TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

     

    Сперва художников просто считали общающихся с богами (убогие – у Бога). По мере краха религии перешли к подсознательному идеалу как вдохновению. Но суеверия не отпускают. "Половина деканического календаря – это 126 лет, и это 3,5 цикла, 3,5 градуса прецессии (смещения земной оси). В то же время семиконечная Звезда Магов за сутки делает ровно 3,5 оборота” (https://iknigi.net/avtor-iolanta-prokopenko/82573-sakralnaya-geometriya-energeticheskie-kody-garmonii-iolanta-prokopenko/read/page-5.html).

    Темнота мировоззренческая не чужда и искусствоведам, вот одна из них увидела 3,5 витка спирали в рафаэлевской “Мадонне в кресле” (1513-1514).

    Даже лишила картину формы круга, какую та имеет. Спираль не взялась с бы с ним.

    Наплевала на то, что спираль получилась не архимедова (у той витки всюду на одном расстоянии друг от друга), которую приняли за многосмысленную.

    Наплевав, что первый виток не круглый, что второй виток не поддерживается узором на зелёном платке, что третий виток почти на всём протяжении ничем не поддерживается, а полностью произвольный, что четвёртый виток, поддержанный круглой рамой, искусственно не продолжен дальше по кругу, чтоб получить именно 0,5 витка.

    Нет. Надо притянуть магию сегодняшнего пошиба, чтоб одухотворить невоцерквлённых зрителей:

    "…мы с вами увидим, что это спираль в три с половиной оборота. Это не потому, что я при думала, что это спираль в три с половиной оборота, а потому что именно так была организована композиция этой картины. Она сначала была организована, а уже потом она была осмыслена как образ. А что такое спираль в три с половиной оборота [и на экране появляется фото

    какой-то галактики в созвездии Большая Медведица, как показал поиск по картинке; причём сфотографированы две спирали в полтора оборота каждая]? Что такое спираль в три с половиной оборота, как не, - очень широко и тогда, и сегодня известно, - знак вселенский, знак о сущности, знак вообще построения Вселенной. [Она не знает, что в 1936 году Хаббл предложил классификацию видов галактик по мере их развития,

    где начальная стадия шарообразная, а спиральная (обязательно две спирали, а не одна) есть одна из фаз; про скопления галактик, как устройство Вселенной, она не слышала; и не в том дело, что астрономию убрали из школьной программы в 1993 году, эта искусствовед, 1930 года рождения, её учила в 1946 году, но у неё душа не лежала к точному знанию, и она осталась мировоззренчески хромой] А также спираль, которая находится на панцире улитки [и даётся кадр улитки со спиралью в 4,5 витка], что одно и тоже. Это что: случайно? Или Рафаэлю было ведомо? Ну конечно это было ведомо. Потому что, начиная ещё со Средних веков, начиная ещё со строительства готческих соборов вписывание фигуры в символы композиции. Рафаэль ВЛАДЕЕТ этим искусством. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. У них у всех есть общая черта. Они прежде, чем что-либо делали, они структурировали свои произведения. И Рафаэль в этом смысле первейший” (https://www.youtube.com/watch?v=-GOfswn4gbU).

    Она формализовала работу на художника. На самом деле тот начинает с вдохновения.

    ""Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение” как “акт свободной художнической воли”. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент “изобретения, выдумывания”, свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на “сочинение историй” в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento — сочинение)…

    Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность” (Википедия).

    Рафаэль и правда эту вещь структурировал - тут круг. Окружность нужна для выражения тесноты, камерности, интимности. Здесь она поддержана не только рамой, но и дугами расположения рук и ног: левой руки Христа, правой руки Мадонны, ступнями Христа, коленями Мадонны.

    А зачем интимность?

    Идеал-то (гармонии низкого и высокого) сознанию не дан. А вокруг в домах висят иконы с золотыми небесами-фонами.

    Вот Рафаэль и нарисовал противоположное: крестьянскую семью в тёмной комнате. Еле-еле только пририсовал нимбы, причём Христу совсем не пририсовал!

    Сознание Рафаэля, надо думать, от такого противоречия с религиозной действительностью в возмущение не пришло. Потому что ЧТО-ТО оказалось выраженным – тот самый идеал гармонии низкого и высокого.

    Формализму места не должно быть. Художник, настоящий, не придумывает сначала символ, чтоб потом вписать в него фигуры, а мучимый неясным требованием выразить ЧТО-ТО, словами и символами невыразимое, приступает к холсту, вслушиваясь во что-то в себе.

    Так должен бы поступать и искусствовед. А не городить мало чему на картине соответствующую спираль.

    Но искусствовед городит во всеоружии своего вкрадчивого голоса, пассов руками, закадровой музыки, веры в эту минуту самому себе. И… Ей-богу способен внушить, что белое это чёрное. Впадаем же мы в гипноз под действием гипнотизёра, сами того не желая. Так и тут.

    13 июня 2022 г.

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100