютерами и сенсорами, добрались до финиша, при этом первые три места в испытании самых совершенных из созданных человеческим гением технологий заняли внедорожники-роботы, которых через труднопроходимую местность к победе вели компьютеры на базе процессоров Intel Pentium M и Intel Itanium 2. В этот раз организаторы решили еще больше усложнить обстановку и развернуть полигон в... городе!

    Разумеется, никто не хотел подвергать рискованным испытаниям какой-либо густонаселенный американский мегаполис. Городские условия были воссозданы на заброшенной базе ВВС США George A.F.B. близ калифорнийского города Викторвилля: дома, перекрестки, светофоры, <зебры> пешеходных переходов, уличные трассы со всей сопутствующей разметкой и даже знаменитый американский <трафик> - около 300 профессиональных экипажей на автомобилях Ford Taurus имитировали городскую автомобильную сутолоку, которая нередко является предпосылкой к возникновению непростых дорожных ситуаций...

    Для участия в таких весьма специфических гонках, получивших название DARPA Urban Challenge Race (гонки в городских условиях под эгидой DARPA), были заявлены 35 машин-роботов. Команда Стэнфордского университета, спонсорскую поддержку которой оказала корпорация Intel, специально разработала новый проект под названием Junior. Робот Junior - это автофургон Volkswagen Passat модели 2006 года, в котором рулевое управление, система подачи топлива и тормозная система особым образом модернизированы специалистами лаборатории Volkswagen of America Electronics Research Lab (Пало-Альто, шт. Калифорния). Инженеры этой лаборатории также разработали специальные крепления для множества сложных датчиков.

    Создавая Junior, его разработчики изначально заложили в проект гораздо большую гибкость и функциональность, чем у его <пустынных> предшественников, ведь новая гоночная среда предъявляла к участникам состязаний гораздо более серьезные требования. Им пришлось отслеживать перемещения других автомобилей и не только соблюдать рутинные правила дорожного движения, но и учитывать право преимущественного проезда, анализировать последовательость разъезда на перекрестке, производить парковку, а также в режиме реального времени разбираться в других сложных дорожных ситуациях. Управление автомобилем - это сложный комплексный процесс, и если удастся научить компьютер осуществлять его, то это будет колоссальный прорыв в области исследования и разработки искусственного интеллекта.

    Важным отличием автомобиля Junior от его предшественников явилась возможность распознавания объектов, расположенных вокруг автомобиля и даже перемещающихся с высокой скоростью. Для сравнения - предыдущий робот-автомобиль Стэнфордского университета мог распознавать только неподвижные объекты, при этом расположенные только по ходу его движения. Junior укоплектован гораздо более сложными датчиками, среди которых, например, лазерная матрица для дальнометрии с круговым обзором. Прибор позволяет практически в режиме реального времени создавать трехмерную картину окружающей обстановки: кадры трехмерной визуализации из кинофильма <Терминатор 2: восстание машин> - ничто по сравнению со сложным восприятием окружающего мира, реализованным на борту Junior.

    Оснащение робота предусматривает также шесть видеокамер, которые охватывают все пространство вокруг автомобиля, лазеры на бамперах, радар, приемники GPS, а также бортовое навигационное оборудование для сбора информации о местоположении автомобиля и характере поведения окружающих объектов. Сердцем данного сложнейшего навигационно-вычислительного комплекса явлются 2 компьютера в стоечном исполнении, смонтированных в багажнике, - каждый располагает одним четырехъядерным процессором Intel Core 2 Quad Q6600 с тактовой частотой 2,4 ГГц и платой Intel D975XBX2 с 2 ГБ оперативной памяти. Один из компьютеров отвечал за обработку информации, поступавшей от датчиков, тогда как второй <занимался> котролем системы управления и планированием действий машины-робота. Передача данных от датчиков для обработки на компьютерах осуществлялась с помощью технологии Gigabit Ethernet. Для хранения данных использовались устройства флэш-памяти. Благодаря такой <начинке>*, выбранной в силу эффективного сочетания большой вычислительной мощности и низкого энергопотребления, Junior смог обрабатывать гораздо больше информации и осуществлять это существенно быстрее, чем его предшественники; предположительно, Junior оказался примерно в четыре раза <умнее> победителя гонки DARPA Grand Challenge 2005 в пустыне Мохаве. При этом у Junior не было никаких дополнительных источников энергии для питания компьютеров, кроме аккумулятора автомобиля, тогда как все другие команды для питания своих бортовых компьютерных комплексов использовали дополнительные батареи.

    Наконец, управлялся Junior с помощью специализированного ПО, в создании которого принимали участие специалисты Stanford Artificial Intelligence Lab и разработчики корпорации Intel. Программные модули, выполняющие задачи распознавания, анализа и планирования, включают алгоритмы машинного самообучения. В результате Junior мог комплексно оценивать дорожную ситуацию, определять свое местоположение и отслеживать перемещения других участников соревнований, а также объектов, представляющих потенциальную опасность. Инженеры из Стэнфорда использовали оптимизирующие библиотеки Intel Performance Primitives (IPP) и ПО <компьютерного зрения> OpenCV для тонкой настройки ПО Junior и максимального увеличения его производительности. Особо отметим, что эти программные технологии были созданы при активном участии сотрудников научно-исследовательских центров Intel в Сарове и Нижнем Новгороде.

    Гонки DARPA Urban Challenge начались с нескольких этапов тестовых испытаний. Так, в ходе первого из них автомобили-роботы должны были сначала заехать с внешней стороны круговой дороги внутрь практически сплошного потока автомашин, управляемых водителями, а потом выбраться обратно. Следующим тестом был проезд перекрестка. Скотт Эттингер, один из сотрудников Applications Research Lab корпорации Intel, принимавший самое активное участие в проекте, отметил в своем блоге: <Ни одна из машин-роботов не выполнила тестовые задания абсолютно безошибочно. У водителей, участвовавших в испытаниях, нервы были просто стальными. Как они уворачивались от неожиданных маневров роботов! Это надо было видеть>. И все же примерно треть из заявленных команд успешно прошла все тесты.

    Наконец, 3 ноября настал самый сложный этап, участие в котором приняли 11 машин без водителей (забегая вперед, отметим, что до финиша добрались только шесть). Каждой команде был выдан флэш-накопитель с содержащимся на нем описанием <миссии>, после чего представители команд ввели цифровые инструкции в компьютеры автомобилей-роботов и запустили двигатели. Собственно, это было последнее действие, осуществленное человеком, - дальнейшее управление автомобили, которым предстояло пройти около 60 миль <городской> трассы, принимали на себя. Контрольное время для прохождения маршрута составляло шесть часов, в него удалось уложиться только пяти участникам.

    За каждым из автомобилей-роботов следовал автомобиль судейской коллегии, который фиксировал все ошибки участника. У <штабной> машины была так называемая кнопка <Полной остановки> (E-stop), с помощью которой можно было полностью прекратить движение робота, если он попадал в совсем уж опасную ситуацию. Кстати, для двух машин, неожиданно направившихся в стены зданий, ее пришлось задействовать.

    Зрители и судьи наблюдали за зрелищем с помощью командного пункта, больше напоминавшего центр управления полетами NASA. Каждый автомобиль, управляемый человеком-водителем, располагал видеокамерой, транслировавшей сигнал в командный пункт. Со специального вертолета велась постоянная видеосъемка, которая транслировалась на три гигантских проекционных экрана и комментировали которую Джейми Хайнеман и Грант Имахара, ведущие популярной в США телепередачи <Разрушители легенд> (MythBusters), выходящей на канале Discovery. Кроме того, видео-трансляция велась по Интернету. Робот Junior прошел дистанцию быстрее всех и первым пересек финишную черту, однако после учета всех ошибок в процессе прохождения трассы уступил первое место и главный приз в 2 млн долл. автомобилю-роботу по имени Boss, созданному сборной командой Университета Карнеги-Меллона и General Motors. Кстати сказать, Boss, построенный на платформе Chevrolet Tahoe, располагал 10 двухпроцессорными серверами на базе двухъядерных процессоров Intel Core 2 Duo - таким образом, робот Boss управлялся с помощью 40 вычислительных ядер. <8-ядерный> Junior в итоге оказался вторым и принес своим создателям приз в 1 млн долл. Третье место с призом в 500 тыс. долл. получили создатели автомобиля Odin из Университета Вирджинии.

    <Роботы иногда просто потрясают нас, вдохновляя миллионы людей и меняя их представление о том, что возможно сделать в этом мире, - заявил после завершения гонок Вильям Уиттекер, профессор Университета Карнеги-Меллона и руководитель соответствующей команды. - Именно такой момент мы пережили сейчас. Мир изменился, и он уже никогда не будет прежним. И это сделали автомобили-роботы>.

    И это не пафос. Гонки в Викторвилле позволили сделать еще один шаг на пути к полной автономизации движения транспорта, что, несомненно, сделает нашу жизнь более безопасной, а наши перемещения - более оптимизированными и эффективными. Компьютеры никогда не устают, они не говорят по мобильным телефонам и не едят гамбургеры за рулем, не отвлекаются для того, чтобы переключить радио-канал или поменять музыкальный диск - а ведь эти и многие другие причины только в США ежегодно уносят жизни примерно 40 тыс. человек! А сколько времени мы проводим, застыв в пробке и нервно вцепившись в <баранку>, - разве его нельзя было бы провести в большей пользой для нас самих же?! Словом, дайте волю своей фантазии, и вы поймете, какие заманчивые перспективы предрекают нам роботы из Викторвилля...

27.11.2007
11:11

Страшные последствия "нефтяного пика"

    Как сообщает сайт inopressa.ru, Ричард Хейнберг, один из ведущих в мире специалистов по нефтяным месторождениям, предостерег, что жизни миллиардов человек угрожает . . .

26.11.2007
14:42

10 лучших университетов мира по мнению британцев

    Гарвардский университет в США по-прежнему удерживает позиции лучшего учебного заведения в мире. Таковы результаты ежегодного исследования, которое уже давно . . .

<< 1991|1992|1993|1994|1995|1996|1997|1998|1999|2000 >>

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвижники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100