TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться?

    Я не уверен.

    Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что именно вторая и решает, будет человек писать или нет. И вот появились последующие. Но почти каждый раз перед √ тревожно: получится ли? Потому ⌠почти■, что этой тревоги нет, когда вдруг что-то почувствовал и остаётся только сесть и начать писать. Авось кривая вывезет. И она вывозит обычно. Так дважды авось, если того ⌠что-то■ не было. А была только надежда, что автор знаменит. Значит, не зря. Значит, в нём есть перец. Значит, можно надеяться, что до этого перца я доберусь. У меня ж √ ТЕОРИЯ.

    Впрочем, жуткая теория. Теория нецитируемости художественного смысла. Из-за того, что он подсознательный. В ⌠тексте■ произведения проводятся 2 ценности. А их столкновение даёт третью, нецитируемую.

    И получается, что я √ хозяин-барин. Какую мой ндрав вдруг выберет ценность, не присутствующую в ⌠тексте■, такая и есть то третье, что, мол, рождается в душе в подсознательном виде. И никто мне не указ, если спорит со мной с другой позиции. Это я, мол, а не кто-то способен переводить из подсознательного в сознательное. В слова, то бишь. У меня, правда, нет авторитета. Зато огромная практика. Взаимосогласовавшая тысячи, наверно, разборов художественных произведений.

    Ну, это я перегнул. Против себя. Нарочно. Что разогреться перед стартом. Не ндрав мною руководит. А как бы угол расхождения тех двух ценностей. Результирующая, мол, ценность √ это как бы середина между двумя направлениями. А подтверждением правоты √ огромная практика взаимосогласования и прочих, второстепенных, впрочем, данных.

    Итак, что ж я хочу нынче растолковать?

    Песню Визбора ⌠Ходики■ (1977). Я её до сих пор никогда не слышал (слушать тут, например). Впечатления она на меня, когда услышал, не произвела. √ Давай, ТЕОРИЯ, выручай!

    Но сначала √ что удивило: слово ⌠синева■.

     

    Когда в мой дом любимая вошла,

    В нем книги лишь в углу лежали валом.

    Любимая сказала: "Это мало.

    Нам нужен дом". Любовь у нас была.

    И мы пошли со старым рюкзаком,

    Чтоб совершить покупки коренные.

    И мы купили ходики стенные,

    И чайник мы купили со свистком.

    Потом пришли иные рубежи,

    Мы обрастали разными вещами,

    Которые украсить обещали

    И без того украшенную жизнь.

    Снега летели, письмами шурша,

    Ложились письма на мои палатки,

    Что дома, слава Богу, все в порядке,

    Лишь ходики немножечко спешат.

    С любимой мы прожили сотню лет,

    Да что я говорю - прожили двести,

    И показалось мне, что в новом месте

    Горит поярче предвечерний свет,

    И говорятся тихие слова,

    Которые не сказывались, право,

    Поэтому, не мудрствуя лукаво,

    Пора спешить туда, где синева.

    С тех пор я много берегов сменил.

    В своей стране и в отдаленных странах

    Я вспоминал с навязчивостью странной,

    Как часто эти ходики чинил.

    Под ними чай другой мужчина пьет,

    И те часы ни в чем не виноваты,

    Они всего единожды женаты,

    Но, как хозяин их, спешат вперед.

    Ах, лучше нет огня, который не потухнет,

    И лучше дома нет, чем собственный твой дом,

    Где ходики стучат старательно на кухне,

    Где милая моя и чайник со свистком.

    28 июня 1977

    Памир

    Там же речь шла о том, ⌠что в новом месте / Горит поярче предвечерний свет■. А с предвечерним как-то не вяжется синева. С предвечерним светом ассоциируется краски тёплые: жёлтая, оранжевая, розовая. А синяя √ она с утром┘

    Зато синяя птица счастья┘

    С новым местом связывается счастье. Такая вот┘ очень солидная ценность.

    И тогда сколько-то противоположная ценность √ Польза. А с нею связывается быт, ⌠"Это мало "■, произнесённое о множестве книг, единственном, что есть в доме лирического героя. С Пользой ассоциируются ⌠покупки■, ⌠ходики■, ⌠чайник со свистком■, ⌠вещами■.

    Ценностное столкновение налицо: он √ романтик с этикой Счастья, она √ мещанка с этикой Пользы. Романтики ⌠спешат вперед■ и счастья не достигают, как бы ⌠много берегов■ ни ⌠сменил■. А мещанка┘ Ей польза важна. Поэтому с нею ⌠другой мужчина■. И всё хорошо и уютно: ⌠чай■, ⌠ходики■.

    А песня √ грустная.

    Так если б у меня не было ТЕОРИИ нецитируемости художественного смысла, я б какими этот смысл словами расписал? Я б обратил внимание, что романтик в конце сожалеет, что он не мещанин. Я б вспомнил, что финал √ особое место в произведении, особо значимое. И грусть песни я б отнёс к грусти романтика о романтической недостижимости счастья, возможного лишь в качестве счастья мещанского.

    Но.

    У меня ж ТЕОРИЯ.

    Раз слова о мещанском счастье написаны в тексте ⌠в лоб■ или образно (⌠почти в лоб■), значит, эта ценность не может быть предметом озарения о том, что выражает собою та смута, которая вас, слушателя, всё-таки охватывает. А что может быть предметом озарения (не фигурирующим в тексте)? √ Третья ценность! Не романтическая и не мещанская.

    Какая?

    Этика Долга!

    Она согласуется и с тем, что левые шестидесятники, хотевшие было вылечить социализм от скатывания в капитализм (вылечить от тяги к вещам, к комфорту) были, - так уж провалились гуманитарии в так называемом социалистическом государстве, - лишены названия для художественного стиля это лечение выражавшее. Применялось название ⌠романтизм■. Которое в корне неверно. Ибо романтизм, если одним словом √ это эгоизм, если нравственно, и √ это солипсизм, если философски. Это индивидуалистический идеостиль. Тогда как у левых шестидесятников, бардов, идеостиль был, наоборот, коллективистский. Я б предложил назвать ⌠монтизм■. От слова ⌠Лермонтов■. Ибо идеостили повторяются в веках, и Лермонтов имел такого типа идеал, что и левые шестидесятники.

    Кем и был Визбор. Не сломленный даже и в 1977 году. И в ⌠Ходиках■.

    Да, грустный, что всё более недостижим что-то становится его идеал.

    Вот мелодия √ она ⌠почти в лоб■ выражает это. А вся песня┘ Она это делает сложно: сочувствия, противочувствия, возвышение чувств (катарсис) и, наконец, последействие искусства √ озарение, что собою словесно представлял катарсис.

    Не зря Визбора так чтят. Не за такую, правда, сложность. Такое понимание художественности не принято как осознанное. Но оно испокон веков принято подсознательно. Потому и не бывает ошибок славы в веках.

    Я вспоминаю рассказ моей жены, как она пронзительно была впечатлена словами в моём письме √ я тогда только женихался √ об этиках долга и счастья. Она, говорила, не выдержала и кому-то на работе это прочла, и получила совет этого парня не упускать. А я понимаю, почему она была пронзена. Она ж сама была стихийной левой шестидесятницей, туристской очень трудных маршрутов, выступала на слётах КСП, где большинство тогда было не с прокапиталистическим Галичем, а с тогда прокоммунистическим Окуджавой (певшем о комиссарах в пыльных шлемах). Но они для характеристики себя применяли слова ⌠романтизм■, ⌠романтик■. Даже турклуб, воспитавший её такою, назывался ⌠Романтик■. И вдруг √ я с этим различением этик┘ √ Что ей было до мещанского совета не упускать такого умного парня┘ Она родную душу пронзительно почувствовала. Я оказывался √ свой! Родной!..

    12 мая 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
315227  2014-05-12 16:25:09
Л.Лисинкер
- //С.Воложину // Так это же Вы про себя:

--

" ... Что ей было до мещанского совета не упускать такого умного парня Она родную душу пронзительно почувствовала. Я оказывался свой! Родной!... "

--

Это же - факты Вашей биографии. Причём здесь Ю.Визбор ? И его "Ходики", которые спешат, копируя своего хозяина. А теперь вообразите, что бы в Ваш адрес сказали бы читатели рус_переплёта, если бы в адрес А.Пушкина вы бы сказали:

А ведь А.Пушкин был, строго говоря, - блудлив ...

Так что, мой вам совет: подправьте название сих заметок про Ю.Визбора. Уверяю вас, не наше дело давать моральные оценки - К Л А С С И К_ам.

315228  2014-05-12 16:39:18
Воложин
- Лисинкеру.

Ну да. Про себя. Жаль, машинка эта, переводящая в аштээмэль-код, не даёт пробельную строку между тем, что про Визбора и тем, что про меня. Но как вы сами не поняли, что после того, как я разделался с Визбором, я принялся за себя?

Впрочем При желании можно уметь не видеть в упор.

О. Я написал ответ, не дочитав. У вас там, оказывается, и про Пушкина.

Ну. Так я ли не прав? Вы ж сумели не увидеть вопросительного знака в названии!

Я боюсь, что не вам мне советовать, как писать, при таком

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936), подумал, что и он в долгу не . . .

18.02.2014
11:52

"Огни" и "Сны России".

    Опять о Чехове. Если вспомнить (мне, а читателю надо поверить на слово), что я почти не заметил у Чехова изменений идеала, который вдохновлял его сочинять . . .

10.02.2014
17:52

Ярость Набокова в "Лолите".

    ═ ┘недостаток общих высоких идеалов. То же самое относилось, собственно, и ко многим американцам из среды творческой интеллигенции, подавленным . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100