TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, дополнением к огромной силе мышц пятиметровой статуи, которые вместе (тело и дух) выразили общий для всего Высокого Возрождения пафос Гармонии. Вот нет, мол, бури, и всё. А что фотографируют фотографы, то-де их извращение (если огрубить слова оппонента), извращение действительности.

    При некотором усилии – возражавшего можно понять: он принципиальный враг идеи, что художественность – это противоречивость. Он за то, что художественность – это образность. Чем-то выражено что-то. И нет места какой-то там противоречивости.

    Тем более, добавлю я, что противоречивость вообще почему-то трудно обнаруживается сознанием. Например, нужно обратиться к детям, чтоб от них узнать правду и о себе: им Стрекоза нравится, а Муравей - нет. Что в той басне два хорошо – не доходит до взрослых. Они видят только одно: хвалу трудолюбию. А уж чтоб они признали, что есть третье, вдохновившее Крылова написать свою басню… – О-о-о! На это и жизни не хватит. Моей (а она кончается) не хватило.

    Вы можете иному с Украины втолковать, что нет российских регулярных войск на Донбассе? – То-то.

    Что оппонент мой не прав, я могу (надеюсь) доказать очень просто: обыкновенным увеличением одного и того же изображения.

    Тут ещё можно думать, что на лбу просто тени от кудрей Давида. Но здесь

    сомнения уже почти пропадают и у скептика. (Изображение в 2 раза увеличено.) А тут (ещё в 2 раза увеличено)

    уже никаких сомнений в буре, причём не только на лбу, но и в глазах, бровях, переносице, не остаётся.

    Мне так каацца…

    Тем не менее, надо, наверно, признать, что не бросается эта буря в глаза человеку, стоящему у ног статуи.

    Микеланджело. Давид. 1504.

    Так, может, некоторая незаметность что-то говорит?

    Говорит.

    Высокое Возрождение вырастало из Раннего, состоявшего "в понимании артистического человеческого индивидуума как основного первоначала” (Лосев. http://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/135428-estetika-vozrozhdeniya/).

    Не то, чтоб Микеланджело был приспособленец, но… Чтоб сокровенное людей испытать, нужно втереться им в доверие, чтоб они подумали, что ты – свой. А тогда ты их изнутри и язви.

    Чтоб они подумали, что ты – свой, индивидуалист, Микеланджело сделал статую огромной, фигуру – мускулистой. Такой и без помощи Бога Голиафа сразит… Да здравствует индивидуализм!

    Но только люди глубокие, чувствующие ограниченность индивидуализма, всмотрятся… Вдумаются… И увидят то, что людям неглубокого мышления не дано постигнуть.

    А теперь - моя идея-фикс.

    Что противоречивость есть результат подсознательности идеала.

    Можно ли доказать, что в сознании Микеланджело идеала Гармонии не было, пока он вырубал “Давида”, а был другой идеал?

    Мне кажется, можно счесть, что сознанием Микеланджело владела философия неоплатонизма: идея порождает всё на свете. А выразить её, идею эту всемогущую, мол, можно образно – красотой человеческого тела.

    После этого я скажу, что оттуда, из такого сознания, и произошли размеры статуи и немальчишеская, - а Давид же был отроком, - мощь мускулатуры, при красивейших пропорциях. На изготовление этого ушла и большая часть времени. И подсознание (из-за сознания) всё это время терпело. Терпело-терпело и… Прорвалось вдруг. На лбу и переносице. Противоположностью красоте.

    Гармонию, да, можно тоже понимать как красоту. Как то, что имеешь в голове (а попало оно туда от той самой первоидеи, мол). И вот скульптор к тому, что имеет в голове, стремится в мраморе, вырубает, вырубает, и ни в коем случае не пересечёт ТО, что нельзя пересечь, не испортив, не сделав изделие несоответствующим имеющемуся в голове проекту.

    Но в принципе можно ж понимать Гармонию иначе, как согласованность чего-то с чем-то! Тогда, изобразив что-то с чем-то, Гармонию НЕ изобразишь. А только выразишь. Так сказать, цитируемость пропадёт в некотором смысле. Пальцем в неё не ткнёшь.

    И пока хотя бы первый раз на такое не нарвёшься (нарывание, неожиданность для себя самого, для автора), сознание автора об этой второй Гармонии ничего не знает.

    Для меня проблема объяснить, как быть с последующими разами… Не забывает же сознание про то, Что было… Наверно, какие-то нюансы второй Гармонии автора тянет выразить. Но мне уже не постичь такие тонкости…

    17 ноября 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
332395  2015-11-19 10:34:59
Воложин
- Лисинкеру.

Специально для вас написал статью.

332769  2015-12-10 12:23:31
Воложин
- - И вовсе не из идеи могущества произошли размеры «Давида». Вот свидетельство современника и биографа, Вазари:

«Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда, ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи, а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся; пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления кусков, и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений. Из мрамора этого размером в девять локтей начал, на беду, высекать гиганта некий мастер Симоне из Фьезоле и сделал это настолько плохо, что продырявил его между ногами и все испортил и изуродовал так, что ведавшие работой попечители Санта Мариа дель Фьоре, не думая о том, как ее завершить, махнули на все рукой, и так она многие годы стояла и стоять продолжала. Микеланджело обмерил ее заново, поразмыслив о том, какую толковую статую можно было бы из этой глыбы высечь, и, приноровившись к той позе, какую ей придал испортивший ее мастер Симоне, решил выпросить ее у попечителей и Содерини…».

- Мало ли какие случайности помогают задуманному.

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100