TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, допустил всё же прокол и кончил тот опус так:

    "А вы как думаете?” (http://www.pereplet.ru/cgi/obzor.cgi?id=440#440).

    И в его тексте есть утверждение, что Малевич – не искусство.

    Поскольку раз (см. тут) мне, к слову говоря, случилось убедительно постигнуть его, Малевича, “Супрематизм. 1915”, то лучше пробовать возражать непогрешимому по поводу знаменитого “Чёрного квадрата”.

    И возражать мне захотелось, прочитав такую фразу:

    "Произведение как конструкция. Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.). Если эта структура что-либо "отражает", то это не имеет значения для объяснения данного целого: функция отражения "трансгредиентна" для искусства. Задача искусствоведа заключается в том, чтобы раскрыть конструктивное единство произведения и конструктивную функцию каждого из составляющих его элементов” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).

    (Надо объяснить слово “трансгредиентный”. Это выходящий зa пределы дaнной сферы или дaнного объектa, переступaющий пределы чего-то.)

    Поскольку приведённая цитата – это экстремизм в искусствоведении, я сразу по противоположности вспомнил свой неожиданно для самого себя познанный как выражение ницшеанства (конкретно – иномирия, что без пространства и времени) “Супрематизм. 1915”, и захотелось вернуться к “Чёрному квадрату”.

    Встал вопрос (хотя бы из-за недавнего – из-за 100-летней годовщины создания этого произведения – шума в СМИ, что под изображением что-то было нарисовано), можно ли считать это замалёванное элементом целого? Просто глазу-то человеческому оно не дано…

    А соблазнительно было б считать его элементом.

    Тогда сам чёрный квадрат, как другой элемент, имел бы функцию зачёркивания.

    Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Холст. Масло.

    Интересно также подвергнуть сомнению свою манеру считать элементом произведения его название и дату создания…

    Ну, положим, я прав с этой манерой.

    Тогда зачёркивание не коснулось супрематического значения зачёркнутого, если оно было супрематическим (а мне помнится, что – по воспоминаниям кого-то – там таки были сперва цветные прямоугольники).

    Супрематизм (от лат. supremus — наивысший)…

    Ну ясно: для своего сокровенного – самое ж лучшее слово…

    Но всё-таки – зачёркнутое нечто супрематическое глазу ж не дано. Можно ли его предположить, глядя на явленное?

    Думаю, что можно согласиться, что чёрный квадрат вызывает естественную ассоциацию, что он ЧТО-ТО зачёркивает собою. А так как обычно-то живопись занималась изображением предметного, обычного, можно сказать, мира, значит, этим ЧТО-ТО является предметная живопись. Иначе – сей мир. – То есть идеал Малевича – наоборот, раз он сей мир зачеркнул: иномирие. То, что и исповедует ницшеанство.

    Причём исповедует подсознательно, ибо осознанно он был анархистом, а это предполагает всё-таки сей мир.

    Вот и получается, что Малевич – творец искусства, а не чего-то иного. И он выразил свой подсознательный идеал. И его произведение есть конструкция с элементами, каждый из которых имеет свою функцию. А ещё ж, пишут свидетели, он страшно разволновался, когда этот чёрный квадрат намалевал. Стал бы он волноваться, если б просто дурил нам голову.

    13 декабря 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
332902  2015-12-13 14:38:53
Воложин
- Этот Д-й полезен!

Вторую статью из-за него написал.

Заодно ещё раз спасибо Лисинкеру за то, что натравил на стих Мандельштама: я при его разборе понял одну вещь Малевича.

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100