TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


23.02.2009
21:42

Ольга Гражданкина. "Питовская" палата.

09.02.2009
05:02

Василий Пригодич. Волшебный роман, или Романическое волшебство

30.12.2008
02:10

Василий Пригодич. Оправдание Ницше, или Интеллектуальный роман.

24.11.2008
17:18

Сергей Жатин. Ромео и Джульетта. Трагедия, или Нет повести конкретнее на свете...

16.11.2008
02:40

Чудак - в Судак, Кобель - в Коктебель... Крымские стихи

04.11.2008
00:13

Василий Пригодич. Тут вам не там (о романе Анны Борисовой "Там")

02.11.2008
02:32

Александр Рашковский. Социально-экономические сюжеты.

22.09.2008
16:40

Василий Пригодич. Грех прилепился, а кто без греха (о романе Захара Прилепина)

    Василий Пригодич

    Грех прилепился, а кто без греха

    8 июня 2008 г. нижегородский прозаик в Петербурге, в зимнем саду гостиницы ╚Астория╩ получил престижную литературную премию ╚Национальный бестселлер╩. Итак: Захар Прилепин. Грех. Роман в рассказах. М., 2008. Издательство ╚Вагриус╩. 256 С. Тираж 5000 экземпляров. В этом году впервые в выборе лауреата участвовали не только члены жюри, но и читатели (электронное голосование). Писатель получил не только солидный денежный приз, его книга будет издана тиражом 50 000 экземпляров.

    Захар Прилепин √ отнюдь не новичок в литературе, хотя его первые поэтические публикации относятся лишь к 2003 г. Его книги входили в ╚шорт-листы╩ самых известных литературных премий. Но только в этом году он стал, наконец, ╚олимпийским чемпионом╩.

    Романы Прилепина ╚Патологии╩ (2005; самая жесткая и жестокая книга о Чеченской войне) и ╚Санькя╩ (2006; похождения автора в национал-большевистском движении) вышли несколькими тиражами, вызвали зубодробительную полемику, приятие-отторжение читателей.

    Сам автор так позиционирует свои политические предпочтения: ╚Убеждения: леворадикальная оппозиция, участник коалиции ⌠Другая Россия■, член запрещенной Национал-большевистской партии, сопредседатель всероссийской общественной организации ⌠На. Р.О.Д■╩.

    Вильну хвостом влево. Лет 15 тому назад обедал я с композитором-авангардистом, шоуменом Сергеем Курехиным и поэтом Виктором Кривулиным (оба давно в Царствии Небесном). Основатель группы ╚Поп-механика╩ призывал нас с Виктором ╚духовно окормлять╩ (именно так!) Национал-большевистскую партию: писать в газету ╚Лимонка╩, сочинять какие-то брошюрки, выступать с чтением лекций и стихов. Так вот: нам жены запретили (я совершенно серьезно). Кстати, наш герой √ постоянный автор ╚Лимонки╩. Сейчас он - главный редактор регионального аналитического портала "Агентство политических новостей - Нижний Новгород".

    Еще об авторе. Захар Прилепин родился 7 июля 1975 г. в глухой рязанской глубинке (деревня Ильинка Скопинского района). Его отец √ учитель истории, матушка √ медицинская сестра. Прозаик окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (отделение: Школа публичной политики). Читатель, Ты скажешь, эка невидаль, филологический факультет (или Литературный институт): а где же еще учиться писателю. Самый тривиальный сюжет? Нет! В отличие от сонма литераторов у Прилепина были и иные ╚университеты╩. В разное время он был грузчиком, охранником, разнорабочим. В должности командира отделения ОМОН дважды непосредственно принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики (1996 и 1999 гг.). Снимаю шляпу. Почтительно и уважительно процитирую четверостишие поэта-путешественника, поэта-воина Николая Гумилева, заменив местоимение ╚я╩ на ╚он╩:

    Не по залам и по салонам,
    Темным платьям и пиджакам √
    Он читает стихи драконам,
    Водопадам и облакам.

    Прилепин √ отец троих деток, по его словам, ╚счастливо женат╩. В романе мощно (как в симфонии) звучит толстовская тема семейной любви, семейного счастья. Неимоверная редкость по нынешним временам. Предивно и пречудесно. Любимая ╚цитата╩ автора: мрачный, пугающе честный афоризм Льва Толстого: ╚Умрешь - и все узнаешь; или перестанешь спрашивать╩.

    Автор исключительно культурен (в старопитерском смысле): в романе упоминаются Гайто Газданов, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Борис Пастернак, Павел Васильев, Иван Приблудный, Борис Корнилов. Серебряный век - одно из магистральных литературных пристрастий прозаика.

    О чем книга? Занудно повторяю: как всякое большое произведение √ про нас, грешных, любезный Читатель. О ╚тоске по мировой культуре╩, о греховности сей ╚юдоли плача╩, о любви, войне и смерти (поразительный рассказ ╚Сержант╩, завершающий книгу), об истончающейся иллюзорности миропорядка и миропонимания, о теплом надышанном семейном мирке √ ╚непотопляемом авианосце╩ покоя и счастья.

    Главный герой рассказов Прилепина именуется просто: Захарка. Не будем вдаваться в дискуссию о проблеме ╚лирического героя╩. Роман в рассказах исключительно автобиографичен. Образ Захарки подкупает и умиляет своей свежестью и чистотой (как дамы говаривали когда-то).

    Тонкое и умное предисловие к роману, написанное Дмитрием Быковым, называется ╚Счастливая жизнь Захара Прилепина╩. Все именно так и есть. ╚Счастливая жизнь╩, - как ╚ветка, полная цветов и листьев╩ (Юрий Олеша). На черном фоне-занавесе современной литературы, заполонившей книжный рынок, ориентированный на массового читателя, ╚чернухой╩ и ╚порнухой╩, ╚гламурными╩ безделками и ╚дамскими романами╩, книга Прилепина, ей-Богу, представляется ╚лучом света в темном царстве╩ (название знаменитой статьи Николая Добролюбова о знаменитой пьесе ╚Гроза╩ Александра Островского). Отсутствием этих ╚грехов╩ (чернуха и порнуха) Прилепин победоносно отличается от таких блистательных писателей, как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин.

    Процитирую предисловие Дмитрия Быкова: ╚В этой книге есть бесценные витамины, которых так мало в текущей литературе: энергия, храбрость, радость, жизнестойкость, нежность╩ (С. 10). И еще об образе Захарки: ╚Персонаж, которого переполняет обычное счастье жить, любить, творчески самоосуществляться, наслаждаться собственным здоровьем, силой и остротой восприятия, - редчайший случай в нашей пасмурной литературе, и его хочется немедленно загасить, чтоб не маячил напоминанием о таких возможностях╩ (С. 7). Суров и безжалостен Дмитрий Быков по отношению к критиканам-щелкоперам. Именно ╚гасить╩, оскорблять, изгиляться и топтать отменную книгу √ любимое занятие у ╚критической╩ братии.

    Добавлю от себя: книга брутальная, маскулинная, воспевающая тотальное доминирование мужчины во всем и везде, апология ╚мачизма╩. Феминисткам ╚Грех╩ читать не советую.

    Прилепин упоминает и цитирует в книге немецкого писателя и философа Эрнста Юнгера (1895-1998; какая поразительно долгая жизнь). Есть у Юнгера такое понятие: ╚героический реализм╩. Вот исчерпывающее определение творческого метода автора ╚Греха╩.

    Композиция √ один из характерных элементов-приемов писательского дарования Захара Прилепина. Архитектоника романа базируется на циклизации рассказов, объединенных сквозным персонажем, каждый из которых позволяет читателю подойти к герою с разных сторон, с разных ракурсов и углов зрения, что придает ╚Греху╩ некую специфическую ╚стереоскопичность. Читатель, у Тебя возникли какие-либо ассоциации? Правильно: Прилепин держит в головушке ╚Героя нашего времени╩ Лермонтова.

    Под номером девять опубликован не рассказ, а цикл стихотворений: ╚Иными словами.... Стихи Захарки╩. Хорошие стихи, сочные, вкусные, но, как говорят англичане: не моя чашка чая. Есть в книге разномастные и разноместные стилистические неточности. А кто без греха?

    Частенько я пишу о таких книгах, которые читаешь √ и словно в цирк попал: огни бенгальские, слоны танцуют, львы сквозь обруч прыгают, ручные обезьянки на дрессированных собачках разъезжают, девки полуголые пляшут, в оркестре Некто в сером (персонаж знаменитой драмы Леонида Андреева "Жизнь человека" √ воплощение сатаны) в тарелки медные лупит. Ошеломительно интересно, но... душно. А взял я в руки роман Захара Прилепина, так причудилось мне на сотой странице, что сижу я на пеньке в березовом лесу, и воздух сладкий, и листья славно шелестят.

    Блестящая книга. Единственный упрек, который я могу сделать автору (мягко попенять) заключается в следующем (ну, чистый ╚канцелярит╩): поэтизация ╚пьянки-гулянки╩. Речь идет не о ╚культурном╩ употреблении спиртного, не об ужинах с коньячком и кофе, не о домашних застольях с умеренно и пристойно дозированным алкоголем, а именно о ╚пьянке-гулянке╩ - разнузданной, страшной, трагической, безумно опасной не только для физического здоровья, но и для посмертного существования души в пакибытии (так скажем). Долгие, тяжелые и бессмысленные (если честно) годы я прожил в ╚богеме╩, я прожил с ╚богемой╩. Поэты, прозаики, художники и композиторы в годы моей баснословной юности пили ╚страшно╩ (определение Магнуса Люнгрена, моего шведского друга, замечательного специалиста по творчеству Андрея Белого, непременного участника питерских ╚посиделок╩ 1970-1980-х гг. (слово ╚тусовка╩ тогда еще не было вытащено бесом из потайного кармана).

    Немыслимые возлияния в моей корпорации, Читатель, Ты не поверишь, были своеобразной формой протеста против коммунистического режима (я совершенно серьезно), против удушающей цензуры и несвободы. Мол, ╚они╩ домны задувают, ведут ╚битву за урожай╩, отчетные доклады Брежнева на съездах КПСС конспектируют, а ╚мы╩ - в мастерских художников водочку (когда не стало водки √ портвейн) кушаем в идеологическом небрежении и запустении. У ╚них╩ - Моральный кодекс строителя коммунизма, у ╚нас╩ - ╚заговор чувств╩ (опять Юрий Олеша).

    Все это забавно и занятно, но знал бы Ты, Читатель, сколько творческих блестящих господ из моего поколения из-за последствий сих славных занятий-╚упоений╩ давно обретаются в Небесном Легионе. Это было, надеюсь, что этого не будет никогда.

    А книга удивительно хороша┘

    P.S. В следующем выпуске обсудим таинственный роман Анны Борисовой ╚Там╩, вызвавший жаркие споры среди┘

    18 сентября 2008 г. Петергоф.

22.09.2008
16:37

Василий Пригодич. Грех прилепился, а кто без греха (о романе Захара Прилепина)

09.09.2008
20:50

Александр Рашковский. Загадка 133-х ящиков, или О работе комиссии по изъятию ценностей в Вятской губернии

29.08.2008
20:39

Василий Пригодич. "Я сам расскажу о времени и о себе", или интервью Бродского

20.08.2008
01:09

Василий Пригодич. Феб и Бальдр в "одном флаконе"...

20.08.2008
00:18

Василий Пригодич. Феб и Бальдр в "одном флаконе"...

29.07.2008
00:28

Василий Пригодич. Багиров-гастарбайтер, или Мир грустен, господа

29.07.2008
00:15

Василий Пригодич. Багиров-гастарбайтер, или Мир грустен, господа

22.07.2008
01:29

М.А.Бабкин. К 90-летию убийства Царской семьи

02.07.2008
00:59

Василий Пригодич. Литературная мистификация, или Мистифицирующая литература

13.06.2008
15:41

Василий Пригодич. Улица безъязыкая (Маяковский), или Улица говорливая

03.06.2008
01:32

Василий Пригодич. Изящная словесность, или Словесное изящество

06.05.2008
02:43

Василий Пригодич. "Санитары бизнеса", или Правовой "беспредел"

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100