Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.06.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.06.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.05.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.05.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.05.2012 |
Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.05.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.05.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.04.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.04.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.02.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.02.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2012 |
В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма. Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■
типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в народничестве разочаровался,
вообще во всём, что тогда и позже считалось прогрессом. А лжесоциализм в СССР √
такая же и даже большая разочаровывающая причина спустя полвека после Чехова,
как и реставрация капитализма ещё через полвека спустя. Так я думал приспособить
диссертацию о Гришковце, в частности, к вниканию в, надеюсь, художественный
смысл его представления ╚Как я съел собаку╩ (1998). Почему ╚надеюсь╩? Потому что
приучил себя не доверять собственным переживаниям от искусства. Я
взыскателен, ценностно отделяю зёрна от
плевел: произведения идеологического искусства от произведений прикладного. А и
те, и те способны заставить очень переживать. Даже очень-очень. Иногда даже
произведения околоискусства √ из-за злободневности √ способны очень
подействовать. Так что надо быть осторожным в оценке. Мало, что крупно
премирован этот моноспектакль. Часто можно наткнуться на зряшное √ по-моему √ премирование. Итак, я думал было приспособить первую же попавшуюся сентенцию из диссертации к Гришковцу. (А я часто придерживаюсь принципа потока сознания в своих синтезирующих анализах.) И √ как-то незаметно для себя √ решил, что я неправильно приспосабливаю. Почему я так решил? Можно попробовать понять (хоть поезд ушёл; раз не заметил, как изменилась ориентация √ не вернёшь это мгновение). Но причины┘ Во-первых, ╚Школа злословия╩┘ Там очень правые, извиняюсь за выражение, дамы Гришковца очень привечали. А сделали б они это, будь он им идеологически чужд? √ Сомневаюсь. Я же Гришковца стал поворачивать против реставрации капитализма. Во-вторых, вышла статья Путина о национальном вопросе. ╚Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне╩. Привыкание┘ Герой Гришковца, служа на флоте вместе с корейцем Колей И, раз, на какой-то корейский праздник, ублажил товарища и ел приготовленную им собаку. Было очень вкусно. Хоть душа болела, представляя ту девочку, ту бабушку, чьего любимого Шарика украл Коля в увольнении, на берегу. Это был советский флот. Там служили очень, по мнению героя, несимпатичные два эстонца, на перекличке отвечавшие не ╚я╩, а как-то┘ Хотел написать: непередаваемо. Но Гришковец-то, устно, передал┘ Что-то среднее между ╚й╩ и ╚о╩. Это был советский флот, но, наверно, времени службы на нём самого Гришковца (он уволился в 1988 году). Эстония вовсю рвалась тогда вон из СССР. И это было достаточно неприятно для не правых. (Тогда, правда, правые назывались левыми √ за, мол, революционность.) Так начальство тех двух эстонцев не по алфавиту в списке ставило, после всех: ╚Яковлев, Якушев, а дальше Каск и Эллер╩. Реакционное начальство, понимай. Не революционное. А сам-то Гришковец, не его герой, назвал-то спектакль как? √ ╚Как я съел собаку╩. Нашёл же √ изо всего неприятного, что было в советском времени (и отражено в моноспектакле) √ как именно назвать это произведение. Как тут не вспомнить крайних правых, типа Новодворской (очаровательно принятой в ╚Школе злословия╩), желающих распада страны (на 50 по сахаровскому проекту конституции для СССР, а для России на не знаю сколько частей), но обязательно распада. Да. Итак √ название┘ Акцент в этом названии┘ Под влиянием статьи Путина┘ Пожалуй, хватит искать причины перемены моей ориентации относительно первоначальной задумки показать Гришковца разочаровавшимся в реставрации капитализма. Я ведь почему так задумал было? Из-за второй части фабулы, где герой стал мужчиной. Флот сделал-таки из него коллективиста, наконец. Герой плачет, уходя, буквально уходя в отставку. Идя по пирсу, последний раз видя эти громады военных кораблей. Я подумал было, что эти слёзы героя √ плач в 1998 году (а это год дефолта и особого разочарования, даже богатых, если не в реставрации капитализма, то уж, во всяком случае, в деятельности так называемых демократов, так всё сумевших развалить и не способных отстроить). Я думал, что это плач Гришковца по СССР. Но. Нет. Надо опять вернуться к причинам перемены моей ориентации. Почему герой, три года непрерывно мечтавший: ╚И вот так вот все три года, все три года, в голове была одна и та же мысль всё время: ╚Я хочу домой, так. Я хочу┘╩ Даже без ╚я╩: ╚Хочудомой, хочудомой╩. Как поезд╩. √ Почему этот герой, вернувшись домой, почувствовал, что дома-то √ нет. Дом-то до этого он вспоминал не так, как в начале спектакля, как нудный кошмар режима дня, сориентированного вокруг школы. Дом в середине спектакля вспоминается-то как дом раннего детства, дошкольного, безответственного. И вот этого-то дома демобилизованный не застал. Вспоминался дом дитяти природы, наивного индивидуалиста. А вернулся √ патриот родины. Ну что ему этот дом дитяти? Это середина фильма (как потом оказалось). А кончается фильм потенциальным героизмом русского моряка (отчего и подумалось про горечь по рухнувшей мировой державе). Но вспомнилось-то про отсутствие дома для такого героя, для которого не держава рухнула, а для которого дошкольное детство невозвратимо. Для которого, взрослого человека, нельзя существовать дитём природы. Гришковец же, тот, что до начала действия, снял обувь, на всё время представления так до конца босым и пробыл. Этаким руссоистом. √ Зачем так? Нет, он перед началом, правда, ещё и куртку тёмную снял. Играл в светлом. Во-первых, отличие, мол, героя от автора. Во-вторых, роба √ символ дисциплины. И тоже пробыл в этой робе до самого конца. Раздвоение, мол: дитя природы и дитя общества. Но роба как-то обычностью всё же выглядела. Не то, что босоногость. Детский наивный эгоизм. Нет. Почему детский? Теперь эгоизм на коне в России. Не его ли выпятил всё же автор? √ задумался я. √ И передумал, про сожаление о рухнувшей сверхдержаве. Вопреки концу: ╚Но [в пику только что описанной нуднейшей
обыденности потекшей цивильной жизни] на памятнике написано: ╚Русские моряки
не спрашивали, каков числом враг, а где он╩. Эээй. [Закрыв глаза и
запрокинув голову, перекликается бывший матрос с историей.] ╚Эээй╩ там не
было написано. Это был мой голос. Да мы бы тоже пооткрывали б кингстоны, нам
просто не повезло √ мы вернулись. [И красный цвет уж некоторое время, как льётся
сверху на сцену. А в музыкальном сопровождении √ звучит задумчивая и отрешённая
музыка с голосом, словно церковная┘] А жизнь пошла по-другому. [И
досадливо отвернулся от зрителей.] Ну я ж не хочу сказать, что она пошла
хуже. [Примирительно скидывая канат со стула и поворачивая его к себе, чтоб
сесть.] Иначе бы получилось, что я, во-первых,
буду говорить о причинах. И вообще, что я чего-то жал┘ А я ж не жаловался,
правильно? И про причины √ ну ничего не говорил. [Стул приготовил, но
забывает на него сесть.] Она и должна была пойти по-другому. [Широким
жестом иллюстрируя, убеждая себя и слушателей, как естественно это было.] Я
ж не хочу ж┘ что хуже. Да? [И весь аж наклонился вперёд, к залу, мол, зря б
его убеждал в плохости.] Или там спрсшь: ╚Как жи┘╩ - ╚Нормально╩. Что знчт
нормально?! [Вдруг взъярившись.] Эт, получается, что я здесь √
прибеднялся, бльть, что ли?! [И вдруг же отходя, махнув рукой с горечью.] Я
не прибед┘ [Досадливо.] Ну и┘ [Начиная рубать рукой, втолковывая
пословно.] Просто на памятнике написано: ╚Русские моряки не спрашивали,
каков числом враг, но где он╩. Ээ┘ [Сморщился, сбившись. А потом, придя в
себя, самоутверждаясь.] Это был мой голос. [Повернулся, засуетился, озадачиваясь
валяющимся на полу сцены толстенным канатом.] А если посмотреть на всю эту,
ну, вот это┘ [Наклоняется и начинает собирать канат.] ну чё я тут
рассказывал, с другой стороны, то┘ [Взвалив на плечо тяжеленный пук
канатов.] А другой стороны-то и нету. [Распрямившись и глядя в зал с
покачивание головы, мол, нету. Потом молча поднял ведро, двинулся было уходить,
приостановился ещё что-то добавить, но махнул сам себе рукой, мол, будет.
Повернулся в другую, более удобную √ среди валяющихся канатов √ сторону, и
ушёл. Уволакивая за собой все оставшиеся было канаты. И сцена остаётся пустой.
Зал аплодирует.]╩. Запутался парень. Хоть все путы сумел уволочь. Но не Гришковец-автор же запутался. Теперь можно вернуться к диссертации и выписать другие словоблоки, пригодные для объяснения моноспектакля Гришковца: ╚А. П. Чехов и Е. В. Гришковец: от бесприютного скитания
√ к экзистенциальному путешествию╩. ╚┘стихия быта, которая, как и у А.П. Чехова, постоянно демонстрирует другую сторону: от быта √ к бытию╩. А ещё интересно крайне непригодное: ╚┘переживание катарсиса в драме, вызванное идентификацией зрителя (читателя) и героя-автора-повествователя╩. Дело в том, что, по Выготскому, катарсис возникает не от идентификации чего-то с чем-то, а, наоборот, от противочувствий, которые сами есть результат противоречивых элементов произведения. И первейшая неидентичность √ это отличие героя от автора. В моноспектакле это подчеркнуть особенно важно, что до начала представления Гришковец и делает: ╚У этого спектакля нет программки. Потому что, когда она была сделана, я посмотрел, м-м, я понял, что я не хочу, чтобы её давали публике, потому что там было┘ Ну в программке, театральной программке есть обязательные моменты, элементы. То есть должен быть указан автор, режиссёр, исполнители, э-э-э, художник спектакля. И это был список, и, м-м, одна и та же фамилия и имя. То есть текст был неприличный, нескромный. Я не хотел, чтобы его читала публика перед спектаклем. И там же было указано: сценограф. Да? [Оглядка на горку канатов за спиной, стул и ведро. Что вызвало смех в зале.] Вот. А потом также нет художника по костюмам. Я играю в настоящей матросской робе просто старого образца. Я в ней служил. Она была такая же, только тёмно-синяя. Э-э. Бескозырка┘ Ну такая настоящая бескозырка. Ленточка┘ Единственное, что осталось от того, в чём, чём┘ Ленточка здесь [Показывает.] тихоокеанская. Я оста┘ с этой ленточкой служил где-то около года. [Положил бескозырку обратно на стул.] То есть этот спектакль это часть моей биографии. Я действительно когда-то родился в сибирском городе. Э-э-э. Учился в школе. В университете. Служил на флоте. Э. Но. Я сейчас отойду туда [Указывает за кулису.] буквально на минуту. Чтобы снять эту рубашку [Показывает на себе.], часы, очки и ботинки. И я вернусь сюда, и это уже буду не я, а персонаж этого спектакля. И для меня, сколько бы я ни играл этот спектакль, остаётся большим┘ остаётся такой большой вопрос внутри спектакля, где я там, а где персонаж этого спектакля. Э-э-э. Потому что этот персонаж будет рассказывать часть моей биографии. И ещё фактически-то [Оттягивает свои щёки] это буду я. Там [Указывает за ту же кулису.] никого не останется. Это буду фактически я. [Опять дотрагивается обоими руками до своих щёк.] Э. За то время, пока я играю этот спектакль┘ э-э┘ персонаж не изменился. А я изменился. И┘ э┘ точно могу сказать, что персонаж лучше, чем я. Это я хотел успеха, денег и, и┘ аплодисментов и так далее. А он нет. Он просто┘ этот персонаж просто хочет как-то нормально жить, хорошо. Он не знает, как это делается, но тем не менее. И поэтому, вот пока будет идти спектакль, меня здесь не будет, а будет персонаж. Я вернусь по окончании спектакля кланяться. Это уже буду я. Но во время спектакля меня здесь не будет. Будет персонаж. Я вернусь кланяться, как я уже сказал. А сейчас в данный момент я с вами прощаюсь. Всего доброго. Приятных впечатлений от спектакля. Можно похлопать здесь. Нормально╩. Можно лишь оспорить неизменение персонажа. Он меняется. Даже переодевается, став из гражданского военным. Это замаскировано. Он переодевается, - сняв робу со спинки стула и натянув на себя, - чтоб, мол, показать нам матросов, сопровождавших их, новобранцев, с призывного пункта до Владивостока. Да так в робе и остался. И демобилизовавшись. На нём было нечто с легкомысленным изображением велосипеда на груди √ это он был до армии. А потом натянул робу. И можно уточнить насчёт ╚для меня <┘> большой вопрос внутри спектакля, где я там, а где персонаж╩. √ Это кокетство. Он прекрасно знает, где в речь простого мальчика или матроса, вторгается экзистенциалист, что процитирован из диссертации. Ни мальчик, ни матрос такого слова знать не могли. А переживать, да, могли. Но не так пронзительно высказывать. Чехов себе, по крайней мере, так не позволял: ╚Г а е в. Я молчу, молчу. Все сидят,
задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается
отдаленный звук, точно с неба,
звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что? Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко╩. Это метафизическое. Вечность, в которой нет смерти. И времени. Чем дальше, тем Чехов резче эту вожделённую метафизику вводил. ╚Вишнёвый сад╩ его последняя пьеса. А вот более раннее, ╚Степь╩: ╚В то время, как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. Где-то не близко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять. Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня; потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что Она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя...╩. А вот √ Гришковец: ╚Вот что у меня было в жизни такого страшного, чтоб я уже
был запуган и боялся? Откуда страх-то взялся, откуда? Вот чё я мог бояться, что
у меня в жизни было такого страшного, чтоб вот что-то было страшное┘ А┘ И я
понимал, что я туда доеду и там будет то же самое, но только страшнее┘ Во. Да
ничего страшнее, чем вот┘ вот так, когда открываешь так вот┘ [Став левым
боком к зрителям, выставил перед собой согнутую в локте левую руку √ дверь,
мол, на петлях сама медленно-медленно открывается в пространство.] Дверь вот
так открываешь┘ [И сам-ось повернулся к зрителям] А там [Пальцем
указывает вдаль зрительного зала.] темно [Пальцы полусвёл и потыкал,
мол, дома, дома┘], зима и впереди школа. И пошёл. [Пригнулся чуть вперёд
и вытолкнул указующую ладонь-прицел.] Вот. Вот ничего страшнее этого не было.
И, главное, идёшь в школу [Понурился.], и очень холодно. [Покачал
головой: посочувствуйте, мол.] Очень. [Повернулся направо и стал
показывать, как понурившись идёт малыш.] И идёшь всегда как-то вот так. Вот
так╩. В конце цитаты уже не метафизика, а непереносимейшие будни. Как у Чехова то, от чего он бежал в метафизику. От серости жизни. Неизбывной серости жизни малюсеньких людишек, проживающих жизнь √ с некоторой точки зрения √ зря. За секунды перед цитируемым эпизодом, новобранец показывал матросов, думающих, - несчастные! √ что они-то живут не зря: ╚Морячки были забавные. Они на каждой станции выходили на
перрон, у них был старенький кассетный магнитофон [Показывает руками
малость его размера. То есть знает, насколько большего размера новенький и,
наверно, насколько на нём звучание лучше, чем на стареньком, о чём матросы
понятия не имеют], они включали самую, по их мнению, модную на этот момент
музыку [Руки опустил, замер телом и взглядом улетел вдаль, видя там, не
исключено, - не новобранцем, а автором, - нечто несоизмеримое с музыкой
матросов, музыку сфер, так сказать], ходили вот так [Бескозырку заломив
на макушку, а руку, согнутую в локте (держит, мол, магнитофон) отставил в
сторону], и смотрели [В другую сторону. Гордо.], смотрят на них или
нет [Повернулся всем корпусом обратно и свободную руку сунул в карман.
Независимость, мол.]. √ Смотрят. [Отвернулся и мысленно обратился, как
бы от матросского имени, к себе, дорогому, перед которым можно не красоваться,
и потому сморщился от удовольствия.] √ Значит, всё не зря!╩ Вы понимаете по ремаркам, насколько захватывающее это зрелище. 128 минут проходят на одном дыхании. А перед вами выступает один человек! Один┘ Един во всех лицах┘ Сам стиль говорит о том, что идеал автора √ индивидуалистского типа. Что тоже заставило меня давеча отказаться от первого абзаца этой статьи. И тут я хочу покаяться перед своими читателями. Вы ж знаете, что я всегда настаивал, что признак художественности √ единственный: сложноустроенность по Выготскому. То есть столкновение противочувствий, рождающее нецитируемый катарсис. Так вот я теперь признаю, что это необходимо, но не достаточно. Художнику надо дать намёк на то, какого результата ждать от столкновения противочувствий. Этот намёк, может быть как нецитируемым (ну вот √ форма моноспектакля: индивидуализм выражает собою), так и почти цитируемым. ╚Невидимый дух╩ - в ╚Степи╩. ╚С неба, звук╩ - в ╚Вишнёвом саде╩. ╚Темно впереди╩ - у Гришковца в этом моноспектакле. √ Экзистенциализм, одним словом. Многими √ идеал Вечности, без времени, без пространства┘ Демонизм. Ницшеанство. Идеал сверхчеловека, врага мещанства и масс. Идеал новой аристократии. Аристократии духа.
А что ж здесь, у Гришковца, сталкивается-то? Дитя природы и дитя общества. То, что было до школы, с тем, что началось со школой. И потому права опять диссертант: ╚┘усиливающийся в переходные эпохи, принцип монтажности в поэтике А. П. Чехова и отечественной драматургии 70 - 90-х гг. ХХ века╩. Монтажность всё время у Гришковца тасует эпизоды то об одном дитяти, то о другом, то вставляет моменты экзистенциалистского автора, чтоб мы правильно ориентировались среди тасовки. А эти ╚переходные эпохи╩, получается, диссертантом
тоже правильно указываются, и самая первая цитата, первая фраза статьи всё же
верна. При Чехове дело шло, хоть и с поражениями, - к революции, и он бунтовал.
При Петрушевской (с неё начинала диссертант) √ свирепствовал тоталитаризм в
СССР, и она бунтовала. Гришковцу достался 1998-го года дефолт и особое
недовольство реставрацией капитализма и свободы, пошло к авторитаризму и
социальному государству. И Гришковец почувствовал себя призванным восстать против всего, что социо:
социализация ребёнка или социализм, так называемый, в СССР. 25 января 2012 г.
|