TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних рассказов в сборнике Борхеса “Выдумки”. В отличие от предшествующих рассказов сборника, я прочёл их один за другим в надежде что-то понять, раз они по авторскому предисловию к сборнику приставлены к остальным, написанным в 1944 году. – Полным дураком себя чувствуешь по прочтении каждого. Впечатление, что с этими дело гораздо тяжелей, чем с предыдущими, которые тоже с первого прочтения не давалось понять.

    Именно понять. Потому что, в результате, оказывалось, что никаким подсознательным идеалом Борхес вдохновлён не был, а движим был замыслом под воздействием идеала осознаваемого, идеала мещанской жизни, рациональной, серенькой, но уютной, без залётов.

    Три последних рассказа, вроде тоже являют собою протест против жизни не мещанской, героической и трагической. Со страстями. Скрытая насмешка, вроде. Не знаю только, можно ли это доказать.

    Но попробую.

    Если предположить, что фамилия Рекабаррен немецкая (на манер Эттинген), и помнить, что предыдущие рассказы 1944 года были так или сяк направлены против нацистской исключительности, то этот лавочник, который со "спокойствием… воспринял когда-то грубость и запустение этого континента” (Южной Америки), это беглый нацист в Аргентину. Он здешнее существование неисключительных, по его мнению, людей настолько презирает, что, когда жизнь его наказала параличом, он отнёсся к этому с безразличием, в которое он впал с поражением нацизма. Это его, парализованного, голос слышится в авторском:

    "Привыкнув, подобно животным, жить только настоящим, он смотрел на небо, размышляя о том, что…”.

    Какая ему разница после поражения великой нацистской идеи жить в Аргентине здоровым или парализованным? Это так и так жизнь мещан, то есть животная жизнь.

    Или всё-таки нет. Он, и смирившись, не смирился где-то. Если он в Германии был ницшеанцем (из-за мерзости мира идеалом имел метафизическое иномирие), активным демонистом, то теперь он пассивный демонист (пробуддист), с идеалом малочувствия. Он мало, но всё же глубоко чувствует. – Продолжение цитаты такое:

    "…о том, что багровый цвет полной луны предвещает несчастье”.

    И ницшеанство, и пробуддизм – внеисторические мироотношения, если крайнее разочарование во всё-всём мыслимо думать возникающим в конкретном человеке когда угодно. (Меня на такую мысль толкает то, что оба эти мироотношения возникают и возникают в течение ХХ века да и теперь то и дело. Можно, конечно, счесть, что просто всё новейшее время таково, что рождает и рождает крайнее разочарование. Тогда я зря придаю ницшеанству и пробуддизму внеисторичное качество.)

    Так или иначе, после создания Борхесом сборника своих рассказов появился в Чили такой художник, который выражает, по-моему, настроение этого Рекабаррена.

    Бассо. Луна на восходе. 2019.

    "Залитая закатным солнцем равнина казалась нереальной, будто пригрезившейся во сне. На горизонте появилась точка, она росла, пока не превратилась во всадника, скакавшего по направлению к лавке”.

    “Равнина была всюду одной и той же. Над ней сияла луна”.

    “Бывает час, когда равнина будто силится сказать что-то. Но никогда ничего не говорит, а может быть, никогда не смолкает, только мы ее не слышим или не понимаем речей, невыразимых, как музыка”.

    Борхес, по-моему, с большой честностью дал в своём авторском голосе голос поверженного фашиста.

    Почему он так щедр?

    Потому что дал образ страстного – как назвать? – антибандита, негра.

    "…утверждают, что аргентинский расизм проявляется множеством уникальных способов, которые связаны с историей, культурой страны и различными этническими группами, которые взаимодействуют в стране” (Википедия).

    Борхес так же честно, как и с беглым нацистом, даёт общепринятую уничижительную точку зрения в стране на негров:

    "Мелодия [негра] казалась [Рекабаррену] жалким лабиринтом, который то скручивается, то раскручивается”.

    “Негра, понятно, никто в расчет не принимал”.

    У него нет имени.

    Мартин Фьерро, - неясно какого характера он убийца, но явно кумир многих (на вороном коне, в пончо и широкополой шляпе), - говорит с ним на ты и вызывающе презрительно.

    Зато Борхес наделил негра деликатностью, мягкостью, страстностью и месть этому Мартину Фьерро (смерть) за убийство брата семь лет назад квалифицирует как "свое праведное дело”. А самое главное:

    "Завершив свое праведное дело, он снова стал никем. Точнее, незнакомцем, которому уже нечего делать на земле, ибо он убил человека”.

    Вот это отдаёт "такою способностью всемирной отзывчивости”, как Достоевский сказал о Пушкине, что можно только подивиться.

    Нет, сам Борхес не страстный. Мещанский идеал таким качеством не обладает.

    Но, дав во всей красе нациста Рекабаррена, убийцу Мартина Фьерро и им противоположного негра, Борхес отдал дань этой своей осознаваемой ценности, которую мало кто избирает своим идеалом.

    7 сентября 2021 г.

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100