TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

     

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное для времени создания. Так? Я могу ошибиться, впасть в соблазн.

    Более объективна возможность фальсифицируемости конкретного подсознательного идеала, угаданного мною и сформулированного словами. Пример. Я знаю, что я, в общем-то, мало знаю творчество и жизнь Высоцкого, как ни много я слышал его песен. Это объективный факт. И объективный факт (прошу поверить на слово), что я не слышал серьёзной его песни, в которой бы фигурировал Ленин. Объективный факт и тот, что и Сталин, и Хрущёв опирались якобы на идеи Ленина как верные, и это распространилось на многих, даже на художников-диссидентов, выставку которых обхаял Хрущёв вопреки ленинским-де идеям.

    Белютин. Похороны Ленина. 1962. Холст, масло.

    Смысл этого экспрессионистского произведения – истошный крик: Ленин (или ленинская идея настоящего социализма), на кого ты нас покинул (покинула)!

    Анекдот в том, что в ленинском “Государстве и революции”, написанном накануне Октябрьской Революции, Ленин был за настоящий социализм (за постепенно отмирающее государство). Как только революция совершилась, он отказался от этой идеи ради централизма, без которого было не выжить. Я это узнал недавно, около полугода назад. Я сам имел, думал – доморощенную – такую же идею настоящего социализма. И находил много лет раньше её же в качестве подсознательного идеала Высоцкого. Из чего, из подсознательности, следовало, что Ленина не должно быть в песнях Высоцкого (святое не выговаривают словами). И это всё я тоже считаю достаточно объективными вещами.

    И объективным же можно считать некое всезнайство интернета.

    Так фальсифицируемость моей идеи о настоящем социализме как подсознательном идеале Высоцкого состоит в том, чтоб найти всё же его песню с Лениным как персонажем. (Найти можно с помощью всё знающего интернета.) Нашёл – моя теория не верна. Но если не нашёл – верна с большей, чем раньше, вероятностью.

    Ну я спросил, помню, поисковик: “Высоцкий Ленин”. И тогда нашёл только его опросный лист. А тот – не серьёзная песня. – Фальшивая теория провалилась. А настоящая выдержала испытание на фальсифицируемость. Параллельно подтвердилось, что у Высоцкого был подсознательный идеал.

    У меня ещё только один-два таких случая было за всё время моих штудий.

    А вот теперь я, кажется, нарвался на ещё одно доказательство.

    "Историю русского авангарда тоже можно представить как историю ссор и взаимных подозрений. Владимир Татлин даже днем плотно занавешивает окна своей мастерской, потому что ему кажется, что Малевич подглядывает и крадет идеи. Паранойя, конечно, но характерная. Ольга Розанова обвиняет Малевича в плагиате; она пишет: “Весь супрематизм — это целиком мои наклейки, сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя”. Михаил Ларионов придумывает название “Бубновый валет”, но в объединении с этим именем уже не будет ни его, ни его жены Гончаровой: случилась, как писали в газетах, “ссора хвостов с валетами”. В начале 20-х годов Кандинский инициирует создание Инхука — московского Института художественной культуры, и совсем вскоре группа конструктивистов во главе с Александром Родченко оттуда его изгоняет. То же самое было в Витебске: Марк Шагал приглашает туда Эль Лисицкого, тот приглашает Малевича, после чего Шагалу приходится Витебск покинуть. Прежде ситуация конфликта никогда не выглядела столь тотальной” (Ельшевская).

    А всё очень логично объясняется. "Прежде”, в XIX веке, было засилье прикладного искусства. Академизм усиливал переживание класса-победителя (дворяне поражением декабристов удержались на вершине социальной пирамиды). Неверно называемый реализм обслуживал плач разночинцев по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли. Натурализм усиливал ненависть к безыдеалью. Из тоски натурализма были выходы тоже в прикладное искусство. Один: замысел сознания, что можно успокоиться, если признать Зло нормой – декадентство. Другой: осознаваемое крайнее отчаяние из-за, кажется, всесилья Зла – экспрессионизм. Третий: безумный рывок из отчаяния в какое-то заоблачье – символизм. Последние два из-за крайности чувств уже здорово заигрывались с корёжением натуроподобия. И всё это – прикладное искусство, порождение замысла сознания. Это не такие глубокие переживания, как от подсознательного идеала. А подсознательным идеал стал тогда же, в конце XIX века, от крайнего же разочарования не коллективистов, в общем-то, а индивидуалистов. Те, ницшеанцы, в глубине души побежали вообще в немыслимое для большинства принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Выражается корёжением натуроподобия. Это – глубоко. Из-за такого возможны более глубокие ссоры. Другая глубина предстала и перед коллективистами – перед футуристами. У каждого было своё понимание о прогрессе, и они его славили. Но. У каждого прогресса есть свой непереносимый, но сознанию не данный изъян. И, чтоб прогресс всё же славить, приходилось как бы до боли закусывать губу – корёжение натуроподобия. Вот ницшеанцы и футуристы и дрались с повышенной силой.

    У Татлина был такой вариант прогресса – научность. А Малевич очень близко подошёл к адекватности выражение метафизического иномирия: вещей уже нет (геометрические фигуры – не вещи), а пространство ещё есть (есть ближе и дальше). Ещё немного – исчезнет и пространство, и это будет полное метафизическое иномирие.

    Представляете, какая разница в подсознательных идеалах? Научность и иномирие. Материал и метафизика.

    Как им не драться друг с другом.

    Кандинский сделал последний шаг к адекватности образа принципиально недостижимого метафизического иномирия – он стал рисовать совершенную беспредметность (у Малевича ещё оставались геометрические фигуры). А у Родченко был идеалом прогресс в виде абсолютной рациональности. Начавшийся НЭП был ему нож в сердце. А советская власть, НЭП введшая, была рукой, вонзившей нож. И он сооружал сборно-разборные вещи, способные при складировании занимать наименьшее место – принцип целесообразности! – Такую он держал фигу против советской власти, непонятным отступлением занявшейся. Кандинскому же любая власть была от мира сего, следовательно, бежать от неё в иномирие. – Опять как столкновение биллиардных шаров: Кандинский и Родченко. Один ницшеанец, другой футурист.

    Даже ницшеанцы пассивные (“Бубновый валет”) дрались с активными (Ларионов).

    Дрались подсознательные идеалы, не данные сознанию, поэтому сознание это оформляло самым поверхностным образом – как драку одних формализмов с другими формализмами же. Или как драку за славу, маркируемую тоже формалистски, что мы и прочитали у Ельшевской.

    30 августа 2022 г.

     

     

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100