TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих . . .

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, . . .

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться.

    ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает:

    ⌠Эта ⌠штука■ о том, как один сумасшедший вообразил себя писателем, и потом, что естественно для тех и для других, стал представлять себя поочередно то влюбленным, то потерявшим любимую, говорящим животным и римским прокуратором, и даже Спасителем и Сатаной┘

    Он сам себя обвинял и оправдывал, вещи вокруг нас выглядели для него не так, как видим их мы, и от этого наш герой казался со стороны еще более ненормальным.

    В минуты просветления (а таковые случались) мечтал он об успокоении, ибо рай ему ни в каких фантазиях не являлся, да и не заслуживал подобный выдумщик Света по его собственному убеждению. Однако человек этот ⌠выписал■ себе истинное счастье вполне реально ≈ дом, сад, свечи, лист бумаги и перо, чашка кофе, может быть┘

    За мной, слушатель!

    Простите, Михаил Афанасьевич, если что не так┘

    Этот жест вежливости ничего не значит, раз авторы решили поиздеваться над высокодуховным произведением литературы. Я сразу подозреваю, что они √ постмодернисты. В 1977-м, когда Грушко либретто написал, было уже, в чём огромном разочароваться √ в оттепели хрущёвской, когда левые шестидесятники хотели починить испорченный социализм, а правые √ перевести его в ⌠социализм с человеческим лицом■, ступенькой возврата в нормальное русло истории, в капитализм. Ни то, ни другое не вышло. Несгибаемый идеализм Булгакова был уже не нужен. Во всяком случае, ЭТИМ авторам: Грушко и Градскому.

    Первое действие

    Первая картина

    Институт Стравинского ≈ клиника для душевнобольных

    Мастер у окна┘ Издалека, кажется с Патриарших прудов, доносится вальс духового оркестра┘■.

    Первые звуки насмешку вполне подтверждают. Градский унижает духовой оркестр. Толстые такие, неповоротливые звуки. Провинциализм какой-то. Это ж, по Булгакову, 20-е годы. Началось массовое искусство, искусство для масс. Низкое. Примитивное. Как и необразованные массы нэпманской России. Градский, из исторического далёка своего, думая, наверно же, что магистраль истории проходит на Западе с его рок-музыкой индивидуализма, насмехается этой неуклюжей музыкой над, по большому счёту, выходом масс на арену истории.

    А чирикание птиц?

    По-моему, тоже не придаёт уважительности сочиняемому.

    Но со вступлением инструментов, тоньше звучащих, слышится и некоторое сочувствие автора к несчастному сумасшедшему. В смысле √ человек же┘ Все мы в некотором отношении в сумасшедшем доме живём. Да и не в изменённом ли психическом состоянии находится поэт, когда он творит?..

    Вступает Мастер (Градский). И никакого осмеивания уже не слышно.

    Впрочем, это √ если не вслушиваться в слова.

    Когда душа и разум

    устанут от разлук,

    одной случайной фразы

    достаточно, мой друг┘

    Одной небрежной темы

    и двух удачных нот┘

    И вот уже не те мы┘

    И мир уже не тот.

    И мир уже не тот┘

    Приди о, луч, к монете,

    упавшей в полынью.

    Тебя ничем на свете

    я не обременю.

    Я лишь сверкну и этим

    утешусь хоть на час┘

    Подобно малым детям,

    всегда живущим в нас┘

    Всегда живущим в нас┘

    Ибо если задуматься о словах┘ ⌠одной случайной фразы■, ⌠Одной небрежной темы■, ⌠малым детям■, ⌠утешусь хоть на час■ Ничтожеством так и шибает. √ Авторы очень далеки от сочувствия даже и к творцу. Ибо НЕТ ничего стоящего на свете. √ А Мастер? √ Смирение паче гордости.

    Дальше вступает Бегемот. С Патриарших. Гнусавым голосом.

    Патриаршие пруды

    от любой спасут беды.

    Посидишь часок-другой ≈

    и горе снимет как рукой┘

    Посидишь часок-другой ≈

    и горе снимет как рукой!

    А мы знаем, какая трагедия с Берлиозом там случилась┘ Или трагикомедия┘

    Хорошо, Булгаков смеялся над духовным, но бездушным атеистом. Но он же смеялся и над нечистой силой, карающей эту бездушность. То есть он был за самородную душевность, а не за неё же под страхом наказания. Идеал ого-го какой высоты.

    Так для него, думается, нужно было Булгакову Берлиоза, виноватого, показать раньше наказывающих. Но нужно ли это в опере, когда все знают, зачем появились в Москве черти, вершители ⌠Справедливости■, какими они выставлены Булгаковым, без смеха исповедующим Справедливость, без кавычек? √ Т.е. показ Берлиоза раньше всех не обязателен. Пусть в опере можно очерёдность показа поменять. Но сходу насмешка над силами Зла (или ⌠Зла■) означает ли насмешку и над идеалом Булгакова? Булгаков всё-таки не сразу над ними начал потешаться┘

    Он начал чертовщину показывать с того, за что стиль его романа назвали магическим реализмом. Помните? Берлиозу стали глюки показываться. √ Аж мурашки по телу бегут от предчувствия беды.

    Булгакова можно понять. Он, атеист, завидует религии, сумевшей привить своим верующим огромные глубокие переживания, да ещё и с нравственностью связанные. Ему б хотелось, чтоб и атеисты так смогли. И он в отчаянии, что они √ в СССР √ так не могут. Потому он с таким пиететом подходит поначалу к мистическим предчувствиям Берлиоза.

    Авторы оперы не были обременены такими переживаниями.

    Я всё больше подозреваю авторов в тупом (потому что осознаваемом) постмодернизме.

    Мистика √ дело великое. Она у Булгакова чувствуется с первых слов:

    ⌠Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах┘■.

    Эпическое ⌠Однажды■.

    А дальше чувствуете ритм?

    _ / _ | _ / _ || / | _ _ / _ | / _ _ | _ / _ || _ / || / | _ _ / _ | _ /

    Проза. Предельное разнообразие. Звукослов 2, 4, 1, 3. Ударений 2, 3, 1, 2. А в то же время всё √ обстоятельства. 2 √ времени и 2 √ места. √ Что-то грандиозное будет.

    А в опере?

    Мастер (фантазируя).

    Однажды весной,

    в час жаркого

    заката,

    на Патриарших прудах┘

    Верлибр. Из-за него пропало важное слово, характеризующее у Булгакова исключительность √ ⌠небывало■. А главное √ галантно-томно звучит.

    Мастер как бы заразился развлекаловкой Бегемота и сам решил побаловаться рифмоплётством:

    Однажды весной, в час жаркого заката,

    на Патриарших прудах

    Два гражданина, два литератора

    спорили о пустяках.

    Причём Мастер в опере подменил собою Булгакова.

    В романе ж текст Мастера только ершалаимский. И √ потрясающий. Как бы богоданный. А в опере, вот, Мастер гламурный какой-то.

    Что это? √ Выпад против Булгакова лично?

    А вот как звучит сакраментальная первая фраза романа Мастера

    Шаркающей кавалерийской походкой,

    в белом плаще с кровавым подбоем,

    в городе Ершалаиме,

    четырнадцатого нисана

    вышел из дворцовых палат

    пятый прокуратор Иудеи

    всадник Понтий Пилат┘

    Правда, авторы постарались. Градский поёт предельно торжественным голосом, под мерные удары гитары, падающие на ударно произносимые слоги (красным), по три ударения на каждом стихе верлибра.

    Но мне кажется, что и в этом √ насмешка. Чем? Ненатуральностью произнесения.

    У Булгакова эта фраза ошеломляет, наоборот, натуральностью звучания, несмотря на её длину (30 слов). И┘ хоть вы читаете молча √ она гремит у вас в воображении. И построена она, как волна. Взвивается и падает.

    ⌠В белом плаще

    с кровавым подбоем,

    шаркающей кавалерийской походкой,

    ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана

    в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого

    вышел прокуратор Иудеи

    Понтий Пилат■.

    Сама самодостаточность.

    Внешняя. Как скоро становится ясно. Пилат болен гемикранией. Тем не менее √ работает. Долг √ превыше всего. И всё нам известно наперёд. Как-то да слышали или сами читали в Библии. Во всём √ железная предначертанность. √ Чтоб рухнуть. Невидимо √ сперва в подсознании. Нравственность не может быть предначертанной. Она живая. Что было б открытием при сталинщине, будь роман тогда опубликован. А в литературе (для классического характера) это есть открытие в масштабе истории литературы.

    А как к этому открытию может вывести Градский? √ Никак. Тем более, что он сведение о гемикрании и вообще подневольности вывел не как внутреннюю речь, а как истерический крик:

    Будь проклят град Ершалаим!

    Зачем меня заставил Рим

    быть прокуратором твоим?!

    Проклятье!┘

    Будь проклят жирный запах роз

    и головная боль до слёз!┘

    Куда запропастился пёс?!

    Проклятье!┘Зажата голова в тиски!

    Воспламеняются виски!

    И нет спасенья от тоски!

    Проклятье!┘

    Мне могут возразить, что и у Градского это подразумевается как внутренняя речь. Но я не могу так думать естественно, если этот Пилат кричит изо всей мочи.

    Это √ издевательство над булгаковским Пилатом.

    Опера вообще работает с очень сильными чувствами, внешне ярко выраженными. То есть, если надо было холодной трезвостью во всём разочарованного творца выступить против булгаковских идеализма и Пилата, то именно оперу и надо было выбрать √ осмеяние гарантировано.

    Это всё должно было быть ясным мне и самому, без подсказки. Но я слушал оперу сразу после телеинтервью с Градским, исполненного пиетета интервьюеров перед великим человеком. И Градский так милостиво с ними себя вёл. Как и пристало великому. Вот я и подпал под эту магию. Хоть мне не запомнилась ни одна ария. Хоть я ни разу не взволновался.

    Впрочем, вру. Меня впечатлил вскрик Маргариты, когда вербующий её Азазелло, стал декламировать-петь строку из романа Мастера. Я забыл этот сюжетный ход.

    Но это исключение. А правило √ равнодушие.

    Как-то так часто бывает с произведением, когда оно рождено не подсознанием.

    То есть Градский правильно понял роман Булгакова, но он не мог разделить его идеал √ у Градского НЕ БЫЛО идеалов в принципе. То есть он был обязан всё-всё-всё у Булгакова осмеять. Что в принципе не есть деятельность подсознания.

    Скажете, что раз так - я и не должен был бы заниматься этой оперой, раз взял себе за правило осмыслять катарсис, который иным, чем подсознательным, и не бывает.

    Но. Раз уж случилось, что не заметил насмешливости┘

    Вы меня простите, читатель?

    12 апреля 2014 г.

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100