TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист.

    Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих воззрений.

    А мои, увы, - это настолько много, причём отличающегося от обычного, что передо мной проблема, что делать с читателем, который просто не поймёт же меня, если я ему предварительно всю свою оригинальность не вывалю. С другой стороны, вываливая, я ж ухожу от собственно понимания, которое мне обычно не дано при начале писания. И может быть на свет божий будущее понимание извлечено из предпонимания, если я на читателя обращать внимания не буду. – И как быть?

    Ну как-нибудь… Не всё, например, моё сразу вываливать.

    Первым моим является пристрастие не к представительной демократии, а к анархии (без центральной власти). Анархия – одна из четырёх великих идей ХХ века: анархия, либерализм, социализм и фашизм. Анархию я называю великой из-за своего к ней пристрастия, ибо на самом деле она, потерпевшая поражение в лице Прудона, в частности, в XIX веке сокрушительное поражение от Маркса, в веке ХХ была вдобавок страшно опозорена то ли при наезде советской пропаганды на Махно (и на анархистов Арагона при испанской революции 1936 года), то ли из-за грехов самих махновцев (и арагонцев). По Прудону, как я понимаю, к коммунизму надо было идти мирно, тихо врастая в капитализм на уровне микроколлективов (домов, дворов, улиц – со своими мелкими нуждами путём самоорганизации). Свою лепту в опозоривание анархии сделало и перерождение общественного устройства в городе-коммуне Ауровиле в Индии, и чудовищное богатство членов семьи Каддафи, и безобразия майданной революции на Украине. Из остальных трёх великих идей две (социализм и фашизм) в ХХ веке потерпели поражение от либерализма.

    Так как ни бедственно было положение анархии, мыслимо думать, что кто-то её боготворил. И такой приверженный ей художник будет, мыслимо думать, свой идеал выражать так неожиданно для большинства (в пику забитости анархии во мнении большинства), что это большинство не захочет искусством считать его произведения.

    И в первом приближении большинство может представляться правым, а художник – нет.

    СНЕГА-ЗАСМАТРИВАЯСЬ

     

    а как же

    ви́дение

    входит

    когда

    давно уж спит

    как будто

    лоб

    — два глаза — сон один

    рука

    записывая еле

    Лета

    1985

    Шанс это понять подал Минералов, обратив внимание, что тут "все насквозь пронизано эллипсисами”. (А эллипсис – это намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения; например, “я домой” вместо “я иду домой”.) К мысли же об анархии привели его же слова: "читательское "сотворчество" может восстановить целостную картину несмотря на то, что разброс авторских ассоциаций от "снегов" до реки времен "Леты" грандиозен”. Ведь анархия предполагает изрядную гражданскую активность и личную тягу к самодеятельности. То, что нож был для советского тоталитаризма, из-за чего и восстал Айги. (Так же восставший Высоцкий только раз прибег к эллипсисам – в песне “А у дельфина”. Так только раз потому, что Высоцкий всего лишь идеалистически всерьёз надеялся пробудить народ к гражданской активности, а Айги – истерически надеялся. Как русские футуристы – мещан, отшатнувшихся от революции, когда та потерпела поражение в 1905 году.)

    Лета, надо вспомнить, - это река забвения в подземном царстве по греческой мифологии. Из неё пьют, в это царство прибыв, чтоб всё забыть, что было при жизни. И из неё пьют ещё раз, если кому довелось вернуться из подземного царства в жизнь.

    Какой случай описал Айги?

    Засмотревшись на снег, впадаешь в ви́дение сна наяву, похожего на настоящий сон, с отключённым лбом-сознанием, в котором, в сне, два глаза открыты, а рука еле-еле, но записывает о Лете, реке забвения. – Состояние реального народа, когда он не представляет собою гражданское общество. Спит.

    И плевать, что дата – накануне перестройки, так называемой. Айги как в воду смотрел: не было гражданского общества в послевоенном СССР – и не возникнет оно, если либерализм в СССР и победит социализм. И это горько. И надежда лишь на сверхбудущее, в котором каждый сможет в верлибре Айги заполнить эллипсисы пошлыми (общепонятными) словами.

    И тут надо вернуться к моим воззрениям. – К авангардизму.

    Он, по-моему, характерен переходом за грань искусства. Искусство (испытывающе) действует непосредственно и непринуждённо. А авангардизм непосредственно и принуждающее, т.е. – как жизнь (а не испытание): люди плюются или швыряются предметами от отвращения к предъявленному тексту: а как же ви́дение входит когда давно уж спит как будто лоб — два глаза — сон один рука записывая еле Лета. Перегнул-де палку Айги, и она сломалась.

    Так искусство у Айги или авангардизм?

    Минералова можно понять, что, написав текст в столбик, Айги включил в действие стиховые стихии. Например, повышенную значимость слова в начале строки… Читаешь, останавливаешься, задумываешься, что тут – больше, чем написано… Причём, “задумываешься” - это просто по инерции применённое слово. Потому что именно мысли-то не получается. Если что и получается у кого, так это у подсознания. То есть – перед нами явное искусство, не только на подсознание восприемника воздействующее, но и из авторского подсознания, чего доброго, рождённое. Конкретно – из так называемой внутренней речи, которой характерно пропускать слова, в частности… не приводить в синтаксическую связь… (А тот текст, стройный и понятный, что я написал несколько абзацев выше в качестве толкования произведения, есть ведь результат не действия, а последействия искусства. В том последействии включается в работу сознание, и…)

    И тогда перед нами не авангардизм, не выход за пределы искусства, а вполне себе искусство. Со всеми его признаками. В частности, глубокие ассоциации возбуждающее.

    Перечитал, что написал, и – как у Пушкина:

     

    Пересмотрел все это строго:

    Противоречий очень много,

    Но их исправить не хочу…

    Запись потока сознания… Куда оно скачет, то и записываешь. Запишешь ерунду, как потом окажется, - зато от неё и случится потом отталкивание. Как по пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    Но это трудно воспринимать читателю… - Зато ЕСТЬ, что воспринимать. Не ла-ла-ла.

    21 февраля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333777  2016-02-21 16:07:44
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- В развитие поста 333776

333901  2016-03-06 19:48:15
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Как у Пушкина. // Да, Вы - скромняга, С.И.Воложин.

" ... Перечитал, что написал, и – как у Пушкина: /

Пересмотрел все это строго: / Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу… / Запись потока сознания… / Куда оно скачет, то и записываешь... "

------- ------- -------

Так Вы бы, по совету другого классика, - обратились бы к Пушкину по-свойски : " - Ну, что, брат Пушкин ? " - А Он бы - Вам в ответ : "Да всё, как - то ... "

333903  2016-03-07 12:01:47
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Лисинкеру.

Пушкин-то, да, открыл реализм, ознаменованный процитрованной болтовнёй (есть даже такие слова Пушкина в письме, что надо-де болтать). И, да, я НЕ открыл, что искусство – это то, что рождено в подсознании.

Но.

Всё-таки моё настаивание на подсознании (при наличии множества людей, что против подсознания – вы первый) есть тоже довольно значительный поступок. Я ж за него подвергаюсь гонениям – от вас от первого.

Пушкин тоже претерпел за своё открытие реализма: стал терять популярность, приобретённую романтическими поэмами. Первым писателем стал не он, а Булгарин, сумевший подольститься ко вкусам публики.

Так что в уменьшенном масштабе я являюсь подобием Пушкина, а вы – Булгарина. За вами тоже ж большинство.

Ну а меня радует, что мне раз за разом удаётся проводить идею ненавистной вам подсознательности происхождения художественного.

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100