TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


23.02.2009
21:42

Ольга Гражданкина. "Питовская" палата.

09.02.2009
05:02

Василий Пригодич. Волшебный роман, или Романическое волшебство

    Василий Пригодич

    Волшебный роман,

    или Романическое волшебство

    Итак: Умберто Эко. Таинственное пламя царицы Лоаны. Иллюстрированный роман. Перевод с итальянского Елены Костюкович. СПб., Изд. SYMPOSIUM, 2008. 592 С. Тираж 10 000 экземпляров. Превосходно изданный, прекрасно иллюстрированный фолиант. Держишь в руках и испытываешь какую-то телесную радость (я серьезно).

    Читатель, имя Умберто Эко прямо или косвенно Тебе известно. Наверняка, Ты видел фильм Жан-Жака Анно ╚Имя Розы╩ (в главной роли √ Шон О`Коннори), поставленный в 1986 г. по мотивам одноименного романа писателя. Ну, а если Ты читал ╚Имя Розы╩ √ первый роман итальянского кудесника (1980), то Ты его помнишь и не забудешь. Эта книга до сих пор остается мировым интеллектуальным бестселлером.

    Умберто Эко √ коронованный император интеллектуальной беллетристики, медиевист, культуролог, эссеист, постмодернист и т.д.

    Как всегда несколько абзацев о писателе. Он родился в 1932 г. в Пьемонте, в городке Алессандрия. Пьемонт √ север Италии, наиболее экономически успешная область Италии, именно пьемонтцы возглавили борьбу за освобождение родины (Рисорджименто), пьемонтский (савойский) король стал правителем единой Италии. Италия √ редкая страна, где северяне и южане говорят не просто на разных диалектах, но и считают себя представителями разных наций. Это очень важно для понимания творчества Умберто Эко: он всегда пишет о ╚северянах╩ как носителях истинно итальянского духа.

    В 1954 г. он окончил Туринский университет искусств (его отец √ бухгалтер, ветеран трех войн √ мечтал о том, чтобы сын стал адвокатом; не вышло). Диссертация будущего романиста была посвящена философии Фомы Аквинского. Эко √ выдающийся гуманитарий, автор свыше десятка монографий, сборников статей, эссе, газетных колонок, лектор, которому рукоплескали лучшие университеты мира (включая и Санкт-Петербургский).

    Однако нас интересует Эко √ романист. Второй роман писателя ╚Маятник Фуко╩ (1982 г.) превосходен. Третий роман ╚Накануне╩ (1994 г.) показался мне искусно спроектированным для высоколобых интеллектуалов (точнее, для персон, причисляющих себя к таковым).

    Предпоследний роман ╚Баудолино╩ остался незаконченным. За всю свою долгую литературную карьеру писатель создал всего пять романов (это не Донцова-Бушков). Поговорим о последнем романе.

    С чего начнем? С начала! Действие происходит в 1991 г. О чем книга? Ответ прост: как любое большое произведение большой литературы, о нас с Тобой, читатель. Сюжет? Сюжет тоже чрезвычайно прост: 60-летнего миланского успешного владельца магазина книжных раритетов (не хочется называть его букинистом, в нем очень мало от ╚торговца╩) Джамбаттиста Бодони (подлинное имя знаменитого пьемонтского типографа; 1740-1813) хватил удар, как говаривали в старину (инсульт). Наступила amnesia retrograde, т.е. полная утрата памяти. Физическая память остается: человек знает, как пользоваться душем, водить ╚мотор╩ (блоковское словечко), работать на компьютере, но ничего не помнит о СЕБЕ (имя, биография, профессия, родственники и т.д.).

    Каждый год только в нашей стране так заболевают несколько сотен мужчин (с женщинами такое не происходит), кто погибает, кто выживает, к некоторым счастливцам память возвращается. Это все весьма печально.

    Наш герой Ямбо (так называют его родственники и близкие; по итальянски √ ╚Вихраст╩ √ от ╚вихрастый╩ √ персонаж детских комиксов) √ муж, отец и дед никого не узнает и никого не помнит. Умберто Эко тонко истолковывает и развивает учение о трех видах памяти. Но мы не об этом. Ямбо отправляется в родительское имение Солару, где пытается реконструировать свое детство и свою юность по сохранившимся книгам, газетам, журналам, пластинкам, школьным сочинениям и т.д.

    И это ему удается. Читаешь главу за главой, и в душе возникает некая резонансная вибрация: и со мной такое было. Принято думать, что детство-отрочество-юность √ самая лучшая пора жизни. Эко стереоскопически показывает, что это не так. Неопределенность, зависимость от родителей, учителей, любовь-ненависть к взрослым, постоянное отстаивание места в школьной иерархии и т.д. делают эту пору жизни крайне болезненной, воспаленной и напряженной. Потом мы это забываем, и слава Богу.

    Писатель отнюдь не педалирует внимание читателя на репрессивности школы (так скажем), но вызывает у него горячий внутренний отклик. Любая школа репрессивна, везде и всегда. К примеру, когда я учился, барышням нельзя было краситься, носить колечки-сережки, капроновые чулки (колготок еще не было). Современные школьницы ходят на занятия с пирсингом на пупке, а школа давит и давит, нивелирует, прессует индивидуальность и личность.

    Любой человек старше 30 лет поймет-вспомнит, что фашистская школа была практически тождественна советской. ╚Балилла╩ √ пионерская организация. ╚Впередсмотрящие╩ (╚Юные ликторы╩) √ комсомол и т.д. Назойливая трескучая и пустая пропаганда. Впрочем, итальянский муссолиниевский режим был несравненно мягче нацистского и сталинского. Дивный пример. Где-то в конце 1990-х в Ораниенбауме я сидел в скверике на проспекте Юного ленинца (ныне √ Дворцовый) и читал роман Эко ╚Маятник Фуко╩. И вдруг меня, как током, ударило: Эко в детстве жил на улице Юного фашиста. Грустно жить на свете, господа. Нам, русским, пережившим неимоверные и непомерные катаклизмы в прошлом веке, жизнь в Италии может показаться идиллической. Ничего подобного: страна пережила диктатуру Муссолини, вела кровопролитные войны (в том числе, в 1943-1945 гг., √ гражданскую).

    Книга чудовищно литературоцентрична. Она вся соткана из литературных аллюзий, можно назвать ее, в частности, сокровищницей европейской поэзии прошлого века. Образцовые примечания к роману подготовила Елена Александровна Костюкович, переводчица и комментатор предыдущих романов итальянского мастера. Читатель, без изучения комментария Ты потеряешь девяносто процентов наслаждения (как дамы говорят) от чтения романа. Жаль, что комментарии не подстрочные, не поленись, читатель, все время заглядывать в ╚конец╩ книги, не пожалеешь. Как комментатор прозы Андрея Белого, Валерия Брюсова, писем символистов и т.д. ответственно заявляю: подготовить такие примечания √ филологический подвиг.

    Кстати, мы все (взрослые) читали книги, которые упоминает-истолковывает Умберто Эко: ╚Три мушкетера╩, ╚Граф Монте-Кристо╩, ╚Сирано де Бержерак╩, ╚Приключения Тома Сойера╩, ╚Остров сокровищ╩ и т.д. Нынешние подростки о них и слыхом не слыхивали, а жаль. Это серьезнейшие ╚взрослые╩ книги, детскими они стали долгие десятилетия спустя после первого издания.

    Однако это все некие величавые декорации к величавой мистерии Умберто Эко. На самом деле √ это книга о великой юношеской любви героя к ровеснице Лиле Саба. Любви высокой, всесожигающей, небесной, бестелесной и, разумеется, безответной. Афродита Урания. Возлюбленная Ямбо уезжает в Южную Америку, где вскоре┘ Герой и слова не сказал с ╚предметом своей страсти╩, как писали беллетристы в позапрошлом веке, а вся его жизнь прошла под знаком этой осиянной звезды. Все женщины в жизни Ямбо √ проекции этой прелестницы. Лила √ редуцированная форма имени Сибилла. Совсем другая Сибилла занимает важное место в воспоминаниях Ямбо.

    Ее-то герой и пытается воскресить в душе в третьей части романа. Читатель спросит, что такое ╚Таинственное пламя царицы Лоаны╩. А не скажу. Намекну лишь на то, что этот пленительный образ сложно и прихотливо восходит к героине романа Райдера Хаггарда (при Царе-Батюшке писали: Гаггарда) (1856-1925) ╚Она╩ (1887 г.) √ Айеши. Читатель, помнишь фильм ╚Копи царя Соломона╩ √ экранизацию прославленного романа Хаггарда. Романы англичанина и сейчас издаются-переиздаются. Горячо рекомендую. Великолепная беллетристика (роман ╚Дочь Монтесумы╩ (1893 г.) √ шедевр приключенческой литературы) с тонкой мистической подоплекой (вот этого нет у Эко).

    Любовь. Любовь. О ТАКОЙ любви, читатель, Ты не читывал. Я √ отчасти начитанный человек, но здесь мне некого поставить рядом с Умберто Эко. Осип Мандельштам писал 90 лет тому назад:

    ╚Золотистого меда струя из бутылки текла
    Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
    Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
    Мы совсем не скучаем, √ и через плечо поглядела╩.

    Книга Умберто Эко напоминает медоносную струю, медленную, вязкую, тягучую, пахучую. Это не преувеличение, это констатация. Слово чести.

    Автор в добавление еще и невероятно умен. Читатель, среди первоклассных, великих, прославленных писателей полным полно дураков в самом обывательском смысле. Я не шучу. Талант и ум √ вещи разномастные и разноместные.

    Том богато иллюстрирован: обложки книг, журналов, комиксов, киноафиш и т.д. Есть и рисунки писателя. Все это не просто так: высвечиваются моментальные фотографии прошлого.

    Книга проникнута каким-то античным ужасом (как в древнегреческих трагедиях). Финал ее проникновенно печален. Герой переживает второй удар, впадает в кому, но обретает память о прошлом. Он никому не может дать понять, что все вспомнил. На пороге понимания-осмысления всего-всего-всего Ямбо┘ Такая вот книга.

    P.S. В следующий раз поговорим о романе Владимира Маканина ╚Асан╩ (премия ╚Большая книга╩ за 2008 г.).

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
286294  2009-02-09 16:16:31
Василий Пригодич
- Дорогой Друг!

Вы очень добры и великодушны.

286301  2009-02-09 22:59:14
Антонина Ш-С
- Сергей Сергеевич, прочла с интересом. Как всегда, замечательно. Спасибо. На сей раз "придраться" мне не к чему.

286303  2009-02-10 01:05:24
снова
- При сорокоградусном морозе С крыши тихо капает вода Если рассказать об этом в прозе Люди не поверят никогда

- мысль созвучная моей по выходе из бани в Питере даже морозов нет!

286304  2009-02-10 01:10:45
Василий Пригодич
- Дорогая Антонина!

Рад Вам служить. Целую ручки.

286305  2009-02-10 01:14:36
снова
- вопрос ко всем, простите за эгоизм В матре еду в Вену Что бы вы порекомендаволи посмотреть кроме того что пишут в путеводителях? В вене был, но, к несчастью, поздно вечером У меня будет 2 дня для свободного болтания по городу Единственное что присмотрел для посещения - Амалиен термы Все остальные бани либо будут закрыты, либо очень далеко от города :-)

286306  2009-02-10 01:19:54
снова
- прошу прощения за опечатки, стыдно, ей-богу

286348  2009-02-11 16:44:55
Валерий Куклин
- Добросовестно, профессионально, толково, Сергей Сергеевич. Прекрасное получилось предисловие. По нынешним временам - редкое по добросовестности отношение рецензента к автору. Неужто в Ленинграде вновь стали книги выпускать с головой? Рад за издателей, с которыми вы сотрудничаете. Валерий

286344  2009-02-11 13:58:56
LOM /avtori/lyubimov.html
- И статья на загляденье и роман тянет прочесть... Волшебство!

286539  2009-02-18 01:30:04
Василий Пригодич http://prigodich.8m.com/
- Дорогие Валерий (Куклин), Снова и LOM!

Душевно благодарю за добрые слова о заметке.

30.12.2008
02:10

Василий Пригодич. Оправдание Ницше, или Интеллектуальный роман.

24.11.2008
17:18

Сергей Жатин. Ромео и Джульетта. Трагедия, или Нет повести конкретнее на свете...

16.11.2008
02:40

Чудак - в Судак, Кобель - в Коктебель... Крымские стихи

04.11.2008
00:13

Василий Пригодич. Тут вам не там (о романе Анны Борисовой "Там")

02.11.2008
02:32

Александр Рашковский. Социально-экономические сюжеты.

22.09.2008
16:40

Василий Пригодич. Грех прилепился, а кто без греха (о романе Захара Прилепина)

22.09.2008
16:37

Василий Пригодич. Грех прилепился, а кто без греха (о романе Захара Прилепина)

09.09.2008
20:50

Александр Рашковский. Загадка 133-х ящиков, или О работе комиссии по изъятию ценностей в Вятской губернии

29.08.2008
20:39

Василий Пригодич. "Я сам расскажу о времени и о себе", или интервью Бродского

20.08.2008
01:09

Василий Пригодич. Феб и Бальдр в "одном флаконе"...

20.08.2008
00:18

Василий Пригодич. Феб и Бальдр в "одном флаконе"...

29.07.2008
00:28

Василий Пригодич. Багиров-гастарбайтер, или Мир грустен, господа

29.07.2008
00:15

Василий Пригодич. Багиров-гастарбайтер, или Мир грустен, господа

22.07.2008
01:29

М.А.Бабкин. К 90-летию убийства Царской семьи

02.07.2008
00:59

Василий Пригодич. Литературная мистификация, или Мистифицирующая литература

13.06.2008
15:41

Василий Пригодич. Улица безъязыкая (Маяковский), или Улица говорливая

03.06.2008
01:32

Василий Пригодич. Изящная словесность, или Словесное изящество

06.05.2008
02:43

Василий Пригодич. "Санитары бизнеса", или Правовой "беспредел"

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100